Комментарий к статье Марка Фельдмана "«Простая честь, что называлась смелостью». Памяти великого человека и поэта Евгения Евтушенко"
Чувства Фельдмана понятны. Но, во-первых, это стихотворение Евтушенко(как и другое его произведение, принесшие ему почти тот же успех - "Наследникам Сталина") не относится к сфере поэзии. Это публицистика в чистом виде. Стихотворение-поступок, заслуживающее всяческого уважения.
Оно было показательно и своевременно, как явление "оттепели". И (не в ситуации, а создавая ситуацию!) прозвучало, как нечто громовое и вызвало мировой скандал. Но это не значит, что оно было единственным произведением русских поэтов на тему. Тут, если иметь в виду судьбу евреев во время войны, навскидку можно назвать стихотворения жившей в Киеве во время германских акций и ушедшей в эмиграцию Ольги Анстей, также свидетельницы событий киевлянки Людмилы Титовой, Арсения Тарковского, Сергея Наровчатова, Бориса Чичибабина, Глеба Семенова и так далее. И все названное имеет отношение к поэзии!. Вообще юдофильство (как и юдофобство) в русской поэзии давнее. Можно назвать имена Жуковского, Лермонтова(которой в отрочестве подозревал, что он - сын еврея-гувернёра), Мея, Полонского, Бальмонта, Сологуба, Вячеслава Иванова, Петра Драверта, Ахматовой, Цветаевой, Марии Шкапской и так далее и так далее. Я легко мог бы собрать сборник таких стихов. Кроме того нельзя забыть, что юдофилами были некоторые видные прозаики: Лесков, Горький, Всеволод Иванов, Паустовский, Андрей Платонов. Шаламов. В самые драматические времена на сторону гонимых евреев становились Лев Толстой, Антон Чехов, Леонид Андреев, Александр Блок (неважно, что две последних были антисемитами, но ими двигало чувство справедливости).
Упреки Фельдмана по отношению к определенной группе авторов (состоящей из этнических евреев) и несправедливы и, так сказать, не по адресу. Во-первых, и евреи писали стихи на данную тему. Например, "Бабий Яр", стихотворение Ильи Эренбурга (который, по моему убеждению, был крупным поэтом и прежде всего поэтом) сильнее, пронзительней евтушенковского. Есть о Бабьем Яре замечательное стихотворение Владимира Лифшица. Кстати, одно из немногих хороших стихотворений упомянутого Фельдманом Коржавина - тоже о Холокосте. И так далее... Но вопрос о государственном антисемитизме в СССР, в России - не еврейский вопрос, а русский вопрос. И в данном (только в данном случае!) имело значение авторство поэта, в жилах коего не было ни капли еврейской крови.
Выпад против Пастернака туп. Что же ему отказывается в праве быть русским поэтом и говорить о печалях России и славянства? Его цитируемые стихи хороши, искренни. Они даже пророческие.