День памяти Ярослава СМЕЛЯКОВА (1913 - 1972). Конечно, его смерть стала событием ошеломляющим. Возникло ощущение, что общий уровень поэзии роковым образом понизился. Смеляков не был на излете - и последние его стихи замечательны. Я считаю, что его позднее стихотворение о пролетарском поэте Николае Полетаеве - просто великое,и, возможно, а нашей поэзии последнее такой силы. А известен этот лауреат Госпремии (при этом неоднократный зек) был стихами о советском гербе, да еще милым стишком о хорошей девочке Лиде. Это было, понятно. его "дежурное" стихотворения для прочтения на публику. Его он и читал в тот день, когда я видел Ярослава Васильевича. Единственный раз, Но память свежа. Я был тогда школьником в Оше. На празднование 100-летия добровольного вхождения Киргизии приехала делегация поэтов фантастического(как я понял через годы) состава: три бывших каторжника - Поделков (на мой взгляд, истинный поэт), Ручьев и Смеляков. Знаю, что гости Киргизстана пили неистово, и официантка, уставшая носить бутылки, жаловалась, что у неё нет шланга. Я не стал бы упоминать такую бытовую подробность официального мероприятия, но понимаю, что у этих людей были свои причины для поисков отключения, забвения...
Смеляков, шатаясь и спотыкаясь, выбегал на сцену, целовался с монументальными акынами, всплескива тонкими длинными руками и четкими словами прославлял хорошую девочку.
Всё же я убеждён, что в антологии русской поэзии, куда, возможно, попадет и Лида) будут обязательно присутствовать его стихотворения несколько иного образца. Не столь идиллического.
ЗЕМЛЯКИ
Когда встречаются этапы
Вдоль по дороге снеговой,
Овчарки рвутся с жарким храпом
И злее бегает конвой.
Мы прямо лезем, словно танки,
Неотвратимо, будто рок.
На нас - бушлаты и ушанки,
Уже прошедшие свой срок.
И на ходу колонне встречной,
Идущей в свой тюремный дом,
Один вопрос, тот самый, вечный,
Сорвавши голос, задаем.
Он прозвучал нестройным гулом
В краю морозной синевы:
«Кто из Смоленска?
Кто из Тулы?
Кто из Орла?
Кто из Москвы?»
И слышим выкрик деревенский,
И ловим отклик городской,
Что есть и тульский, и смоленский,
Есть из поселка под Москвой.
Ах, вроде счастья выше нету -
Сквозь индевелые штыки
Услышать хриплые ответы,
Что есть и будут земляки.
Шагай, этап, быстрее,
шибко,
забыв о собственном конце,
с полублаженною улыбкой
На успокоенном лице.