Опять не совпадаю с мнением профессионала. Услышала по радио от критика-киноведа, к которому прислушиваюсь, рекомендацию посмотреть сериал ПОЛЕТ (режиссер и автор сценария Петр Тодоровский-младший, 2021) – и вот посмотрела. И не могу сказать, что понравилось.
Жанр обозначен как «психологический триллер». Везет мне на триллеры. Не мой это жанр, но вот смотрю подряд второй – после «Топей», тоже не показавшихся мне большой удачей режиссера Владимира Мирзоева. Но там хотя бы «было за кого болеть» - пятеро молодых ребят, попавших в странные и страшные обстоятельства, – просто направшивались на сочувствие. А тут...
Но нужно сказать еще про два сериала, которые я в последнее время смотрела и влияние которых почувствовала в ленте Тодоровского. Это «Садовое кольцо» (2017) Алексея Смирнова и «Шторм»(2019) Бориса Хлебникова. Оба сериала очень качественные, и в принципе мне понравились.
Первый - дебютная работа молодого режиссера, сына знаменитого Андрея Смирнова - продюсировался Валерием Тодоровским, отцом Петра. В ленте и у младшего Смирнова, и у Петра Тодоровского (тоже младшего) используется один и тот же интересный прием.
Последняя серия точь-в-точь повторяет первую, то есть буквально один к одному. Только когда смотришь первую, мало что понимаешь из показанного, зато, увиденная в конце, она превращается в эпилог, говорящий о том, чем все кончилось для каждого. Кончилось, увы, пулей киллера. Но в картине есть и «послесловие», или, лучше сказать, «послесмертие».
Где-то там, в ином мире, герои ленты сидят за отдельными столиками в окружении своих близких - и в удалении от других, как при коронавирусе. Под веселую музыку по негромкому зову товарищей все шестеро поодиночке отделяются от семьи и движутся в единой цепочке к трапу самолета. Разбег – и самолет отправляется в полет. Куда – вот вопрос.
Наверное, при другой ситуации, можно было бы сказать «в бессмертие». Но герои, работники московской строительной компании, бессмертия не заслужили. Пятеро из них стали сознательными участниками мошеннической операции, в результате которой приобрели 18 млн. долларов. Шестая про мошенничество догадалась – и «сдала» сослуживцев боссу, бывшему бандитом в 1990-х и оставшемуся таковым и в наше время, но в более крупных масштабах.
После получения денег «команда» собирается сесть в частный самолет и улететь на Кипр, а оттуда уже разбежаться в разные стороны. Убежать не удается. Но отнюдь не правосудие их настигает. Их настигли, как уже было сказано, киллеры, посланные боссом, – начальником строительной компании, которого они пытались «развести на деньги». Не вышло. Итак, мы видим ситуацию, когда более сильный и свирепый хищник поедает более слабого, но тоже хищника. Так за кого, господа, прикажете болеть?
В принципе можно выбирать. Каждый из шестерки «солирует» в одной из серий. Пожалуйста, на все вкусы:
«Котенок» (Юлия Хлынина), совсем молоденькая девушка из «неполной семьи», с неизжитыми детскими комплексами (брат повесился – и она о его намерении знала), эгоистичная, глупенькая, не умеющая в себе разобраться и мечущаяся между «женихом» и молодым сослуживцем Ильей.
Дмитрий Юрьевич (Никита Ефремов), начальник юротдела, несостоявшийся жених хозяйской дочки, с детства, по вине матери, страдавшей от депрессии, подверженный комплексам и страхам и побеждающий их с помощью разгула и горстями принимаемых таблеток, а также наркотиков.
Илья Краевский (Павел Табаков) - сын известного писателя, алкоголика и развратника, также подвизающийся на ниве писания, в 16 лет угодивший в колонию и впоследствии по-прежнему отличающийся неустойчивым поведением.
Катя (Евгения Добровольская) - героиня с извилистой личностной траекторией. Грубая, прямая, и одновременно рассудительная, имеющая на все «свои понятия»; когда-то, еще не разведясь с мужем, взяла троих детей из детдома, полюбить их как своих так и не смогла, но «ради них», подразумевая под этим солидное денежное обеспечение, готова на все тяжкие.
Ира (Оксана Акиньшина) – ничем особенно не выделяющаяся молодая привлекательная секретарша, тот самый «офисный планктон», населяющий московские конторы, который целиком (душой и телом) находится во власти начальника. При том, что не прочь согрешить, предана семье и маленькой дочке и идет на преступление «ради нее».
И наконец, наиболее сложный персонаж, сыгранный Михаилом Ефремовым, – адвокат Игорь Жабенко. Крутой алкоголик и наркоман, игрок и разрушитель покоя окружающих. «Мразь- человек, - как характеризует его Катя, которую за ее спич о нем, признесенный при его непродолжительном увольнении, он бьет кулаком в лицо.
Между этими двумя персонажами в течение всего фильма будет идти «соревнование в ненависти», пока в итоге оно не придет к взаимному прощению.[1] В пьяном виде сев за руль машины, Жабенко становится виновником смерти 10-летнего сына. Персонаж Ефремова одновременно и подонок, и человек, который всем нужен; и разрушитель, и помощник, даже «спаситель». Гремучая смесь.
В итоге он единственный из всех, волею судеб, сам убивает посланных к нему киллеров, после чего стреляет в себя. Смотрела серию, ему посвященную, и, естественно, не могла не думать о человеке и актере Михаиле Ефремове. В сериале он, в шкуре своего героя, постоянно ходит по лезвию ножа, с помощью подкупа устраивает дела, по-свойски общается с полицией и судейскими. Какого ему сейчас, когда он в реальности столкнулся с российским судом и тюрьмой?
Желаю Михаилу Олеговичу сил и выдержки!
Итак, такой вот расклад. Однако он будет не полным, если я не назову еще одного персонажа, проходящего через весь сериал. Это Босс, или как привычнее его называть после сериала «Топи», - Хозяин (Александр Робак). И тут я должна вернуться к названному мною сериалу «Шторм» Бориса Хлебникова, в котором увидела перекличку с «Полетом». Главного героя-следователя, человека необычайной внутренней силы, там тоже играет Александр Робак.
В том фильме следователь по коррупционным делам расследует работу большой строительной компании. Личные обстоятельства (болезнь подруги и необходимость ее лечения в Германии) приводят его к тому, что он берет крупную взятку у коррупционера. Приятель, работающий рядом с ним, начинает что-то подозревать и выходит на след...
Нет, у Хлебникова «добро» не побеждает, но там мы хотя бы видим механизм случившегося: человек преступает некий нравственный порог, становясь преступником. Помню, в рецензии на фильм я давала персонажу Александра Робака амбивалентную характеристику – с одной стороны, преступник, с другой - человек, спасающий свою любимую.
В новом сериале герой Робака однозначно – преступник. К тому же, преступник кровавый. И как сыгран - сразу узнаешь Хозяина! Огромный, мордатый, с маленькими глазками, едва цедящий слова[2]... Для чего все эти преступления, убийства, кровь? Его «посланники» настигают жертв ( сбежавших с чемоданами денег) даже заграницей: Иру – на фешенебельном курорте (Кипр?), Илью с Котенком где-то в Латинской Америке (Доминикана?). В его доме или офисе (понять не смогла) есть пыточная с чем-то вроде дыбы для предавших его противников, коими могут оказаться даже фсбэшники... Так для чего человек (если можно так назвать это нравственное чудовище) трудится? А для семьи. Для деток. Он так и отвечает на обвинение сына в убийствах людей: «Я делал все, чтобы было хорошо нашей семье».
И вот я думаю: не ухватил ли Петр Тодоровский главный побудительный мотив всей шайки-лейки, вершащей судьбы миллионов людей? ХОЗЯЕВА страны и ее народа делают все, «чтобы было хорошо их семьям». Воруют, обманывают, промышляют разбоем, убивают. Хищники на более низких ступенях пытаются урвать кусок в свою пользу, иногда удачно – и тогда можно перебраться на Кипр или в какую-то другую страну дальнего зарубежья, иногда затея проваливается, и тогда им грозит смерть от руки подосланного киллера или, в лучшем случае, тюрьма.
Смотреть на все это поначалу забавно, потом надоедает. Все же человек, человек в своей норме, - существо отнюдь не примитивное, ему свойственно читать книги, учиться, проводить время с детьми и родителями, смотреть фильмы, путешествовать – по миру и по интернету, разговаривать с друзьями, и не только о бабле и бабах.
Слой, показанный нам в сериале, проводит время или в офисе, или в баре. Писала в связи с «Садовым кольцом» о появлении на сцене нового класса людей, вышедших часто из бедных и малообразованных слоев, получиших «очень среднее» образование или даже купивших дипломы в подземном переходе; будучи людьми молодыми и ловкими, они быстро осваиваются в столичных офисах и всеми возможными и невозможными способами пытаются сделать карьеру и деньги.
Ужасает их кругозор, приводит в замешательство их язык. 34-летний Петр Тодоровский передает его с завидным знанием. Матерные слова привычны для всех – молодых и старых, стариков и молодых. Сука, ублюдок, сволочь, "пиздец", пошел в ж... – тот убогий лексикон, которым они в совершенстве овладели из всего «великого и могучего». Молодечество «Дмитрия Юрьевича» выражается во фразе: «Мне нужно, чтобы большие сиськи и чтоб сосала». Любовь у них может происходить везде, даже в подъезде, если очень приспичит. А мать и бабушка, оглядывая "комбинашку"-топик дочери и внучки, готовящейся к встрече с женихом, могут обронить: «Блядства мало».
Скучно, господа! Неинтересно. И очень хочется на воздух. Вполне понимаю, что этот слой тоже нуждается в бытописателях и «летописцах», но хочется найти среди показанных хотя бы одного, кто бы задумался «о смысле и цели», кто бы вышел из круга собственных или семейных интересов, кто бы нуждался не только в деньгах, но и, например, в религии.
Еще хочу сказать, что уловила в фильме какую-то новую тенденцию, какое-то перераспределение роли полов. Все девушки и женщины сериала, похоже, хотят от мужчин «лишь одного». Мужичкам очень сочувствую, их буквально преследуют, на ходу срывают с них одежду, появляются перед ними голышом, соблазняют на все лады - сексуальным танцем, подкупом, приманкой... Женщины же выступают в роли основных «добытчиц» денег.
А так ... что же, фильм смотрится. Он прекрасно оформлен музыкально, в нем много красивых сцен, и на свадьбе Кати с Романом, с которой она, как было легко предположить, сбегает к Илье, звучит божественная ария из «Орфея и Эвридики».
Увы, жизнь, показанная в фильме, далеко не так красива и, главное, - не так содержательна. По сути – она бессмысленна. Предвижу, что у меня найдется много оппонентов-защитников картины, выступающих за право режиссера снимать «любые фильмы».
Согласна, но зритель имеет право на свое мнение и на свой выбор. И здесь я зеркально возвращаюсь к началу, а именно - к названию своего блога: «Хочу морали!».
***
Свободу Алексею Навальному и всем политзаключенным! Долой полицейщину и произвол!
[1] Петр Тодоровский решил «поиграть как со зрителем, так и с самими актерами», когда на роль «молодого начальника» и его «опытного, не в меру разгульного помощника» пригласил сына и отца Ефремовых, а на роль сотрудницы, признающейся в ненависти к «алкоголику и подонку» Жабенко - бывшую жену Михаила Ефремова Евгению Добровольскую.
[2] Многие его реплики я просто не слышала, так невнятно они были произнесены...