Сегодня «детская» тема вопиет к небесам. После трагедии в Кемерове о детях лучше не писать - болит, кровоточит. Но этот фильм я посмотрела за полторы недели до кемеровского кошмара и тогда же подумала, что промолчать не смогу.
Замечательный артист, любимый мною Валерий Баринов, снимавшийся в картине «Вдвоем на льдине» (2015, реж. Вал. Игнатьев, Гран-при на фестивале в «Орленке») в роли хирурга, директора детского онкологического центра, перед показом ленты сказал: «Обещаю вам удовольствие». И, наверное, часть зрителей это удовольствие получила.
Еще бы: мальчик музыкант, с красивыми кудрями, играющий Рахманинова на непонятно откуда взявшемся в онкологическом центре рояле, девушка - художница, рисующая на стене лечебного корпуса что-то романтическое, – вот каких героев нам припасли. А любовь, возникающая между этими двумя раковыми больными, – разве она не выжмет слезу? Не вызовет прилив сострадания? И вот они уже бегут, взявшись за руки, по архитектурным пространствам – иначе не скажешь - светлого, утопающего в зелени, и ничуть не похожего на больницу ракового корпуса. Бегут по каким-то недостроенным этажам, по лестницам, выходящим к небу, и там, на самой верхушке, на фоне золотого заката – застывают в позе блажества.
Здорово! Просто здорово! А вот итересно, где это снимали! Облазила интернет – не нашла сведений. Обычно можно найти, где снимался тот или иной фильм, в этом случае - молчание.
Посмотрела картинки всех московских детских раковых учреждений, нет, как-то непохоже. Уж больно фантастично то, что нам показали. Может, специально сконструировали? Для кино? Если ошибаюсь, пусть мне напишут те, кто видел такую красоту воочию. Причем красоту еще необжитую и малонаселенную, в каждой комнате по двое разновозрастных постояльцев.
Когда-то, когда мы с сестрой были маленькими, на Ленинских горах было построено чудо архитектуры – Дворец пионеров. Могу свидетельствовать - от новизны и оглушительной смелости архитектурных решений захватывало дух. Стекло, керамика, металлы, полные воздуха пространства, лестницы, пролеты, перекрытия, зимняя оранжерея, разнообразие форм протяженного здания, расположившегося в красивейшем месте столицы на Ленинских (Воробьевых) горах – все это вызывало радость – за себя, «советского пионера», и гордость – за страну, сделавшую детям такой подарок.
В 1961 году государство, отправившее в полет Гагарина, могло себе позволить такую немыслимую трату – на тех, кто не сеял, не жал, не строил, но считался будущим страны. Это была своеобразная пиар-акция и одноврменно акция устрашения для всех «буржуинов» - смотрите, как мы умеем, и все это великолепие - для детишек бесплатно.
Бесчисленные кружки действительно все были бесплатными. Заниматься в них было одно удовольствие. В новый Дворец пионеров водили экскурсии, автобусами привозили иностранацев из капстран. Свои также пытались отщипнуть от детского пирога. Во Дворце пионеров снимали фильмы о прекрасном советском настоящем и светлом будущем. Довольно часто я узнавала знакомые коридоры при просмотре тогдашней кинопродукции.
Может быть, и сейчас решили отгрохать нечто подобное, небывалое, грандиозное – для больных детей? Больных самым страшным заболеванием века, не оставляющим надежды? Но...как-то не верится.
Слишком много вокруг примеров того, что детям не дают, а у детей отнимают. Алчное государство с удовольствием сожрет все само, но не поделится с больным ребенком. Родители вынуждены собирать деньги для лечение своих несчастных чад за пределами России, внутри страны создаются благотворительные фонды, чтобы помогать несчастным родителям и их больным детям. Бюджетные расходы на медицину в стране постоянно сокращаются.
Тогда как же совместить то, что есть, с тем, что нам показали?
Очень просто.
То, что нам показали на экране, - обыкновенная заказуха. Режиссер Валерий Игнатов снял свой фильм по заказу Министерства культуры и, соответственно, на его деньги. Снял – скажу я вам – хорошо.
Ведь и «Кубанские казаки», не имеющие ничего общего с действительностью, о которых говорят, что тогдашняя крестьянка-колхозница, глядя на великолепие земных даров, показанных в картине, спросила: «А где же это, милые, такая благодать?», - так вот и «Кубанские казаки» сняты были хорошо – красивые кадры, лица, музыка...
О музыке. В фильме «Вдвоем на льдине» (Кстати, название ничем не обусловлено и никак не обыгрывается) музыка очень хороша. Рахманинов. «Вокализ». Божественная мелодия.
А в конце фильма музыкант Роман, уже с облетевшими от химиотерапии кудрями, играет Второй концерт все того же Сергея Васильевича прямо в Детском онкологическом учреждении – чтобы волшебной силой искусства исцелить погибающую подругу.
Бедняжка, ей искусство не помогло - она умирает. Однако то, что с Юлей чуда не происходит, - еще ничего не значит. Силой искусства исцеляется сам Роман – буквально накануне операции.
После исполнения концерта с оркестром рентген показывает абсолютное отсутствие опухоли.
А вы как думали? Если в советской больнице можно разрисовывать стены корпусов и больничных палат, если Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром можно сыграть в Детском онкологическом отделении, если мальчика можно поселить в палате рядом с любимой им девочкой, если во всем отделении только одна «нехорошая» сестра стоит на страже порядка и дисциплины, постоянно получая за это по носу от «хорошего» директора, то вывод можно сделать один: в фильме все понарошку. Все наоборот. Не так, как в жизни.
Примерно тогда же, когда смотрела фильм, я выписала из новостной ленты несколько событий из реальной жизни:
Вот они. 1. Комиссия Госдумы по этике не усмотрела нарушения Слуцким поведенческих норм. 2. Заммэра Москвы считает разумным, чтобы больной, у которого рак на поздней стадии, лечился за свой счет. 3. Роскомнадзор не нашел превышения вредных газов в районе Волоколамска.
Все эти известия так же далеки от правды, чести и совести, как льдины Северного Ледовитого океана от побережья Африки. В них отразился взгляд на порядок вещей тех, кто сегодня стоит у власти в России. Согласитесь, что взгляд этот прямо противоположен человеческому. А теперь посмотрим с этой точки зрения на фильм «Вдвоем на льдине».
Он снят с позиций российской власти в лице ее Министерства культуры, которое хочет воспитывать патриотизм на положительных примерах. Развесистая клюква про детский онкологический центр очень их устраивает. Вы говорите, что в Детских онкологических центрах нет мест? Там лечат за деньги? Не хватает лекарств и передового оборудования?
А вы посмотрите фильм – и убедитесь, что все там есть, и даже с прибавкой. Как льдины в Африке...
***
Требуем освобождения политических заключенных: Олега Навального, Кирилла Серебренникова, Алексея Малобродского, Никиты Белых и других, томящихся в сизо, под домашним арестом, в тюрьмах по неправосудным обвинениям.
Фильм "Вдвоем на льдине"