Давать советы – дело неблагодарное и безнадежное. К тому же, если их давать, - то наедине, как говорится, «между четырех глаз». Но такой возможности у меня нет, а сказать хочется, тем более, женщина-режиссер, о картине которой мне так не терпится высказаться, поразила меня своей предыдущей работой.
И вот посмотрев две последующие, я подумала, что, если сейчас ее не остановить, не сказать: «Стой! Подумай, туда ли ты идешь?» Она может продолжить свой бег в ту сторону, которая мне кажется тупиковой и обесценивающей талант.
Скажу, что возможно, найдутся люди, которые сочтут меня неправой и поддержат выбранное режиссером направление. Что ж, ей решать. А сейчас назову имя режиссера. Хотя вы наверняка уже поняли по названию моей колонки, что это Анна Меликян.
Фильм «Фея» (2019-2020) Анны Меликян меня не просто потряс, - показался на редкость глубоким и сильным на фоне всего, что вижу сегодня на экране своего компьютера. И что там обычные поделки! Вот даже фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» смотреть не смогла – из-за ужасной черной безнадеги, не оставляющей зрителю буквально ни одного просвета...
У Меликян другое, при всех страшных картинках нашей сегодняшней жизни, там есть нечто, что ободряет, не дает отчаяться - как героям, так и нам, зрителям. Неловко говорить, но это именно те «корневые ценности», что есть в жизни, – любовь, призвание, искусство, радость обретения своего «я».
В фильме «Фея» все это дается не прямо, используется и интересный сюжет, и изобразительный ряд, и музыка... уже не говорю про игру актеров, один из которых Константин Хабенский, на мой взгляд, создал поразительно точный образ нашего современника, человека из «компьютерного» мира, постепенно, под влиянием обстоятельств, приходящего к пониманию подлинных ценностей и самого себя.
Процесс перерождения, как я написала в предыдущей колонке, как раз и посвященной этому фильму, не завершился. Героя убивают. Но главное – он встал на этот путь...
И вот фильм «Трое». Многое узнается в режиссерском почерке. Там была отсылка к Андрею Рублеву, и личность великого художника - человека и творца - оказывалась в круге размышлений и чувств современных людей, влияла на них, направляя их мысли и поступки.
Здесь тоже есть отсылка к истории и литературе, вернее этих отсылок несколько. И такая избыточность - одна из моих главных претензий к фильму. Не должно быть много опор, много оснований, много направлений сюжета. Лишнее мешает, расхолаживает, не вовлекает, а наоборот, уводит в сторону.
Ксения Петербургская... рассказ о ее судьбе и о том, что обращение к ней помогает бездетным женщинам – очень на месте в фильме, где одна из героинь работает экскурсоводом по С- Петербургу, а вторая – десять лет проживает в бездетном браке. Но в картине есть еще несколько культурных отсылок.
Героиню прелестной Юлии Пересильд зовут Вероника – и неспроста. Она пишет стихи, в которых читатели узнают любовную лирику Вероники Тушновой. В фильме звучат три ее стихотворения. Два – в исполнении самой Вероники-Юлии, еще одно – в чтении героя. Стихи хорошие, чистые, искренние, очень грустные, но опять скажу: много, избыточно. Да и дает дополнительные ассоциации с судьбой Вероники Тушновой, что уводит в сторону. Еще одно. Согласитесь, что герой – шоумен из вечерней программы «Ночной полет», читающий во время своего шоу такие стихи, - вызывает недоумение. Возникает мысль: может быть, это и есть то "несоответствие", которое определяет характер героя, не дает ему жить? Но мотив этот, как мне кажется, не находит объяснения в фактуре картины.
По поводу чтения стихов. Это сильный прием. И такое чтение всегда становится центром ленты, невероятно обостряя лирическое притяжение героев - его и ее. Помню несколько таких эпизодов.
Конечно же, чтение на школьном вечере девочки Тани – чудесная роль Галины Польских - пронзительнейшего стихотворения Багрицкого «Валя, Валентина, что с тобой теперь?» Девочка Таня читала для мальчика Коли, сидящего в зале в удивительном фильме Карасика «Дикая собака динго». А как невероятно читала Наталья Белохвостикова блоковских «Скифов»! - и тоже прямо в сердце герою Шукшина, зашедшему в Дом Культуры.
Это два наиболее запомнившихся случая... И прекрасно, если сегодняшний кинематограф использует этот прием, но... нужно знать меру...
В конце картины героиня Виктории Исаковой поет песню «Крылатые качели», которая в исполнении детского хора звучит на последних кадрах... Зачем? Еще один лейтмотив? А нужно?
Мне скажут, что я придираюсь, исхожу из понятий "мера, единство сюжета, один лейтмотив". А режитссер Анна Меликян имеет на все свой взгляд и исходит из других принципов. Прекрасно. Но я как зритель вижу, что фильм при этом теряет в цельности и силе воздействия.
Начало фильма – попытка самоубийства героя. Получив награду за свое шоу на каком-то питерском кинофоруме, герой Хабенского прикручивает тяжелую статуэтку на шею и ныряет в Неву. Спасает его, вытащив из воды, Вероника – Юлия Пересильд. Почему герою так хочется свести счеты с жизнью, не очень понятно.
В конце картины он повторит эту попытку, на этот раз, по-видимому, успешно. Что им движет? Хроническое желание не быть? Фильм не дал более или менее внятного объяснения. Работа? Но ее можно сменить, тем более после ликвидации шоу и увольнения. К тому же именно тогда перед героем Хабенского засияла возможность новой любви... Кто-нибудь скажет, что его довела жена. Жену, психолога, ведущую в интернете обучающие тренинги, как устроить счастливый брак, играет Виктория Исакова, любимая не только мною актриса. Используется замечательный сюжетный ход: человек, обучающий счастливой семейной жизни, сам оказывается в ситуации краха семьи.
По древнему речению: «Врачу – исцелися сам». Злата в исполнении Виктории Исаковой вызывает жалость. Все ее попытки наладить отношения с Сашей - вплоть до выслеживания соперницы и предложения купить ей квартиру – только бы она оставила мужа – кажутся ужасно жалкими и неестественными. Хищница? Да как-то не очень склеивается. Такие грустные, молящие о пощаде глаза... их у хищников не бывает. Хорош мотив «чудесной беременности» рациональной, не верящей в чудо и к тому же уверенной в своей бездетности Златы. После обращения за помощью к Ксении Петербургской чудо свершилось. Нужна ли здесь назойливо физиологичная сцена, когда нам показывают «час зачатья»? На мой взгляд, не нужна.
Режиссер здесь балансирует на грани...
А в короткометражной ленте «Нежность» (2020) , как мне показалось, за эту грань съезжает. Гериню – и снова это Виктория Исакова – подруга обвиняет в том, что она... нет, не то чтобы не достаточно сексапильна, а не... мой язык отказывается произнести это прилагательное. Героиня фильма произносит его, произведенное от матерного слова, легко и привычно. И отправляется на поиски мужчины, который в рамках отведенных ей подругой часов, докажет ей, что она как раз это самое...
И тут пусть читатель мне объяснит, это я такая отсталая, или авторы картины такие продвинутые?
Публике нравится? Публика довольна?
Анна, не ходите в эту сторону!
Но довольно критиканства, скажу о хорошем.
В фильме герои легко двигаются из Москвы в Петербург и обратно - и в этом, кроме бесспорного следа Эльдара Рязанова, повинны комфорт и быстрота Сапсанов. Причем Петербург подан как фантастический город, город-мечта, город удивительных встреч и прекрасного пространства (что так и на самом деле).
Фильм великолепно снят, удовольствие гулять с героями по городским улицам и в хорошую погоду, и в бесконечный дождь. Увидела, что оператор фильма Николай Желудович награжден на «Кинотавре», - заслуженно.
Приятно смотреть на любимых актеров – их целых трое – все трое красивые, стройные, прекрасно одетые, очень киногеничные. Жаль погибающего непонятно от чего Хабенского...
В общем, как читатель уже понял, не могу сказать, что фильм до конца получился. Но на то и Путь. Анна Меликян молода, она только в середине пути. И тут главное – не сбиться на побочную тропинку, а твердо идти по своей тропе.
-----