К 70-летнему юбилею Константина Райкина на канале КУЛЬТУРА показали минисериал Сергея Урсуляка «Один на один со зрителем». Пять получасовых серий были сняты десять лет назад, в 2010, по-видимому, к 60-летию артиста.
Почему так важно, что фильм сделан Сергеем Урсуляком?
Ну, во-первых, не чужой для Константина Райкина человек. Был актером «Сатирикона» почти с начала проекта, семья – тоже «сатириконовская»: жена Лика Нифонтова и дочь Дарья – обе актрисы театра. Во-вторых, не может Урсуляк сделать проходную работу. Каждый его фильм - некоторое открытие, новый взгляд, попытка рассказать по-другому.
Фильм выбивается из разряда «юбилейных». Здесь постарались оба – и его герой, и его автор. Оба люди нетривиальные, к елею и «прелестным картинкам» не приученные.
Цель была, как я ее поняла, в немногих сериях честно и предельно искренне воссоздать путь актера Константина Райкина. Получилось? По-моему, да.
Все серии – Константин сидит в одном месте, по-видимому, в своем кабинете, за его спиной в шкафу среди книг портрет отца, Аркадия Райкина. Вполне допускаю, что молодежь не знает, кто был отцом их сегодняшнего кумира.
Обычная история. Многие из нашего поколения не знали, что отцом Кирилла Лаврова был народный артист Юрий Лавров, а Татьяны Самойловой народный артист Евгений Самойлов. Я еще помню двух замечательных Абрикосовых, отца и сына, в театре Евгения Вахтангова.
Сегодня народный артист Александр Коршунов продолжает дело корифея Малого театра народного артиста Виктора Коршунова и своей мамы Екатерины Еланской. И в семье уже встало на ноги третье поколение актеров. Семейные династии в театре не редкость.
И все же отец Константина Райкина – Райкин Аркадий был особого рода актер и знаменитость. Такую всенародную любовь, признание, обожание - редко кто из советских артистов имел. Аркадий Райкин был асом «эстрадного жанра», выступал с сатирическими миниатюрами и впоследствии создал свой Театр миниатюр, в котором главным исполнителем был он сам, остальные немногочисленные участники труппы служили, как правило, фоном.
Константин рассказывает свою историю, сидя напротив кого-то, кого мы не видим. Рассказывает – азартно, увлеченно, даже вдохновенно. Кому он рассказывает? Рискну предположить, что женщине. Второе предположение – Лике Нифонтовой.
Урсуляк мог уговорить жену посидеть и послушать Художественного руководителя театра, в котором она играет. А Константину было свободно и легко в присутствии милой женщины, актрисы его театра и жены младшего друга, снимающего кино. Любопытно, угадала или нет.
Через весь фильм тянется тема «самоутверждения». Родившись в семье звездного отца и матери-актрисы, подыгрывающей мужу в сатирических миниатюрах, Константин с юношеских лет, с поступления в Щукинское училище, должен был доказывать, что он сам по себе, что он чего-то стоит как артист. Многое мешало и кроме славы отца. Самоедство, недовольство собой, свойственное характеру.
Эта черта, бесспорно, нужна артисту, при всем ее неудобстве. Но было и то, что преодолевалось только талантом и силой характера. Например, увиденные случайно в записи обсуждения спектакля «Современника» слова Виталия Вульфа: «Этот мальчик никогда не будет артистом». Нужно было жить с этой фразой в голове – и доказывать, доказывать, доказывать, что это не так. Константин рассказывает, что , промучившись весь тот день, вечером, на премьере, он сыграл Валентина в пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина» так, как никогда не играл: «Это был первый спектакль, за который мне было не стыдно»...
Было и то, что ударяло по самолюбию, - необходимость воспользоваться помощью отца для формирования своей молодой труппы, зародыша будущего «Сатирикона». В фильме прозвучало, как сложно было «навязать» Аркадию Исааковичу 10-12 молодых актеров чужого для него проекта. Но ведь действительно, даже трудно представить, каких сил стоило старшему Райкину «пробить» ставки для этих артистов, обосновать необходимость их присутствия в его театре. При всей любви к нему генсека Брежнева - знакомого по встречам на фронте, - наверняка это требовало больших усилий. Но чего не сделают отцовская любовь и вера в талант сына! Оказывается, Аркадий Исаакович с самого начала знал, что Константин будет актером. А ведь тот первоначально собирался на биофак ЛГУ, и даже поступил, но потом, втайне от родителей, поехал поступать в Щукинское училище.
Отношения отца и сына как всегда между творческими личностями были не простые. Аркадий Исаакович не был легким человеком, «творческое» общение требовало напряжения и дипломатии. Но один эпизод Константин вспоминает с дрожью в голосе. Это, когда на гастролях в Вильнюсе он и его молодые артисты играли спектакль, а Аркадий Исаакович смотрел на них из зала. А потом пришел в гримерную и, разрыдавшись, сказал: «Какой спектакль!»
Константин Райкин прошел свой, уже не столь короткий путь. Помню его миловидным тоненьким юношей («весь в мать!»), весело и легко выделывающим ногами невероятные коленца. Помню начало его артистической карьеры, всеми отмеченную роль в картине Михалкова «Свой среди чужих...», 1974 (играя без дублера, он мог поплатиться за нее жизнью), а еще были изящные озорные мальчики в музыкальных экранизациях «Много шума из ничего» по пьесе Шекспира (реж. Самсон Самсонов, 1973) и «Труффальдино из Бергамо» по Гольдони (Владимир Воробьев, 1976).
В обеих картинах Италия получилась павильонная, без цвета и запаха, но ведь и у Шекспира, никогда в Италии не бывшего, Италия придуманная, мифическая. Чтобы ее оживить, был нужен живой огонь, зажженный задором, талантом, совместными усилиями режиссера и артистов, а без этого... Без этого получилось то, что получилось.
Потом для меня наступила долгая пауза в театральных и киновпечатлениях – мы обустраивались сначала в самой настоящей Италии, затем - в Америке. Только через много лет я увидела телеверсии спектаклей, где Константин Райкин выступал в ведущих драматических ролях – Гамлета, Ричарда 111, короля Лира...
О некоторых из них я писала. Могу сказать, что везде он шел своей дорогой, его герои ни в чем не напоминали «эталонные» образы, созданные другими, пусть и большими артистами. Не так давно увидела телеверсию моноспектакля по «Запискам из подполья» Достоевского («Вечер с Достоевским, реж. Фокин, 2010), о чем тогда же написала. Пишешь, когда что-то тебя задевает. На мой зрительский вкус, Константин Райкин как актер меняется и растет – в сторону зрелого профессионализма и глубины. А темперамента и техники – ему не занимать.
Скажу еще вот что. Не так давно Константин Райкин не побоялся высказать едкую правду о ниличии цензуры в стране в лицо правящим верхам. И в этом он идет по стопам своего отца. Спектакли Аркадия Райкина всегда были смелыми, в эпоху цензуры явно превышали планку дозволенного. Зрители воспринимали его как борца со злом. Читала, что он получал огромное количество писем с просьбами помочь, защитить против несправедливости, воровства и обмана. Не знаю, есть ли в жизни Константина что-то подобное. Но смелостью отца он, бесспорно, наделен.
Есть русская народная сказка, которую я очень люблю. Почему-то не смогла найти сказки с таким названием в современных сборниках. А в годы моего детства она печаталась под названием «Нерассказанный сон». Там сын не хотел рассказать свой сон отцу, за что тот приказал его привязать к столбу – голого на солнцепеке (бывают же родители!).
Проезжающий по дороге царь сжалился над юношей, и дальше судьба ведет его от одной удачи к другой. В конце сказки, будучи правителем края, он посещает свой дом. Радостный отец радушно его принимает и сам подает воду и полотенце для умыванья. Вот тут-то и приходит для сына время рассказать отцу свой сон: оказывается, именно это ему и снилось.
Понятно, что такие сны можно рассказывать только тогда, когда все свершилось.
Не уверена, что в жизни Констанитина Аркадьевича свершилось все задуманное судьбой, – он человек еще далеко не старый, но право рассказывать «свой сон» он уже завоевал.
Не хочется подробно говорить обо всех сериях – их нужно смотреть, особенно если учесть, что Константин Райкин в них «играет» тех, о ком ведет рассказ, - свою няню, режиссера Самсона Самсонова (уморительно!), маленькую девочку, которую в прямом смысле «рвало» на халтурном новогоднем спектакле в театре «Современник».
Удивительная черта – он не боится. Ведь так легко заполучить себе врагов, актерская среда к тому располагает, там не забывают и не прощают. И однако даже по этому фильму ясно, что есть те, кого любит и принимает, и те, кого отторгает.
В первую очередь, любит театр. Не ручаюсь за стенографическую точность, но смысл высказывания передаю: «Театр – локальное камерное дело. Но в этом малом количестве людей столько силы, духовности, таланта, такая энергия!» И дальше: «Никто не знает, по какой причине наш мир еще держится... Может быть, театр держит на себе всю землю».
А? Каково?
Фантастическое предположение! Но как хорошо, что эта мысль существует в голове артиста, педагога и режиссера Константина Райкина!
А еще он читает стихи. И это стало по-настоящему его делом. Он читает стихи так... Скажу, что для меня сегодня лучше него никто стихи не читает.
Когда-то я писала о Константине Райкине как антиподе Аркадия. Тогда казалось, что сын всеми силами хочет оттолкнуть от себя все связанное с отцом. Сейчас мне все больше и больше кажется, что сын, пролагая свой путь, идет навстречу отцу. Им нечего делить, да и мы уже не сравниваем их друг с другом. Пожелаем Констатину Аркадьевичу удачи на этом пути!
***
Константин Райкин. Один на один со зрителем. Часть 1
Константин Райкин. Один на один со зрителем. Часть 2
Константин Райкин. Один на один со зрителем. Часть 3
Константин Райкин. Один на один со зрителем. Часть 4
Константин Райкин. Один на один со зрителем. Часть 5