День памяти рокового революционера Сергея Нечаева (1847 - 1882). Ну тут глубокий след и в истории, и в истории литературы, и в самой литературе. Романы Достоевского, сознававшегося, что в ранние годы мог бы по духу стать "нечаевцем"; совершенно замечательные письма Бакунина;наконец собственные писания Сергея Геннадиевича. До чего же сильное название периодического издания - "Народная расправа"! Куда уж дальше! Классический образец революционного деятеля, для которого по-иезуитски "цель оправдывает средства". Предтеча столь многих... Групповое убийства с целью повязать соратников совместно пролитой кровью. Далее жуткая провокация. Убежав в Швейцарию, написал двести писем знакомым и шапочно знакомым - с призывом продолжать борьбу. В надежде на перлюстрацию. Так и вышло! Столько перекрученных судеб. Но, между прочим, спустя десятилетия известный народник М. А. Натансон вспоминал поступок Нечаева с нежностью и благодарностью. "Кем бы я был иначе!" Забежал к знакомой швее на пять минут, познакомился с Нечаевым, который уже уходил и, уходя, спросил адрес. И вот этот боевой призыв из дальнего далека и вскорости , понятно, прогулка в места не столь отдаленные. Где общение с грамотными ссыльными сделало свое дело. Да. Как это у Пастернака:
Тут бывал Достоевский.
Затворницы ж эти,
Не чаяв,
Что у них,
Что ни обыск,
То вывоз реликвий в музей,
Шли на казнь
И на то,
Чтоб красу их подпольщик Нечаев
Скрыл в земле,
Утаил
От времен и врагов и друзей.
Сволочь, конечно. Но какая сила духа! "Одеты камнем". Одиночка в Алексеевском равелине. Всю стражу распропагандировал и подготовил к мятежу. Когда выяснилось, разъяренный новый самодержец повелел срыть Алексеевский равелин... Но перед этим народовольцы передали заключенному Нечаеву, что организация разгромлена. Силы есть только на один акт: либо его освобождать, либо царя убивать. Надо выбирать. Из каменного мешка последовал переданный распропагандированным часовым ответ:"Убивать царя!"
Ну,положим, этих бесов, всё более ужасающих от поколения к поколению, мы нынче осуждаем. С их методами. Да и с их целями... Но однако ж кое-какие вопросы остаются и доселе актуальными. Для понимания, в каком обществе живём... Тут уместно небольшое стихотворение Бориса Слуцкого.
* * *
С Алексеевского равелина
Голоса доносятся ко мне:
Справедливо иль несправедливо
В нашей стороне.
Нет, они не спрашивают: сыто ли?
И насчет одежи и домов,
И чего по карточкам не выдали —
Карточки им вовсе невдомек.
Черные, как ночь, плащи-накидки,
Блузки, белые как снег
Не дают нам льготы или скидки —
Справедливость требуют для всех.