Как известно, Рош а-шана символизирует не первый день создания, а последний, - шестой день сотворения мира. В этот день Всевышний создал прародителя человечества – Адама, который впоследствии нарушил запрет и был изгнан из Рая.
Если ваши дети, внуки ходят в Hebrew Academy или еврейскую воскресную школу при синагоге, или, на худой конец, вы сами читаете с ними «Детскую Тору», попробуйте задать своим чадам вопрос, который без малого три с половиной тысячи лет назад задал десятилетнему Иосифу старший (ученый) раб его отца Иакова, Елиезер, и сверьте их ответ с ответом Иосифа:
"— Скажи-ка мне, сын праведной, — спрашивал Елиезер, когда они, бывало, сидели вдвоем в тени дерева наставленья, — по каким трем причинам Бог создал человека последним, после всех растений и животных?
И тогда Иосиф отвечал:
— Бог создал человека самым последним,
во-первых, затем, чтобы никто не мог сказать, будто он участвовал в сотворении мира;
во-вторых, ради унижения человека, чтобы он твердил себе: «Навозная муха, и та создана раньше меня»,
а в-третьих, чтобы он мог сразу же приступить к трапезе, как гость, для которого все приготовлено".
Не правда ли, до чего ловко, умно, и остроумно, несмотря на свое малолетство, ответил любимец Иакова на этот вопрос.
Между прочим, старших братьев "красивого и прекрасного" Иосифа, крепких, но простоватых детей Леи и обеих наложниц, наукам и грамоте не обучали. Они с детских лет были пастухами при стадах Иакова. Во времена детства человечества даже у евреев не было порочной тенденции, что всем детям надо, независимо от их талантов и способностей, «дать высшее образование».
Во времена той скрытой от нас в веках седой древности, когда это было только устным семейным преданием скотоводческого племени патриарха Иакова, маленький Иосиф не мог знать, что через десятки столетий их семейная сага станет известна любому школьнику, потому, что она войдет в главу "Бытие" главной Книги человечества. "И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей". Юный вундеркинд не мог знать и о том, что каждый год в этот день его соплеменники не станут делать никакой работы, а будут слушать в священном собрании трубный звук шофара, сзывающий их на Божий Суд, а на десятый день в ожидании последней печати станут смирять себя жестоким постом. Но мы, читая в эти дни 23-ю главу Левит, из той же еще не написанной во времена юного Иосифа Книги, мы знаем, что «Это устав вечный в роды ваши во всех местах поселения вашего», и стараемся следовать этому по мере сил. Ведь на 25 часов сухой голодовки способен не каждый, даже если старается не думать «об еды» изо всех сил.
Всевышний милостив, и приговор в Книге Жизни, вынесенный Им в Рош а-шана, не окончателен. В ближайшую десятидневку его еще можно оспорить или смягчить с помощью искреннего раскаяния в грехах и добрых дел. Наши предки когда-то преодолевали немалые расстояния, чтобы к Судному Дню раздать долги и испросить индивидуальное прощение у каждого сородича, кому они нанесли обиду в уходящем году. Теперь все значительно проще и много быстрее. Одним нажатием мышки рассылается электронное послание с ничего не значащей просьбой о прощении, которое одновременно получит каждый из десятка, а то и сотни адресатов (френдов) отправителя. A каждый из получателей со своей стороны сделает тоже самое. Нагрузка на блогосферу в дни, предшествующие Роша а-Шана, громадна. Хотя, …нам не дано знать, устраивает ли такая массово-механистическая форма «слихот» самого Всевышнего. В любом случае, в Йом-Кипур приговор скрепляется печатью и обжалованию более не подлежит. Наша судьба на ближайший год определена.
"Рош а-шана принято называть еврейским Новым годом, поздравлять евреев и желать им хорошего и сладкого года. Однако, этот праздник - вовсе не частное дело евреев. Помимо особой еврейской, он имеет и очевидную универсальную окраску. С точки зрения иудейской традиции, в этот день, ассоциируемый с сотворением мира приговор выносится не только евреям - суду подлежит все человечество. "В Рош а-шана все пришедшие в мир проходят перед Ним строем..." (Мишна. Рош а-шана 1:2). Парафраз этой мишны звучит в праздничной молитве. Иудеи молятся: "Как пастырь, проверяющий стадо свое, проводит овец под посохом, так и Ты - проводишь и исчисляешь, определяешь и учитываешь души всего живого, решаешь судьбы всякого создания и подписываешь приговор". "Ты провидишь и взглядом проникаешь до конца поколений. Ибо Ты назначаешь закон и время суда всякого духа и всякой души... О державах в этот день оглашается: какой из них - война, и какой - мир, какой - голод, и какой - изобилие... О каждом создании Ты вспоминаешь - дела человека и его приговор..."
«Державам», (с большим отрывом от остальных стран-юдофобов тут лидируют Швеция с Исландией), которые затевают международные бойкоты Израиля и/или не защищают своих евреев от полчищ заполонивших их мусульманских орков, стоит повнимательнее вчитаться в вышеупомянутую молитву. Хотя бы для того, чтобы им стала окончательно ясна причинно-следственная связь приключившейся с ними беды.
Всем нам, ребята, включая временно нераскаявшихся, Шана това вэ-метука!