Прочтя в расписании канала «Культура» название фильма «Первая любовь», я решила, что придется в энный раз смотреть картину по одноименной повести Тургенева. В аннотации к картине, однако, говорилось, что в ней актеры российского кино, такие как Александр Абдулов, будут рассказывать о своей «первой любви».
Но оказалось совсем не то. Промахнулись и я, и аннотация.
Был показан итальянский фильм, и снова того же режиссера – Дино Ризи, - о чьей картине я писала в прошлый раз («Caro papa'»). Пропустить? Конечно, нет, посмотрела. И хотя фильм показался мне затянутым, композиционно не выверенным, в общем слабее предыдущего (на самом деле, снятого годом позже)[1], хочу вас с ним познакомить. Уж очень это «итальянское кино», а все итальянское – уверена - мило не только моему сердцу.
Итак, «Первая любовь». Дино Ризи любит снимать комедии, и этот фильм, хотя и назван в аннотации драмой (в этот раз справедливо), в своем начале явно имеет черты комедии. Действие происходит в Доме престарелых актеров «Vila Serena»[2], и как не посмеяться над его обитателями, с их обыкновениями, привычками, чудачествами?!
К тому же протагонист фильма - новоприбывший в пансион комик Уго (великолепный комедийный актер Уго Тоньяцци), чей возраст приближается к 60, - с ходу влюбляется в молоденькую горничную Ренату (Орнелла Мути) – и вот эта коллизия и названа режиссером «первой любовью». Издевка? А если нет?
Давайте разберемся.
Уго, каким его играет актер, - человек жизнелюбивый и артистичный, видимо, был и остался бонвиваном, «покорителем женских сердец». Одна из его бывших пассий и некогда партнерша по сцене, некая Люси (Катерина Боратто), живет в том же «пансионе» и прилагает все силы, чтобы оставаться молодой и привлекательной.
Нужно сказать, что, в сравнении с прочими обитателями «богадельни», и она, и Уго, действительно выглядят весьма презентабельно. Уго вообще находится здесь только потому, что ему задерживают выплату пенсии - негде, да и не на что жить. Когда-то у него была семья, по ходу действия он встречается с незадачливым увальнем-сыном, мнящим себя художником, способным только на то, чтобы взять деньги у отца.
В Доме престарелых молодая стройная горничная сразу привлекает его внимание, он начинает ее «клеить», она поднимает его на смех. Но несколько случаев меняют ее отношение к Уго. Во-первых, она видит его на сцене, да, на сцене примитивной, местной, но своим подлинным артистизмом он сумел развеселить и покорить вполне искушенных коллег. И, во-вторых, Уго за нее заступился, когда ее грязно обругал один из тамошних обитателей. Изящный Уго уступил в борьбе более корпулентному противнику, но чашка кофе из рук Ренаты досталась ему, а не победителю.
Рената понимает, что Уго относится к ней не просто как к доступной добыче. Начинаем понимать это и мы. В одну из ночей Рената приходит к Уго, потому что ей «страшно» и в такие моменты ей нужно знать, что ее любят. Уго освобождает ей место в своей постели, они проводят вместе вполне невинную ночь. Мы понимаем, что Уго по-настоящему любит Ренату.
Тут сделаю паузу и обращусь к Стендалю.
Стендаль (Анри Бейль) ощущал себя итальянцем, на его могиле, написано: “миланец», хотя родился он в другом городе и в другой стране. Автор фильма Дино Ризи – тоже миланец, в Милане он родился.
Почему это для меня важно?
У Стендаля я прочла о любви итальянских мужчин (не помню где, потом искала, но не нашла, это точно не трактат «О любви»). В памяти этот кусочек. Там описано, как итальянец сидит - и из своего угла смотрит на даму, пронзая ее взглядом-молнией. Он, по мнению Стендаля, всегда любит глубже и трагичнее, чем она. А вот из трактата о любви: «В Италии быть одержимым страстью - отнюдь не редкое преимущество... это не считается смешным».
Уго не только полюбил Ренату, он связывает с ней свое возвращение на эстраду – они появятся вместе: комик, с курицей на поводке, и его обольстительная спутница, сходящая с высокого подиума.
Отмечу ключевую сцену этого мотива. Во время автобусной поездки престарелых обитателей пансиона «на море» под водительством «бравого директора», бывшего полковника (странная роль Марио Дель Монако)[3], Уго приводит Ренату в комнату бывшей примадонны Люси, надевает на нее высокую шляпу с белыми страусиными перьями, а затем начинает с ней репетировать «схождение с подиума».
У Ренаты пока мало что получается, но Уго уже видит их общий триумф на сцене столичного театра. И в общем он правильно провидит ее будущность. Ее – не свою. Но поначалу судьба ему улыбается – он наконец-то начинает получать пенсию – и покидает богадельню на стареньком видавшем виды фиате. Рената едет с ним. Следующий кадр – апофеоз любви, отель на Капри, номер с балконом на море – и Уго, посреди этой невероятной красоты, кричащий в порыве счастья: «Я тебя люблю».
Что может дальше последовать? Вы догадались, что ничего хорошего?
Конечно, измена.
Рената преобразилась, скромная девочка приобрела модельную внешность и модельный "прикид". Ей мало любви Уго, ей нужен секс.
Партнером может стать в сущности кто угодно. Молодой знакомый спортсмен, встреченный в роскошной римской гостинице, немолодой администратор римского ТВ, глядящий на нее плотоядным взглядом. Они с Уго пришли на телевидение вместе, но тот никому не нужен, а «девушку» администратор просит задержаться.
Уго находит их в темном закутке за утолением «первоначального инстинкта». Следует безобразная сцена. Уго вне себя, он тащит Ренату за собой, кричит, оскорбляет...
Когда-то в разговоре с Ренатой он упомянул об одном влюбленном, который, потеряв возлюбленную, сошел с ума и стал кричать петухом. Как кричать – он продемонстрировал.
И вот именно этот крик мы слышим в конце «безобразной сцены». Крик петуха и идиотическое выражение лица – свидетельствуют, что Уго помешался.
Многомесячное пребывание в лечебнице, потом весьма относительное выздоровление. Личность неотвратимо деформирована, ушла память, исчезли эмоции... Рената, в компании администратора ТВ, в своем новом статусе примадонны телешоу, посещает несчастного Уго в больнице и оставляет ему деньги.
Конец картины печален. Уго, распростившийся с надеждой, возвращается в богадельню.
Первая любовь, ставшая последней, привела героя к фиаско.
Весело начавшаяся картина заканчивается на трагической ноте.
Хочу еще раз отметить замечательного актера Уго Тоньяцци. В момент съемок «Первой любви» ему было всего 56 лет. Странно, что в «пансионе» его называют «стариком». Неужели за эти несколько десятилетий, прошедших со времени создания картины, возраст старости так серьезно отодвинулся?
Нашла я и год ухода артиста – очень ранний, в 68 лет. Он умер во сне (смерть праведников) от инсульта. На итальянском сайте я прочитала «исповедь» актера. Он всеми силами отодвигает от себя подозрения в возможной «автобиографичности» сюжета. Что -согласитесь - наводит на размышления....
Фильм Дино Ризи «Первая любовь» (1978)
[1] Слабое место картины, на мой взгляд, - недостаточная разработка линии Ренаты. С ней связаны некоторые эпизоды (побег от Уго с мотоциклистом из магазина (табакерии), плач после увиденной в церки церемонии венчания... Они не объяснены в фильме.
[2] Местечко, где расположена вилла престарелых артистов, завораживает взгляд - на фоне снежных гор, среди прекрасной зимней природы. Я поняла, что это север Италии, но где? Ответ нашла на итальянском сайте: это Ломбардия, местечко San Pellegrino Tеrme, недалеко от Бергамо. Церковь, где проходит венчание одного из старичков с молодой целенаправленной полькой, расположена там же.
[3] Директор поднял свою «инвалидную» команду для поездки к морю посреди обильного снегопада. Питомцы богадельни не хотят ехать за 180 км. Едут только под напором директора, у которого, оказывается, на юге есть зазноба. Ну, не любовь ли правит миром?
***
НЕТ войне в Украине!
Свободу Алексею Навальному и ВСЕМ политическим заключенным в России!