15 декабря день памяти, а 17 декабря день рождения Константина Яковлевича ВАНШЕНКИНА (1925 - 2012). Не дожил двух дней до дня рождения...Вспомнить о нем с благодарностью побуждают меня прежде всего личные причины. Некогда,на заре туманной юности, будучи командирован профкомом литераторов на совещание молодых московских писателей, я вытянул золотой жетон - попал в семинар К.Я. У меня нет сомнений, что в любом другом семинаре мои стихи не имели бы успеха. К.Я. меня совсем не знал и не мог не заметить, что мне с моей тогдашней нео-акмеистской поэтикой в общем были чужды и его творчество и та эстрадно-песенная среда, с которой он сроднился. Но все же он вчитался в мои стихи. И, конечно, учёл рекомендации Вениамина Каверина,Арсения Тарковского и Михаила Зенкевича. Так или иначе я, имевший только редкие публикации,получил от семинара и рекомендацию в Союз писателей и направление рукописи в издательство "Советский писатель". Этого уже было невероятно много. Но К.Я. поддерживал меня и в дальнейшем - отзывами, рецензиями,ходатайствами. Что ж, за любовь можно заплатить только любовью. В данном случае благодарной памятью.
Помню такой эпизод в своем отрочестве: один молодой поэт попросил у меня для прочтения сборник входившего в моду Вознесенского. Но дефицитной книжки не вернул, а взамен выдал сборник Ваншенкина. И вот я думаю, что не стоило жалеть о подмене.
Дарование Ваншенкина кажется мне скромным, но подлинным. Он всегда был верен правде ощущения. А ведь умение найти слова для закрепления этой правды в сочетании с верно найденным ритмом - главное, что требуется от стихотворца. Все остальное в конце концов от лукавого. Думаю, что некоторое воздействие на поэтику К.Я. оказали интонации Гейне. Это особенно ощутимо в одном нравящемся мне стихотворении("Женька").Предполагаю, что К.Я. хорошо знал немецкий язык. Очевидно, его ещё подучили во время войны, когда готовили в спецподразделении, предназначенном для парашютных десантов.
Константин ВАНШЕНКИН
ЖЕНЬКА
Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько
Девчонка по имени Женька.
Мальчишечье имя носила,
Высокие травы косила,
Была в ней веселая сила.
Завыли стальные бураны,
Тень крыльев легла на поляны.
И Женька ушла в партизаны.
В секрете была и в засаде,
Ее уважали в отряде,
Хотели представить к награде.
Бывало, придет в деревеньку,
Мать спросит усталую Женьку:
— Ну как ты живешь?
— Помаленьку...
Пошли на заданье ребята.
Ударила вражья граната.
Из ватника вылезла вата.
Висит фотография в школе —
В улыбке — ни грусти, ни боли,
Шестнадцать ей было — не боле.
Глаза ее были безбрежны,
Мечты ее были безгрешны,
Слова ее были небрежны...