Фильмы про школу редки. Реже, чем про больницу. Думаю, это потому, что уж слишком сложная и больная тема. Все же школа касается всех. Все в ней учатся. Родители, дети – все через нее проходят. У нынешних школьников мамы-папы, бабушки-дедушки тоже участвуют в процессе. Помогают, сочувствуют, переживают, хвалят и ругают.
Школа, как правило, - зеркало общества. Какое общество – такая и школа. Иногда, очень редко, школа существует как островок свободы и интеллекта на фоне официозно-серых казенных учреждений и повсеместного единомыслия.
Такой была Вторая школа времен преподавания в ней Анатолия Якобсона, до своего громкого разгрома и разгона в начале 1970-х. Сейчас она снова функционирует, и с тем же директором - Владимиром Федоровичем Овчинниковым. И мне интересно, каково там детям? Учителям?
Обычно я узнаю, каково детям в школе, уже по первому впечатлению – при входе. Сразу становится понятна атмосфера заведения – казарменная, казенная или свободная, когда дети раскрепощены и не боятся...
Сын учился в трех школах – московской, итальянской и американской. Только в последней он перестал повторять свою ежеутреннюю мантру «Не хочу в школу!».
И вот фильм о школе. Современной.
И название такое знакомое - «Училка». Очень бы хотелось женщинам-учителям избежать этого уничижительного обидного прозвища. Удается не всем. Часто ежедневный «каторжный» труд в школе, при высокой нагрузке, при невозможности поднять голову от тетрадей, при отсутствии заботы и внимания в семье и любви и уважения в школе – штампует таких «училок», о которых ученики, окончив обучение, стараются скорее забыть.
Что нам покажут здесь? «Училку» играет Ирина Купченко. Играет беспощадно к себе, к своей женской сути. Все мы помним актрису в роли учительницы в картине «Чужие письма» - строгую, умную, но такую привлекательную...
Помним и героинь «Странной женщины», «Дворянского гнезда», ни на кого не похожих, с идеями, но бесконечно женственных. В картине Алексея Петрухина ( режиссер) и Екатерины Асмус (автор сценария) героиня Купченко состарилась до пенсионного возраста, «училку» собираются «спровадить» на пенсию.
Говорю «спровадить», так как идти этой женщине в сущности некуда. На титрах нам долго показывают ее жилье, книги, фотографии, недопитую чашку кофе с кусочком сыра... Скудный завтрак, скромная квартирка, пожилая замученная жизнью женщина, с некрасивой стрижкой, за собой не следящая и «не желающая быть красивой», прямо по чеховскому Пете Трофимову. Одинокая?
По ходу фильма мы узнаем, что есть у нее дочь. Но та вышла замуж – и уехала за границу, в Германию. «Предательством» дочери «училку» укоряют и молодая директриса, и ученики. Что немного странно. Из России за эти годы столько народу уехало – кто в Штаты, кто в Англию, а кто в Германию, что, кажется, должны бы уже привыкнуть. Хотя... есть один случай, когда укоры обоснованы – это, если человек, как сегодняшние телепропагандисты и некоторые члены Думы, строят из себя «патриотов», клеймят гнилой Запад, а сами делают все, чтобы их дети учились и жили в Германии или в Америке... Но это не тот случай.
Итак, «училка» - женщина одинокая, замученная жизнью, то и дело хватающаяся за сердце, особенно в тот день, который нам показан.
День этот особенный. Алла Николаевна с утра слышит от своей бывшей ученицы, а ныне директора школы, что ей пора на пенсию – и удрученная этим известием (а чего еще она ждала?), подходит к своему 11 классу, в котором ведет историю. Она долго борется с собой, прежде чем войти. Так, наверное, дрессировщик останавливается перед дверью в клетку хищника: входить или не входить? Входит.
Класс не обращает внимания на ее появление, на доске крупными буквами написано: УЧИЛКА. Великовозрастные школьники продолжают свои разговоры и занятия, словно учителя в классе нет. Вот тот юноша после школы едет на съемки, вот эти двое переглядываются – влюбленные, двое на последней парте ведут непонятный разговор, возможно, о вещах криминальных. Кто-то занят смартфоном... Гаджеты в руках у всех.
Остановимся. Здесь хочется порассуждать. Учитель и старшие школьники. В свое время в годы Перестройки учителя-новаторы во главе с Симоном Соловейчиком заговорили о «педагогике сотрудничества».
Эта педагогика подразумевала партнерство учителей и учеников. Главное в этой системе было то, что и учителя, и школьники находятся на одной стороне, они союзники, так как делают одно дело. Между ними нет отношений подчинения и неравенства, нет неприязни, существующей между «наставниками» и «наставляемыми», они заняты творческим освоением мира – и учителя в этом процессе не безоговорочные авторитеты, а помощники, проводники. Эта система предполагает свободу, возможность выбора, развитие творческих способностей.
Когда я думаю о современной школе, то не вижу для нее других путей развития, кроме этого. Все же сегодня у всех школьников компьютеры, они легко добывают информацию из интернета. Дать знания – становится только одной из задач, может быть, не самой главной.
Роль учителя – направить, помочь разобраться, ответить на возникшие вопросы, развить способности ребенка... Поэтому, слова «училки»: «Моя задача – наполнить вас знаниями и открыть новые горизонты», - представляются каким-то клише из прошлого, а продолжение: «за это воевали наши отцы и деды, зачастуя жертвуя своей жизнью», одну ли меня заставляет поежиться? Нельзя ли обойтись без пафоса и громких слов?
Идем дальше. Алла Николаевна – педагог с большим стажем и с одиннадцатиклассниками встречается не первый день. Как случилось, что они так нахально ее не замечают? Почему мы становимся свидетелями чуть ли не войны между учителем и классом? (войны, которая обретет реальные формы, когда у одного из школьников обнаружится пистолет).
Кто в этом виноват?
Скажут, это все молодые – никакого уважения к старшим, интересуются только собой, в последнем классе им вообще наплевать на все, что не связано с их будущим. Хорошо. Но разве не дело учителя увлечь учеников своим предметом – тем более таким интересным и животрепещущим, как история современной России? Не сумела? Не хотела? Не было сил? Почему она так упорно хочет видеть в них «неучей», «понимающих только власть сильной руки»? И не напоминает ли это всегдашнее отношение российской власти к своему народу?
Знаете, мне почему-то кажется, что дело не столько в учениках, сколько в учителе. Ну да, новое поколение – другое, у него другие интересы, оно иначе смотрит на жизнь, у него интернет стал частью личности. Но многие отмечают в нем такие черты, как чувство собственного достоинства и отсутствие страха перед властями, интерес к истории и политике, тягу к новому.
Бесстрашные пострадавшие по «московскому делу» - из этого поколения. Поразительный Егор Жуков – из него же. Скажите на милость, зачем этим молодым учитель, оставшийся в прошлом? Их не знающий и не желающий узнать, не испытывающий к ним элементарного сочувствия («Мне вас не жалко!»)?
Вот на этом противостоянии, как кажется, мог бы строиться фильм.
Но создатели побоялись «острых углов», остро начавшийся, с невероятной интригой – «училка», вооруженная пистолетом, отобранным у ученика, простреливает ему руку, а затем берет класс «в заложники», заставляя под дулом пистолета отвечать урок по истории сегодняшней России, – в итоге он приближается к фарсу по неправдоподобности решения конфликта.
Учительница убеждается, что ее ученики талантливые и умные, а ученики проникаются к ней теплыми чувствами... Фальшь, фальшь.
Жаль артиста, играющего «полковника Катышева», посланного на борьбу с терроризмом, настолько картонного персонажа приходится ему играть. Жаль и Ирину Купченко, хотя и награжденную за эту роль, но не могущую не ощущать фальшь и сусальность таких кадров, как совместное со школьниками (в запертом ею на ключ классе!) чтение «Изысканного жирафа» Николая Гумилева, или в конце картины бодрое собирание ею хвороста для костра и опять же совместное исполнение жизнерадостной песни о «ветре перемен». Фильм снимался в 2015 году. По-моему, даже тогда такой конец был как-то излишне оптимистичен и – повторюсь - фальшив.
Что ж, по-видимому, сегодня еще не пришла пора для честного фильма о современной школе. Подождем.
***
Фильм "Училка"