Да-да, именно сказку – не Кафку. Впрочем, и Кафку тоже – сто лет без него не обходимся. Надо сказать, вполне конкретную сказку – многим знакомую еще с пеленок: «Приключения Чиполлино» Джанни Родари. Ее было не обязательно читать: существовала блестящая радиопостановка, по ней сняли замечательный мультфильм. Как известно, Родари был коммунистом итальянского розлива, потому его сказка отличалась острой социальной направленностью: мальчик-луковка отчаянно боролся за права прочих угнетенных овощей и справедливость, противостоял зловредному принцу Лимону и его грабительскому режиму... В финале широкие овощные массы торжествовали победу.
Напомню, что сюжет строился вокруг домика дядюшки Тыквы. Старик построил его из нескольких кирпичей. Хотел остаток жизни провести в собственном жилье. Да не тут-то было. Налетел мерзопакостный сеньор Помидор. С помощью солдат-лимончиков выгнал Тыкву на улицу. Домик конфисковал. Беднягу было очень жалко… В теплой Италии он как-нибудь и выжил бы без крыши над головой, а в холодной России? То-то и оно…
Но что вы думаете… Намедни министерство нашей, с позволения сказать, юстиции обнародовало поправки в соответствующие нормативные акты. Думаю, что от предложенных новаций волосы на голове зашевелились не только у меня, но и у видавших виды суровых и неприступных судебных приставов. Многомудрые юристы намерены в сугубо законодательном порядке продавать за долги единственное жилье должников. То есть, задолжал человек по кредиту, за коммунальные услуги, по какому-нибудь еще иску – изволь выметаться вместе с семьей. Куда? Вестимо – куда: на улицу, на помойку (на вокзалы бездомных давно уже не пускают). Раньше-то изъятие собственного единственного жилья у должника законом запрещалась. Ну а теперь – никаких препятствий. Сгинешь – туда тебе и дорога.
В общем – самый настоящий, неприкрытый, наглый, нахрапистый геноцид собственного народа (точнее, его остатков). Оно понятно – есть Конституция, которая провозглашает право нашего человека на жизнь. Да кто ж на восемнадцатом году правления собирателя земли русской полагается на Основной закон? За приверженность Конституции могут и на цугундер отправить – прецедентов сколько угодно. Там тебе покажут – где право, где лево.
Между тем, в сегодняшней России должников, этих кандидатов на выселение, пруд пруди. В Москве в прошлом году насчитали более сорока тысяч должников, проходящих по категории «безнадежный банкрот». Народ кредитов набрал на сотни миллиардов. За свет, за газ, за воду должны миллионы.
Хотел бы я взглянуть на того чиновника-людоеда, в тыкву которого (простите за неуклюжесть метафоры) пришла мысль о выселении должников и продаже их жилья. Впрочем, он удумал эту пакость не сам по себе – велено было. Ситуацию предельно четко сформулировал (уж если мы обратились к сказке про Чиполлино) принц Лимон: «За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того, как был введен налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно!» Посему нынче власть скребет по сусекам. Выжимает деньги где только можно – нефтяное блаженство кончилось. От резервных и стабилизационных фондов скоро и рожек с ножками не останется. Вот и бросили по министерствам и ведомствам клич: ищите где и с кого урвать! И ведь что интересно: повысили (и существенно) налоги на квартиры и дома – стало быть, армии потенциальных должников прибудет.
Мелькнуло и пропало сообщение: будто бы в недрах министерства социальной защиты родилась мысль об отобрании пенсии у людей, в отношении которых будет установлено, что они не так чтобы очень нуждаются. Я тут же задался вопросом: а кто будет устанавливать эту самую степень нуждаемости пенсионера? Вопрос из разряда риторических. Чего-чего, а проверяльщиков (то есть, сеньоров помидоров) у нас всегда хватало. Так что будьте покойны – установят. И пенсию отберут. Что-что, а отбирать у нас любят до самозабвения со времен продразверстки. Согласитесь, что и этот прожект удивительно легко укладывается в сюжет сказки и прямо вытекает из приведенной чуть выше филиппики главы фруктово-овощного государства.
В связи с воспоминаниями о «Приключениях Чиполлино» посетила меня вполне логичное для теперешней российской действительности соображение. А ведь книженция-то, коварно названная автором сказкой, от начала до конца исполнена экстремизма и прочей крамолы. Ну-да: лишение старика Тыквы домика породило цепочку всякого рода событий, которые быстро вышли из-под контроля властей и вылились в неудержимый стихийный протест. Чистейшей воды экстремизм! Раскачивание лодки! Дестабилизация! Прямая угроза существующему строю – сиречь, режиму. Да взять хотя бы вот эту реплику: «Принцу Лимону порядочные люди не по нутру». Это что за намек? На кого?
Странно, что зоркие блюстители существующих порядков из Государственной думы не удосужились обратить внимание на подрывную направленность приключений мальчика-луковки. А ведь знаменитый мультфильм нет-нет, а покажут то по одному детскому каналу, то по другому. И что почерпнет из него подрастающее поколение? Но погодите, войдут новые депутаты во вкус, какой-нибудь ортодокс посмотрит мультфильм, обнаружит в нем антигосударственную подоплеку и призыв к неповиновению… А что? Могут и запретить – с них станет. Заодно потребуют переименовать в Москве улицу Джузеппе Гарибальди – при желании Чиполлино можно ассоциировать с борцом за свободу Италии. Вслед за этим потребуют убрать с книжных полок знаменитый роман Войнич «Овод» и сжечь все поставленные по нему фильмы… Имейте в виду: я не ёрничаю, не шучу – просто сообразуюсь с тем, что вижу и чувствую.
Россия – страна мистическая. И произойти в ней может всякое и в любой момент. Вот примутся выселять должников на улицу – и сделается сказка былью. Да, конечно: на этом все может и закончиться. А вдруг – нет? Вдруг сказка и дальше будет становиться этой самой былью. Только в России она, добрая эта сказочка, мгновенно может обернуться тем самым бунтом, о бессмысленности и беспощадности которого справедливо писал Пушкин. И никто тогда уже не вспомнит, что поводом для кошмара стало людоедское рвение юридических чиновников.