В октябре случилось-таки событие, которое долго ожидали чуть было не потерявшие надежду модники Санкт-Петербурга. Это St.-Petersburg Fashion Week – «вживую", в настоящей, а не виртуальной реальности, на настоящем подиуме, на ставшей уже традиционной площадке - Новой сцене Александринского театра. Мне удалось попасть в воскресенье, 18 октября, на завершающий неделю показ Fabric Fancy кутюрье Сергея Хромченкова.
Весной и летом этого года, в непростое время вынужденный изоляции, традиционных показов не было, но ряд дизайнеров, к которым относится и Хромченков, смогли проявить гибкость, переосмыслить подход к производственной цепочке, в том числе - и к показам. Для этого современные цифровые технологии были адаптированы к нуждам высокой моды.
Коллекции Fabric Fancy на время изоляции перекочевали в виртуальные демонстрационные залы с помощью панельных дискуссий в социальных сетях и в ряде других электронных площадок. Некоторые из показов я видела on-line. И хотя возможности "цифры" велики, ничто не заменит единства времени и места традиционного реального шоу. Хотя бы потому, что мы смотрим показ не своими глазами, а глазами оператора.
Модели и действие представлены под неким определенным ракурсом. И не в нашей власти этот ракурс изменить. Более того, никакая "цифра" не в состоянии передать "живой" гармонии. "Цифровая" виртуальная реальность как результат компьютерного программировании базируется на "ступеньке", будь то звук, линия или цвет: "есть сигнал - нет сигнала", "заполнен цветом пиксель (базовый элемент) или нет", "количество запрограммированных цветов, в основе которых лежат всего три базовых". Это приближенная к гладкой ломаная линия, но никогда - плавная, это может быть близкий к соседнему цвет, но никогда - бесконечно близкий.
Помним, что звук, цвет, свет - это некие волны, колебания (при передаче света в игру вступают еще и корпускулы). И никогда с помощью "цифры" не создать абсолютно идентичные живому волны с соответствующим воздействием на человека. Виртуальная реальность дает много возможностей, но не может заменить живой.
Вернемся к неделе моды. Модные недели и показы - большая часть экономики модной индустрии, и даже суперпрогрессивные бренды для презентации своих коллекций выбирают традиционные показы, если это возможно. Другое дело, что векторы будут сдвигаться в зависимости от того, где в данный момент «место силы»...
Итак, осенний воскресный вечер. Направляюсь на модный показ. Когда из осеннего мрака передо мной вырос Невский с характерным узнаваемым шумом, бесчисленными огнями витрин, рекламных вывесок, фонарей, освещенных салонов проносящихся по центральной артерии города машин, мое внимание привлек сигнал мобильника о поступившем сообщении. Не прерывая пути, начинаю on-line диалог.
Модное «закулисье». Модель Ирина Васильева готовится к показу.
- Привет! Ты идешь на SPb Fashion Week?
- Да. Как раз поворачиваю в сторону Александринки. У меня пригласительный на показ Fabric Fancy.
- А я уже давно там. Учти, маски во время показа нельзя снимать.
- Да не вопрос. Венецианская не слишком вразрез со стилем коллекции будет? Которая - скромненькая, а не чумного доктора.
- Ну, ты шутница. Я серьезно.
- Маска с собой.
- Кстати, есть еда. Колбаса. Перед залом в фойе. Спонсор недели моды в этом году Casademont. С моцареллой так очень вкусная.
- Супер. Правильный спонсор. Актуальный.
- А теперь экстренные новости. Показ Хромченкова должна открывать Ирина Васильева, ну та, которая была лицом коллекции Раудсон "Философия космоса", ты еще у нее интервью брала. Так представляешь, у ее платья (в последний момент привезли), швея вместо того, что пришить рукава к пройме, прошила их насквозь. Хромченков срочно перестраивает весь показ. Поскольку этим платьем коллекцию уже не открыть.
- Жаль. Случайность?
- Кто знает. Может, так, а может, и нет. Подобные вещи, портившие или могущие испортить показ, уже бывали. Ты просто не в курсе всего.
- Искусство, однако. Высокая мода - тоже искусство. Паганини подпиливали струны перед знаковым концертом, вроде - еще и гвозди в башмаки вбивали. Помнишь, у Аветика Исаакяна в "Дочерях сатаны"? "Ты, третья дочь моя, уходишь в дом к поэту. Ты будешь Завистью навеки с этих пор..."
- Ноу коммент. Сейчас лучше об этом не думать.
- Да. До встречи на показе.
Убирая мобильник, сворачиваю, чтобы "срезать угол" через проходной двор. Задумываюсь, что происходит в последние минуты за кулисами с дизайнером и его командой? Что стоит за внешней безупречностью мира высокой моды? Звуковики теряют музыку, стилисты принимают коллекции из таможни за считанные минуты до показа - и хорошо, если с одеждой все в порядке. Слышала, что порой недостающие пригласительные печатают прямо во время рассадки. Как гость я редко задумываюсь над этим. Модный показ для гостя – это приятное время, праздник красоты, который пролетает так же быстро, как модели движутся по подиуму.
Передо мной возникло ярко освещенное здание Новой сцены Александринки. Поднимаюсь по широкой лестнице, которую защищает от дождя стеклянный навес, не скрывающий темную пелену неба. Проверяю маску, прохожу мимо строгих охранников, попутно замеряю температуру.
Вот я и внутри. Давненько тут не была, давненько. Оглядываю просторное помещение фойе. Шум голосов. Множество лиц, прикрытых наполовину масками. Кого-то удается узнать. Но узнаю далеко не всех. Общее настроение приподнятое.
Повсюду вспышки фотоаппаратов и гаджетов. Напротив входа в демонстрационный зал подсвеченный стенд с логотипами SPb Fashion Week. Вижу большую стойку с продукцией Casademont. Направляюсь к ней. На больших блюдах разложены различные виды колбасной и мясной продукции, изготовленной по испанской технологии. Оформлено со вкусом - шпажки с моцареллой, тарталетки с добавлением долек помидорчиков и чего-то еще.
Предупредительные официанты кладут мне на бумажную тарелочку выбранные шпажку и пару тарталеток. Отдаю должное шпажке. Сейчас для полного удовольствия еще бы бокальчик каталонской Кавы. Принимаюсь за тарталетку. Тут вижу машущие руки моих знакомых, спешащих присоединиться ко мне.
- Привет. Отдаешь должное спонсорам? Возьми еще и шпажку с колбаской и моцареллой. Очень вкусно.
- Уже, первой попробовала.
Открываются двери в зал показов. Быстро расправляюсь со второй тарталеткой и иду в зал. Почти всю стену за подиумом занимает большой экран. В центре залы установлены макеты колосьев пшеницы. Может быть, это символ переоценки ценностей в настоящее время, может, напоминание о том, что после лютого бесплодного периода наступит время цветения и плодоношения. Ассоциативную линейку зрители вольны построить сами.
Начинается модное действо демонстрацией на экране эпизодов on-line показов. Дизайнер рассказывает о том, что возникшие трудности послужили стимулом к поиску новых решений, активному использованию современных технологий. И более серьезному, ответственному отношению к работе участников модной индустрии. Однако, при всем широком спектре "цифровых" возможностей, живое общение ими не заменить.
В дальнейшем кутюрье планирует сочетать в своей деятельности "жизнь" и "цифру". Экран погас. Сменилось звуковое оформление, и настала очередь появления на подиуме живых моделей. Демонстрация прошла гладко. Зрители и не догадывались, что показ перестраивался буквально в считанные минуты. Тут надо иметь в виду следующее. Модели играют далеко не последнюю роль в успехе коллекции. И кутюрье Хромченков очень хорошо понимает это, уделяя большое внимание их подбору.
В распоряжении моделей при отсутствии длительных репетиций лишь короткий временной период реализация задуманного образа и собственная пластика и энергетика, при этом, чтобы не нарушить ритм всего показа, они должны придерживаться стандартов подиумного шага и не могут выразить эмоции лицом. Задача моделей в последнем сродни с задачей, вставшей перед Эдвардом Нортоном в "Царстве небесном" при создании образа такой сильной личности, как Болдуин IY, из-за проказы не снимавший маску.
И как совершенно верно заметил в своем интервью Emmanuel Okechuckwu, при демонстрации за короткий временной период модели необходимо осмыслить, прочувствовать идею дизайнера, а также понять смысл создаваемого образа, задумку - и постараться правильно реализовать это; кроме того, модели необходима естественность, нужно оставаться при создании образа самим собой, иначе зрители почувствуют "подделку". И – повторюсь - никакая цифра не заменит живой показ, потому что для настоящих профессиональных моделей, таких как Ирина Васильева и Emmanuel Okechuckwu, не говоря уж о Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл, подиум - это живая атмосфера, это смелость, возможность почувствовать реакцию зрителей, отношение к создаваемому образу. Подиум для них как восход солнца.
Сама коллекция красива, «носибельна». Разработана с учетом требований времени. Но не так эффектна, как творения, созданные дизайнером в более благоприятные времена. Это не гала-показ весны 2019 и не осенняя коллекция 2018 Fabric Fancy, в которой изящество кроя, изысканность тканей, блеск золота и серебра как будто перенесли нас на блистательный бал легендарного Великого Гетсби - воплощение иллюзий, вечных мечтаний и невозможной любви, в мир фантазии, который и сотворил великий романтик Гэтсби, пытаясь заменить им неприглядную окружающую действительность разлагающейся морали, продажных политиков и «королей контрабандного алкоголя». Увы, ныне центральная задача брендов - выжить. За период самоизоляции многие марки во всеуслышанье заявили о прекращении деятельности.
Продажи упали до катастрофических показателей, увеличился процент безработных, людям волей-неволей пришлось переосмысливать отношение к своему бюджету. Вкладывать деньги во внешний облик стало не только дорого, но и в течение довольно длительного периода не рентабельно, поскольку покупателям некому демонстрировать элитную одежду. И нельзя забывать, что конечная цель модных показов - это не подиум, а потребитель.
На мой взгляд, Сергей Хромченков справился с этой задачей, создав коллекцию, которая может быть востребована и в нынешние времена. При этом каждый образец одежды оказался интересен, индивидуален. Кутюрье добился этого, сосредоточившись на создание стильных деталей.
Конечно, в настоящее время дизайнеры обеспокоены будущим модной индустрии. Но уверена, что спрос на моду никогда не исчезнет. Упадет на какое-то время, но людям свойственно стремление к красоте, его ничем не убить - ни новомодным вирусом, ни "драконовскими" профилактическими мерами.
На модном показе я отлично провела время и зарядилась положительными эмоциями. Приятно было смотреть не только на моделей на подиуме и на плоды творчества кутюрье, но и на довольных зрителей и позитивно настроенных дизайнеров. Опять же, колбаска была вкусная и эстетично оформленная. А что? Человек получает больше девяноста процентов удовольствия от еды, пусть и не осознает это. И при отсутствии еды не будет и творчества.
Модные показы - это не только стремление дизайнеров достигнуть собственного баланса, но и попытка внести в жизнь отдельно взятого человека частичку гармонии, и никакие негативные моменты "закулисья" не изменят это. Человеческая природа всегда стремится к совершенству, и невозможно сделать так, чтобы она остановилась в этом стремлении.
Комментарии
Emmanuel о модном бизнесе солнечного континента
www.chayka.org/node/11047
О Неоновом Демоне и Ирине Васильевой
www.chayka.org/node/7445
Добавить комментарий