Литературный журнал «Чайка» (не научный и даже не научно-популярный, подчеркиваю) обратился ко мне с просьбой писать (или хотя бы пописывать) о науке. Одновременно он открыл вненаучный раздел «Мозаика», что само по себе является дуновением Времени.
Подумав и поразмыслив, ваш неПокорный слуга решил попытаться соединить оба жанра, сделав рассказики о науке в жанре мозаики. За рюмкой, как говорится, чайку. С ударением на последнем слоге, а не на первом. И действительно, всего лишь изменение ударения превращает птицу в священный напиток китайцев и англичан. Таково волшебство Слова, до которого волшебникам сказок «Тысячи и Одной Ночи» чесать и чесать.
Мозаика науки – после того, как я решил прикоснуться к ней - не столь бессмысленна, как может казаться. И даже не антиосмысленна. Китайские профессора, воспитанные на Конфуции, к примеру, не выступая на конференции, а на банкете и кофебрейке говорили мне с глазу на глаз, что согласно традиционно китайской точке зрения предполагать, что весь мир управляется законами, одними для всей Вселенной, слишком уж упрощенно. Не знаю, правы ли они - или это проблема, в которой можно быть и правым, и неправым одновременно. И даже единовременно. Я просто привожу это неофициальное мнение корифеев в оправдание жанра, который попробую не слишком всерьез зачать.
Притихните, дети и взрослые дети, с пяти до девятоста пяти лет отроду! Мозаика мироздания начинается.
***
Мысль, что не только человеческое познание и работа на интернете, но и вселенная мозаична, недостаточно сумасшедшая, чтобы не оказаться неверной. Вспомним знаменитую фразу основателя квантовой механики Бора: «Это, конечно, сумасшедшая теория. Однако она мне кажется недостаточно сумасшедшей, чтобы быть правильной новой теорией». В применении того, что мы полушутя зачинаем, возможно, мозаичный подход ко Вселенной недостаточно сумасшедший, чтобы быть правильным. Поэтому попытаемся сделать его безумным по ходу дела. А там посмотрим, что из этого выйдет. Или не выйдет.
Впрочем, безумие теории не гарантирует ее правильности. Верно – согласно Бору – только обратное.
Засим начнём.
***
Мысль о том, что мир управляется едиными законами, сама по себе абсолютно неординарна. А во времена многобожия даже кощунственна. Вспомним, что и в Древнем Египте, и в Древней Индии, и в Греции с Римом был Пантеон богов. По-видимому, первым идею существования единых законов, управляющих миром, сформулировал Аристотель. В условиях поклонения многим богам, каждый из которых ответственен за часть мира, даже верховный Зевс – в Риме известный под псевдонимом Юпитер – не вмешивался в вотчины подчиненных ему: брак, определявшийся Герой, эротику, управлявшуюся парой Афродита и Купидон, торговлей, которую крышевал Гермес – осуществляя лишь общее руководство. В Античном мире, в котором вера в единого бого была ересью (за которую, собственно, и приговорили к смерти Сократа, верившего в Абсолютную Справедливость), за такую позицию могли бы приговорить к смерти Аристотеля Стагирита, отрицавшего за богами власть управлять по своему усмотрению, причем приговорить с большими основаниями, чем Сократа.
Заметим, к слову, что первый смертный приговор, вынесенный первой демократией мира, был Первому Философу Мира. Занятный символ!
К счастью для Аристотеля, грекам (завоеванным македонянами) в это время было не до осуждений философов. А Александр, ставший царем после того, как его отца Филиппа убила, по-видимому, мать Александра - ради дорогого сыночка, - считал Аристотеля своим, значит, Великим учителем. Да так с тех пор и пошло!
***
В механике Аристотеля тело движется до тех пор, пока на него действует сила. А когда не действует сила, тела останавливаются. Так происходит, скажем, с телегой. Тащит телегу лошадь – движется. Перестает тащить телегу лошадь – телега остановилась. И дураку ясно, не так ли? А знаете почему? Потому что механика Аристотеля основана на:
А) наблюдениях за окружающим миром пытливого человека
Б) здравом смысле этого пытливого человека.
Идея Ньютона (жившего через две тысячи лет после Аристотеля) была кардинально иной. Согласно второму закону Ньютона, тела двигаются с ускорением, пропорциональным приложенной к ним силе, и обратно пропорционально их массе. Эксперименты вплоть до двадцатого века показывали, что весь мир стоит на трех законах Ньютона, как до Аристотеля думали, что на трех китах, а после Гелл-Манна – что на трех кварках, из которых (говоря чуточку упрощенно) состоит вещество. Вот так (если взирать на проблему из космоса) происходила эволюция представлений о законах движения тел.
***
Согласно меткому наблюдению Бертрана Рассела, каждый прогресс в естественных науках сопровождался доказательством того, что Аристотель (являвшийся абсолютным авторитетом более тысячи лет) ошибался.
Однако всегда ли? Бывало и так, что то, что считали ошибкой, впоследствии оказывалось не совсем уж неверным. Так было с корпускулярной теорией света, которая была охаяна в 18-м веке и реабилитирована (с появлением квантовой механики) в 20-ом. В итоге оказалось, что правильны и корпускулярная, и волновая теории света, и даже обе в одном и том же эксперименте могут оказаться верны. В этом смысле физика подтвердила концептуальную правильность анекдота о Ребе, позиция которого считалась абсурдной. Рассказываю. Приходят к раввину два еврея, которые непримиримо спорят о чем-то. Свою позицию излагает первый еврей. Ребе слушает и говорит:
- Ты прав, Ося.
После этого свою позицию излагает второй еврей.
- И ты прав, Хаим, – произносит раввин.
- Но как же такое может быть? – воскликнул пришедший со спорящими Абрам. – Они говорят противоположные вещи, а вы говорите, что правы оба.
- И ты прав, Абраша, – произнес Ребе.
То, что казалось абсурдным в обычном мире, в науке - обычное дело. Корпускулярная теория света Ньютона и волновая теория Света Гюйгенса, казавшиеся несовместимыми, оказались одновременно верными в дуальном квантовомеханическом мире.
***
Через две тысячи лет после того, как механика Аристотеля провозглашалась единственно верной, она была заменена механикой Ньютона. Однако в XX веке, спустя еще каких-нибудь триста лет, выяснилось, что Аристотель в механике был не всегда неправ. Выяснилось, что в масштабах молекулярных структур (достаточно больших, чтобы в них переставало происходить броуновское движение), соблюдается не механика Ньютона, а Механика Аристотеля. Когда в клетке контролируемо перемещаются макромолекулярные блоки, они движутся именно так. Без инерции (в которой телам отказывал Аристотель). Таков результат решения гидродинамических уравнений при малых числах Рейнольдса. Что такое число Рейнольдса? Говоря грубо, но физически верно, Число Рейнольдса есть мера отношения инерции тела, перемещающегося в среде, к вязкости в этой среде. Таким образом, мир живого в значительной мере функционирует в механике Аристотеля. Если бы механика Аристотеля была всегда неверна, не было бы ни растений, ни животных, ни нас с вами, уважаемые читатели. Такой неожиданный парадокс.
***
Еиптяне больше всего боялись Хаоса. Фараонов феллахи почитали волшебниками, которые наводили порядок, поклоняясь, им как Богу. Египтян можно понять. До установления фараонами порядка в масштабах страны, которая стала Египтом, убийства с расчленением тел и каннибализм были обычным делом. Выйдя из дому на работу, охоту или для развлечения, никто не был уверен, что вернется живым. Поэтому даже плохой фараон был лучше, чем отсутствие фараона. Фараон был богом порядка, наводимого в мире людей, склонных к хаосу. Тому Хаосу, из которого произошел Космос, а значит, и люди. Порядок, порядок как таковой, казался народам, вышедшим из хаоса, чудом. Его воплощением являлись пирамиды, каналы, функционировавшие тысячелетия, храмы и безопасная жизнь - нелегкая, но управляемая Порядком. А олицетворением его был Фараон.
***
Согласно мифологиям Великих древнейших народов Китая, Индии и Египта, в начале всего и раньше всего был Хаос. Повсеместный – куда ни глянь. Нигде – ни в одной точке того, что впоследствии стало Космосом – никакого порядка! Для греков Хаос ( χάος ) был изначальным состояния мира, в котором он находился до возникновения упорядоченной вселенной (Космоса), родившейся с появлением двух божеств: земли Геи и любви Эроса.
Эрос (любовь) для греков появилась одновременно с упорядочением вселенной. Любовь - ровесник вселенной! Ну разве не вдохновляет? Такую вселенную может не полюбить только злодей.
В древнеегипетской мифологии богом Хаоса являлся и является Сет (по-египетски Stẖ), считавшийся также божеством ярости, песчаных бурь, разрушения войны, смерти и сотворения зла. Из хаоса была порождена дуалистическая пара Исфет-Маат. Исфет является эквивалентом термина Маат (что означает «порядок» или «гармония»). Согласно древним египетским верованиям, Исфет и Маат являлись воплощением принципа дуализма: ничто и никто не может существовать без своего двойника, который может являться и антиподом (подобно частице и античастице, но на Божественном уровне), и тождеством.
Вспомним, что (в отличие от представления христиан) душ у человека, согласно египетстким верованием, было две! А у некоторых и больше, чем две!!!
Исфет (означающий несправедливость, насилие) и Маат (что означает порядок, гармония) уравновешивали друг друга и одновременно боролись друг с другом. Маат должен был (или должна – могли ли Боги Египта переходить из пола в пол или иметь оба пола – вопрос, требующий изучения) победить Исфета («неведомое», «зло», «дисгармонию»), чтобы защитить справедливость, добро и порядок. Фараон назначен Богами чтобы, уничтожив Исфета, защитить справедливость и поддержать Гармонию в Космосе. Когда побеждает Исфет, Нил перестает разливаться - и в Египте начинается голод. Поэтому обращение к Богам, воплощением которых на Земле является Фараон (и так ведь и было, если вспомнить, что порядок, порядок сам по себе, египтяне считали Богом!), должно было помочь Маат одержать победу над Исфетом. Порядок побеждал Хаос с помощью Фараона. Прекрасное верование, которому правители эпохи компьютеров могут и позавидовать.
***
Согласно древнеиндийским космогоничним воззрениям, вначале также был хаос и только хаос, который изображался тьмой, пустотой, бездной и мраком. Преобразование хаоса в Космос произошло при рождении Брахмы из Золотого Яйца (как говорят современные индологи совершенно серьезно) “от причины, подобной какой-то «химической реакции» (которой в современности ведает предмет «Органическая химия»), путём объединения воды и огня”.
Если задуматься, приходишь к неожиданному выводу: представления о возникновении мира древних не очень уж отличались от современных воззрений, при которых мир произошел из стремительно расширявшейся сингулярности, в которой, что происходило меньше чем 10 в минус 43 степени секунды после Большого Взрыва, неясно.
***
В последние десятилетия благодаря компьютерам выяснилось, что, если изменить мировые константы на мизерную величину, вещество перестанет существовать. Для объяснения того, что мы все-таки мыслим и следовательно существуем, была придумана теория множественных вселенных, которая не имеет никакого экспериментального подтверждения и является предметом веры, подобной вере в возниковение Космоса из Золотого Яйца. Причина – наша беспомощность объяснить собственное существование как-то иначе. По крайней мере, в настоящее время.
***
В 17 веке Декарт изобрел Геометрию Прямых Линий, получившую название от его имени Декартова Геометрия. Галилео Галилей предположил, что на Геометрии Декарта трех измерений, в которых координата каждой точки определяется координатой на трех ортогональных осях, построен Мир. И это, несмотря на то, что в окружающем человека мире прямых линий куда ни глянь – за исключением солнечных лучей (прямизна которых была видна глазу в темной комнате, в которую попадает луч света – а больше почти нигде), нет!
Теория Декарта о том, что геометрия вселенной является геометрией Декарта, нашедшая численное воплощение в законах Ньютона, считалась абсолютно верной вплоть до двадцатого века, когда Альберт Эйнштейн, создав Общую теорию относительности, показал, что физическое пространство может искривляться под влиянием тяготения.
Несмотря на то, что ученые не сомневаются в правильности Декартовой геометрии применительно к процессам, происходящим в природе, окружающей человека, в обыденной жизни, и в частности, для всех процессов, происходящих на Земле (для которых скорости перемещения в пространстве во много раз меньше скорости света, а массы несравнимо меньше, чем звездные, и искривление пространства «пренебрежимо» мало), Декартова геометрия правильна. На ней построены все задачи школьной физики. Прямолинейные рельсы железных дорог. Прямоугольные очертания зданий. И много чего ещё.
В то же время следует обратить внимание на то, что ни в одном живом организме нет ни одной прямой линии. В человеческом теле точно ни одной нет. Причем, ни в каком масштабе от молекулярных часатиц до органов и частей тела. Живое – от микроба и клетки до динозавра и человека - живет по какой-то иной геометрии. Не Декартовой. А точнее, по множественным НЕДЕКАРТОВЫМ геометриям. Факт, требующий изучения и осмысления.
Комментарии
Интересно и по форме, и по
Интересно и по форме, и по содержанию. Доступно, с выверенной долей юмора и иронии. Хотелось бы увидеть продолжение.
Представить прежде людям было сложно,
что короткоживущие созданья –
мы всё же разгадать секреты сможем,
познать сумеем тайны мирозданья
и даже заглянуть за миллиарды
далёких лет истории Вселенной,
где родились галактик мириады,
а позже жизнь и разум постепенно.
Когда, живя лишь миг по меркам этим,
мним о себе, что всё на свете можем,
наш балаган на маленькой планете
не кажется ль со стороны ничтожным?
Адольф Берлин
Добавить комментарий