Глядикося: поэт Вергилий, уже с воплем взывавший к неведомому и невидимому богу, пережил историка лишь на два года. Подумать только, что их младшим современником был Иисус (где всё же он тогда пребывал? теперь вот пишут, что в Индии? Однако даже и японцы притязают...). П Гораций умер ещё в восьмом году. Так и завершился золотой Августов век. И были подведены предварительные итоги. Блистательно.
Великие римские историки ведь бы прежде всего великими писателями (над учебниками истории не работали тогда целые научные институты и бригады, да и учебники не переписывались, в зависимости от колеьаний генеральной линии). И сочинения этих авторов с необщим выражением лиц - самое упоительное чтение. Тут и явный мизантроп и знаток человеческих пород Саллюстий, и умница Аппиан (в частности, изобразивший проскрипции и аресты, столь напоминающие наши происшествия 1937 года), и, конечно, Светоний, в своих жизнеописаниях цезарей подталкивающий потомков к еще более опасным сравнениям. И поздний Аммиан Марцеллин, горюющий (вы подумайте, о ком! О Юлиане Отступнике!). И даже мелкий Аврелий Виктор, всё же повествованием о Клеопатре и ее любовниках потрясший Пушкина и давший ему великолепный сюжет. Но, конечно главные сюжеты мировой литературе подарили мз числа великих римских историографов два гиганта - Ливий и Тацит...
Всё же в истории столь многое повторяется. Вдруг и в связи с текущими происшествиями из ослаьевающей, увы, памяти выплывает та или иная фраза Ливия. Например, замечание о том, что взаимная ненависть двух сцепившихся в смертельной схватке народов, римлян и карфагенян, была даже больше их сил. Или упоминание об одном гражданине, который хотел бы совершить великие дела. но его сдерживало желание остаться безнаказанным. И, кажется, даже старого конформиста может, напоминая о юношеской отваге, мучительно уязвить и хоть на миг увлечь восклицание центуриона, так обратившегося к немногочисленным соратникам:" Умрем, чтобы прошли легионы!".
Можно было бы создать целую антологию замечательных русских стихов о древнем Риме. Нет у меня пока такого заказа... Ничего, они долговечны и без хрестоматии. Ограничусь сегодня собственной стихотворной записью.
НА ФОРУМЕ
На римском форуме земля черным-черна.
Как рвался я сюда, мечтательный подросток,
И жизни прожитой умчались времена,
И вот он, Вечный Град, столетий перекрёсток!
Но всё в земле сырой, во тьме бугров и ям.
Копни – коль повезёт, найдешь обломки статуй!
А был и справедлив, и доблестен, и прям,
Но мало правоты жестоко-жестковатой.
Не готский меч, не стрел персидских острия,
Лишь сумрак из пещер Кумрана и Кармила
На смерть его обрек, и жалости струя
Разъела мраморы и бронзу надломила