Фаворит фаворита. Иошуа Цейтлин 

Опубликовано: 27 сентября 2020 г.
Рубрики:

При посещении 29 мая 1780 года императрицей Екатерины II города Шклова во время поездки в Могилев на встречу с императором Священной Римской империи, королем Германии и Австрии Иосифом 2, по протекции князя Григория Потемкина ею был принят Иошуа Цейтлин. Он принес прошение от шкловских иудеев о прекращении употребления в официальных документах России унизительного для них слова «жиды». Екатерина дала согласие на это, предписав использовать в официальных бумагах Российской империи только слово «евреи». Однако, другие его предложения о расширении прав евреев в России она так и оставила без удовлетворения. 

Тем не менее, Императрица поощряла еврейское расселение в Новороссии и приблизила в Санкт-Петербурге нескольких иудейских специалистов: её лечил Мендель Лев, провизором был Самуил Швенон, банкиром - Вольф, личным подрядчиком -Абрамович и т.д. 

Во второй половине восемнадцатого века Российская империя, в результате завоевательной политики, вместе с присоединенными к ней территориями, заполучила около миллиона проживавших там евреев, – целый этнос. 

Поэтому сразу после вступления на престол Екатерине II, с чисто практической стороны, пришлось срочно заняться «еврейским вопросом». 

Как написала она в своей автобиографической записке, в Сенат был до нее внесен «проект дозволения евреям въезжать в Россию». 

К счастью для евреев в этом вопросе ее полностью поддержал фаворит Григорий Потемкин.

 «Почти уникум среди русских военных и государственных деятелей, Потемкин был больше, чем просто толерантным к евреям: он изучал их культуру, наслаждался обществом их раввинов и стал их покровителем». 

К такому выводу пришел современный кембриджский историк С.Монтефиоре. 

Григорий рано столкнулся с этим народом, и, видимо, его впечатления сложились в пользу евреев. Смоленское имение, где подрастал Григорий, было расположено неподалеку от мест стародавнего еврейского расселения. 

Став фаворитом императрицы, он после первого раздела Польши в 1772 г. был пожалован огромным поместьем Кричев-Дубровне на Могилевщине. 

Там, по воспоминаниям современников, заняты были не только крепостные, но и приглашенные отовсюду деловые люди. Слышался английский, немецкий, разговаривали на «идиш». 

В составе «двора» видное место заняли шкловские евреи. Это не было случайностью. Ключевую роль при потемкинском «дворе» играла личность Иошуа Цейтлина, отмеченная исследователями давно, но значение которой, по-видимому, еще предстоит полностью оценить. 

Но как мало известный город Шклов мог повлиять на то, что императрица приняла некоего Иошуа Цейтлина?

Шкловская еврейская община была в то время одной из многочисленнейших в Белоруссии. 

В 1772 г. , в результате раздела Польши, Шклов стал русским городом, а уже в 1773 году город стал уездным центром Могилевской губернии России и был подарен императрицей Екатериной князю Потемкину.

В 1766 г. в ней числилось 1367 евреев, включая евреев окрестных местностей. 

Однако, уже в 1778 г. Шклов был пожалован Екатериной II генералу Зоричу, бывшему ее фавориту и адъютанту Потемкина.

  Обласканный императрицей, Зорич вскоре вызвал ее неудовольствие своей неумеренной карточной игрой и потому был удален от двора. В пожалованном ему городе Семен Гаврилович продолжил свои пагубные привычки. Его друзья братья Зановичи, прожженные аферисты в карточной игре, наладили в шкловском имении Зорича подпольный выпуск фальшивых ассигнаций. Раскрыл аферу сам Потемкин, к которому с жалобой обратились обманутые еврейские торговцы. К тому же, Зорич считал, что ему принадлежит право на суд и расправу над местными евреями и что последние ему «подвластны». 

Дело дошло до Сената, который и определил, что права, которыми владельцы имений пользовались в отношении еврейского населения в польское время, не могут больше им принадлежать. 

  В шкловской иешиве проходили знаменитые диспуты, и местные раввины первыми в Российской империи приняли херем — воззвание против хасидизма, религиозного течения, отколовшегося от традиционного раввинизма.

Инициатором и идеологом еврейского Просвещения – Хаскалы – был в Шклове ближайший соратник графа Потемкина - Иошуа Цейтлин. 

Он родился в 1742 г. в Шклове. Как и другие выдающиеся евреи, начинал с торговли. Благодаря деловой хватке, он быстро завоевал надежную репутацию среди купцов. Широкая богословская эрудиция, которой обладал Цейтлин, делала его человеком выдающимся и, соответственно, привлекала к нему внимание людей с государственным мышлением. Как именно Цейтлин попал в окружение Потемкина, неизвестно. Зато не секрет, что уже под покровительством Потемкина он достиг значительных высот как подрядчик и поставщик. 

Потемкин так высоко ценил способности Иошуа, что постоянно брал его с собой во время инспекций по югу, одновременно доверяя управлять всеми своими имениями. Именно Цейтлин во время графских военных походов брал займы для снабжения армии, а позже стал управлять монетным двором в Крыму. 

По свидетельствам современников, «Цейтлин расхаживал вместе с Потемкиным, как его брат и друг». 

Однако ему, в отличие, например, от другого известного еврея Липмана, удалось сохранить свое национальное лицо и внешний аутентичный облик.

Иошуа всегда носил традиционную еврейскую одежду, соблюдал кашрут, был набожен и с удовольствием вступал в богословские диспуты, которые вел наравне с выдающимися богословами. Он блистательно знал Священные тексты и слыл талантливым гебраистом. Более того, Потемкин и сам с удовольствием участвовал в талмудических диспутах своего любимца и раввинов (при этом в его свите всегда обязательно присутствовали поп и мулла). 

Почувствовав превосходство России в войне с Турцией, Потемкин стал предрекать крушение Оттоманской Порты. Очевидно, под влиянием Цейтлина, он задумал заново перекроить карту мира.

 Светлейший вдруг выдвинул фантастическую по своей неожиданности идею – вернуть евреев в Иерусалим. Потемкин стал пропагандировать мысль, что :

«Когда империя Османов будет наконец разрушена, то и Иерусалим будет не во власти неверных. А тогда должно в Палестину выселить всех евреев… На родине же своей они возродятся». 

Удивительно, что князь оказался единственным христианином, который на фоне большого числа западноевропейских философов и мыслителей, искал и нашел путь для воссоединения гонимой нации на родной для иудеев земле предков. И в этом величие Григория Потемкина перед его современниками и будущими потомками.

Осуществлять свою идею князь решил невероятным образом: создал на свои средства Израилевский конный полк, который целиком состоял из иудеев. 

Полком командовал князь Фердинанд Брауншвейгский. На фоне традиционного русского, а тем более казацкого антисемитизма, эта затея была особенно удивительна. По замыслу Потёмкина, Израилевский полк должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков с запорожскими пиками). В марте 1788 года проходили учения полка, в составе которого находилось уже тридцать пять бородатых еврейских казаков. 

Скоро набралось уже два эскадрона,

Это было первое вооруженное образование евреев после разрушения Второго Храма. Потемкин полагал, что именно этот полк будет первым формированием, которое проложит иудеям путь в Иерусалим. К сожалению евреев, довольно быстро полк пришлось распустить, поскольку, несмотря на старания отважного немецкого офицера, которому была поручена муштра иудеев, солдаты оказались совершенно не приспособлены к военной службе. 

Многие из полка удивительным образом оказываются в Париже, где через год происходит революция - влияние Франции на ход русско-турецкой войны резко ослабевает. То есть Израилевский полк Светлейшего готовился не только против турок. Преимущественно евреи выполняли у Потёмкина роль разведчиков и тайных порученцев для исполнения деликатных заданий. 

Кто-то из «бородатых евреев-казаков остался верным русскому престолу. Кто-то предпочёл ему знамена революционной Франции и искренне участвовал в Польском восстании в составе мятежной Народовой кавалерии Польского корпуса. 

В 1794 году в Польше вспыхнуло восстание Тадеуша Костюшко. В нем принял участие еврейский конный полк под командованием Берека Иоселевича, - около 500 всадников. 

Цейтлин за преданность Потемкину и отечеству в 1787 г. получил звание надворного советника, что дало ему возможность вступить во владение землями. Светлейший тут же даровал своему другу имение в Могилевской губернии, и еврей стал владельцем 910 крепостных душ и поместья «Устье», которое обрело необычайную известность. Кроме того ему принадлежало сельцо Софиевка в Херсонской губернии. Когда внезапно по дороге в город Николаев умер покровитель Йошуа Григорий Потемкин, Цейтлин удалился в поместье «Устье». Здесь он построил дворец, окружил себя учеными и погрузился в науку, окончательно отойдя от дел. 

Иногда Йошуа консультировался с другими раввинами по богословским вопросам. Он оказывал материальную помощь многим талмудистам и учёным, поддерживая большой бейт-мидраш («дом учения»), в котором они жили, обеспеченные всем необходимым для жизни.

Умер Иошуа Цейтлин в 1822 г., пережив своего покровителя и оставив после себя немалое состояние и духовное наследие. 

Не следует упускать из виду еще один след в истории «потемкинских евреев». Среди основателей движения декабристов оказался еврей, уроженец все того же города Шклова, внук Иошуа Цейтлина, сын Абрама Перетца от первого брака, воспитанный своим отцом в Петербурге,–титулярный советник Григорий Перетц.  

Возмущенный «несправедливостями и ошибками правительства», он, как показало следствие, вступил в тайное общество и вербовал в него других заговорщиков. Обсуждались там не только судьбы России. Григорий Перетц, как было выяснено на допросах, предлагал освободить, рассеянных по всей России евреев, и поселить их в Крыму или на Востоке (Малая Азия) «в виде отдельного народа».

Как было установлено следствием, по предложению Г.Перетца, условным знаком их тайной группы было принято слово «херут», что на иврите означало «свобода». С 1822 года Григорий отошел от тайного общества, и, тем не менее, после поражения восстания он был арестован, судим и сослан в Сибирь на четырнадцать лет. (Декабристы. М. «Наука», с. 139-140). 

Не менее известен выходец из Шклова Н.Ноткин.

 Уже упомянутый зять И.Цейтлина А. Перетц и его домашний учитель И. Л. Невахович были основателями еврейской общины в Петербурге: 

Из десяти создателей первого еврейского кладбища в Петербурге пятеро были из Шклова 

В первой половине 19в. в Шклове жили известные меценаты:

 Михл Эйзенштадт, который был избран «депутатом еврейского народа» в 1818 г. и исполнял свои обязанности в Петербурге до 1825 г., и Иом-Тов Липман Зельцер (умер в 1872 г., был женат на внучке И. Цейтлина) — купец, ходатайствовавший за расширение прав евреев перед Николаем I, Александром II, состоявший ученым евреем при витебском генерал-губернаторе.

В Шклове родился М. Берлин (1821–1888) — ученый еврей при витебском генерал-губернаторе и при министерстве внутренних дел, автор нескольких книг о русских евреях. 

Таким образом, мало известный городок Шклов сыграл ведущую роль в раскрепощении и выдвижении еврейского народа в России. 

И замечательное место в этом движении занимает выдающийся русский политик православный князь Григорий Потемкин.

 

 

Источники: 

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Алина Ребель. Евреи в России: самые влиятельные и богатые. М.: Эксмо, 2011 г.

Дэвид Фишман, Новые социальные и культурные горизонты. Перевод с анг. А.Фруман

 Декабристы. М. «Наука», с. 139-140. 

 

Комментарии

Аватар пользователя Z.X.Klauss

"Чайка" - журнал мастодонтов (в хорошем смысле) - стариков, тем кому за 50-60, обломков былой эпохи. Среди них, даже иудеев, удивительным образом распространено насаждаемое всеми фашистами и коммунистами мира нелепое ( и вредное) заблуждение о том, что еврейство (Jewishness) - это этническое понятие, т.е. что евреи - это народ, нация, такие как литовцы, башкиры, зулусцы. Слава Б-гу, и в Штатах (всегда) и в Российской Империи (было), и в Израиле любому школьнику известно, что еврейство, иудейство - это религиозные понятия. Как католикoM, православныM, или буддистoM, евреем может быть и русский, и монгол, и француз, и негр. Есть евреи-ашкенази, евреи-сефарды, евреи-мизрахи. Я - этнический немец, перешедший в иудаизм по завету Учителя - тоже еврей. Прямо как-то даже стыдно читать в русско-язычном еврейском журнале "Чайка" такое невежество, право. Пишу всё это уважительно, без агрессии и желания оскорбить.

Аватар пользователя Ирина Чайковская

Уважаемый читатель, 

Позволю себе два уточнения. Первое.  ХХ век внес коррективы в понятие "еврей". Гитлер с его "расовыми законами" преследовал евреев "по крови", даже тех, кто давно уже "онемечился" и принял  христианство (протестантизм, католицизм, лютеранство). "По крови" же преследовались и дискриминировались евреи в Советском Союзе,  в своем большинстве  не знающие (по воле государства) ни своего языка, ни своей религии, ни своих обычаев.  Таким образом в наше время на смену религиозного определения "иудея" пришло  "расовое" - так что Вы слегка отстали от жизни.  Второе.  В нашем журнале печатаются люди всех национальностей, рас и вероисповеданий. ЧАЙКА - американский журнал на русском языке.   

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки