Он прожил долгую жизнь, писал горячо, умно и талантливо, непохоже ни на кого. Это он, Лев Аннинский, в начале 50-х годов минувшего века заметил стихи Евгения, тогда еще Жени, Евтушенко, предрек ему прекрасное поэтическое будущее. Книжку о Евтушенко он назвал просто, однако с большим смыслом: "Ядро ореха". Из ядра ореха выросло могучее древо поэзии Евгения Александровича Евтушенко. Е. А. Е. был на год- два старше своего друга, Лев Александрович проводил его такими (цитирую) словами; "Прощай, Женя! Ты в вечности навсегда".
Несколько слов о моем знакомстве и, смею думать, о дружбе со Львом Александровичем.
Собрав первую книгу интервью "Разговоры вполголоса", названную строкой известного стихотворения Пастернака, я решился на довольно дерзкий шаг: попросил написать предисловие к ней знаменитого критика. Мы были знакомы, встречались с Л.А. еще до нашей эмиграции в США в октябре 1991 года. Интервью с ним я поместил сперва в " Вечерней Москве", позднее - в первой своей книге.
Переговоры наши проходили по телефону, ибо жили мы по разные стороны океана. Лев Александрович попросил прислать или привезти, если возможно, рукопись книги, я решил полететь в Москву.
Он жил в довольно просторной квартире у метро "Университет", представил меня супруге и обеим дочкам. Я, не без волнения, конечно, отдал рукопись книги: что же скажет (напишет) о ней критик номер один России?
Буквально через несколько дней Лев Александрович позвонил и сказал: "Предисловие готово, приезжайте ко мне, либо давайте встретимся где-нибудь." И предложил ЦДЛ, Центральный дом литераторов.
Пробежав глазами текст предисловия и покрывшись краской смущения, я сказал: "Лев Александрович, лучшее в моей книжке - ваше предисловие!". Он, отмахнувшись, произнес: "Да ладно вам!..."
Желающие могут прочесть текст предисловия Льва Александровича Аннинского к книге " Разговоры вполголоса" - в Интернете.
Что еще сказать в грустные часы прощания с выдающимся критиком и прекрасным человеком? О был полукровка: отец- казак, скорее всего - донской, мама - еврейка. Он никогда не скрывал этого!..
Несмотря на пережитые трагедии: смерти жены и одной из дочерей, оставался приветливым, контактным человеком до последнего.
Еще одна из важнейших деталей жизни Льва Александровича. Его отец пропал без вести под Москвой в ноябре 1941 года. Сын не мог смириться с этим нечеловеческим пропал без вести! И отыскал место его гибели, положив на этот поиск много сил и времени. Написал о своем поиске три книги и говорил мне, что считает их лучшим, из того, что написал за всю жизнь. Он говорил мне, что невозвращение отца с войны стало для него ежедневной болью, более того - страданием.
Из-под его пера вышли десятки книг, в том числе великолепная " Россия плюс", которую он подарил мне наряду с другими своими книгами.
Он никогда не был ни диссидентом, ни ура - патриотом.. Он знал себе цену, и примыкать к левым, правым или неким средним- не желал. Это был кот, гуляющий (теперь, увы гулявший)! сам по себе. Потому и пользовался непререкаемым авторитетом у коллег по профессии. Прощайте, дорогой Лев Александрович, Вы в вечности навсегда.