Трудно себе представить грузы, которые не перевозят корабли. Кирпичи и бревна, нефть и контейнеры, скот и фрукты, оружие и удобрения и так до бесконечности. Но, оказывается, с некоторых пор корабли стали перевозить своих собратьев. Вот об этих диковинных судах и пойдёт речь в нашем очерке.
Изобретателем нового типа корабля стал наш соотечественник будущий адмирал Степан Осипович Макаров. На заре своей флотской карьеры молодой лейтенант проявил свои выдающиеся способности во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
Как известно, после поражения в Крымской войне, согласно условиям Парижского трактата 1856 года, Россия была лишена права иметь в Черном море боевой флот, и, хотя этот трактат был в 1871 г. аннулирован, все же создать к началу русско-турецкой войны сильный военный флот на Черном море Россия не успела и, кроме плавучих батарей, деревянных корветов и нескольких шхун, ничего не могла противопоставить большому турецкому флоту с мощной артиллерией.
Поскольку соотношение сил на Черном море было далеко не в пользу России, нужно было при малочисленности морских сил найти эффективные методы борьбы с турецкими кораблями. Решение этой проблемы было найдено Макаровым. Он предложил погрузить на быстроходные пароходы минные катера, которые можно быстро опускать на воду в районе обнаружения противника, после чего катера под покровом темноты могли бы самостоятельно атаковать неприятельские корабли минами. После атаки катера будут возвращаться к пароходу, затем их поднимут на палубу, и пароход быстро уйдёт.
Несмотря на очевидную важность предложения Макарова, которое он с чрезвычайной настойчивостью защищал, ему пришлось выдержать упорную борьбу с чиновниками морского министерства, прежде чем проект был утверждён. После его утверждения Макаров в декабре 1876 г. был назначен командиром парохода "Великий князь Константин". Этот пароход отнюдь не предназначался для военной службы. Его построили во Франции, на верфи небольшого городка Ла-Сейн, близ Тулона. Закладка судна состоялась 14 апреля 1857 года со всей торжественностью, поскольку на этой церемонии присутствовал великий князь Константин Николаевич, брат российского государя Александра Второго, генерал – адмирал. К концу того же 1857 года судно было построено и после всесторонних испытаний 23 февраля 1858 года «Константин» вышел из Марселя и направился в Россию.
В первые годы службы «Великий князь Константин» выполнял регулярные рейсы на Марсельской, Александрийской, Салоникской и Кавказской линиях и считался одним из лучших лайнеров Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), крупнейшей пароходной компании России. Лайнер выделялся среди других черноморских судов своими размерами, уровнем комфортабельности, роскоши отделки и - что немаловажно - быстроходностью.
Не удивительно, что, готовясь к войне с Турцией, главный командир Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирал Н. А. Аркас с высочайшего разрешения Александра II привлёк в состав военного флота лайнер для ведения «активной обороны Черного моря». За его использование до начала боевых действий Общество получало от казны 400 рублей в сутки, а с начала войны Морское ведомство уже пользовалось судном безвозмездно.
Когда военно-морское ведомство утвердило дерзкий проект лейтенанта Макарова, нужно было подобрать большое и быстроходное судно, способное доставить в нужный район минные катера, и после того, как они совершат нападение на неприятельские корабли, быстро поднять катера на борт и уйти от преследования. И неудивительно, что выбор пал на лайнер «Константин», который, как мы знаем, был одним из самых резвых скороходов на Черном море.
Вступив в командование пароходом, Степан Осипович с присущей ему энергией принялся за переоборудование корабля и комплектование экипажа. В сравнительно короткий срок он вооружил пароход артиллерией и четырьмя минными катерами ("Чесма", "Наварин", "Синоп", "Минёр"). В процессе вооружения корабля Макаров осуществил ряд новых технических предложений и разработал тактические основы использования минного оружия. В те времена катера были вооружены шестовыми минами – заряд пороха или пироксилина привязывался к концу длинного шеста.
Для взрыва заряд нужно было подвести к борту неприятельского корабля, что было сопряжено с большим риском для самого катера. Макаров предложил для своих катеров новую мину, получившая название «мина-крылатка», которая по своей массе была в шесть раз легче шестовой мины и в то же время обладала большей разрушительной силой. Она буксировалась за катером, а, чтобы она не тянулась по следу буксирующего судна, на ней были предусмотрены крылья, отводящие её в сторону. Натягивая и отпуская буксирный трос и регулируя скорость катера, можно было заставлять мину двигаться в нужном направлении, погружаться и всплывать.
Понимая, что успех минных катеров решающим образом будет зависеть от внезапности и быстроты их действий, С. О. Макаров придумал ряд технических приспособлений, которые позволяли всего в течение семи минут спускать все четыре катера на воду и так же быстро поднимать их на борт "Константина". А на поднятие паров на катерах затрачивалось не более десяти минут, тогда как обычно для этого требовалось несколько часов.
Завершив оборудование парохода и катеров, С. О. Макаров приступил к подготовке их к боевым действиям. Подготовка проводилась и на ходу парохода "Константин", и на якоре, в дневное и ночное время, в любую погоду и в условиях, максимально приближенных к боевым. За четыре месяца до начала русско-турецкой войны С. О. Макаров добился высоких результатов в подготовке личного состава к выполнению поставленных перед ним задач. Пароход "Великий князь Константин" благодаря стараниям С. О. Макарова в сравнительно короткий срок был превращён в отличный боевой корабль, с прекрасно натренированными для выполнения лихих ночных атак экипажами катеров.
Набеговые действия парохода "Великий князь Константин" строились на принципе его скрытного перехода в район стоянки неприятельских кораблей и внезапной атаки их минными катерами. На воду катера спускались обычно перед наступлением темноты в нескольких милях от якорной стоянки противника, затем под покровом ночи следовали в направлении неприятеля. Ночные атаки производились группами от двух до четырёх катеров с одного или двух бортов с применением шестовых и буксируемых мин.
Боевые успехи пришли к Макарову не сразу. Первая атака, проведённая 30 апреля 1877 г. на батумском рейде, оказалась неудачной. Хорошо подведённая к турецкому сторожевому судну мина из-за неисправности запала не взорвалась. Зато новая атака, проведённая 29 мая в устье Дуная, принесла серьёзный успех - был подорван турецкий сторожевой корабль "Иджалие".
Кроме того, в результате минных атак, проведённых Макаровым во время крейсерства парохода "Константин" у анатолийских и кавказских берегов, было сожжено большое число торговых судов. Активные действия Макарова и его катеров против боевых и торговых судов вызвали тревогу у противника. Турки уже не рисковали оставаться у русских берегов на ночь, хотя их флот и был все ещё сильнее русского. Геройские действия, инициатива и энергия Макарова получили всеобщее признание.
Один из набегов на турецкие корабли в районе Сухума Макаров произвёл в ночь на 12 (24) августа. Атака была проведена во время лунного затмения, что должно было обеспечить более надёжную скрытность подхода "Великого князя Константина" к сухумскому рейду и внезапность действий минных катеров. Из Севастополя пароход вышел 4 (16) августа и направился к Туапсе. Перед лейтенантом Макаровым была поставлена задача нейтрализовать турецкие корабли и тем самым оказать содействие отряду полковника Б. М. Шелковникова, который с боями продвигался от Сочи к Пицунде.
С наступлением ночи минный транспорт Макарова скрытно подошёл к сухумскому рейду и спустил катера, которые с началом лунного затмения незамеченными проникли на рейд. В качестве объекта атаки был выбран броненосец "Ассари-Шевкет".
Подойдя вплотную к броненосцу, катера "Синоп”, "Наварин" и "Минёр" подвели свои буксируемые мины к его борту. Воздух потрясли три мощных взрыва. Броненосец "Ассари-Шевкет" получил серьёзные повреждения и надолго вышел из строя. Все три катера вернулись к пароходу, который поднял их на борт и ушёл в море.
Первые атаки минных катеров, в которых непосредственно участвовал С. О. Макаров, командуя одним из катеров, показали, что буксируемые и шестовые мины из-за недостаточной массы взрывчатого вещества не способны уничтожить крупный броненосный корабль даже при одновременном взрыве трех мин.
Несовершенство буксируемых и шестовых мин побудило С. О. Макарова поставить вопрос о вооружении части катеров самодвижущимися минами — торпедами. По существу Макаров стал пионером в применении торпедного вооружения. Впоследствии этим грозным оружием стали вооружать различные типы боевых кораблей, а затем самолёты и вертолёты.
В ночь на 14 (26) января 1878 года. Пароход “Константин” подошёл к Батуму и когда до берега оставалось 4 – 5 миль, С.О. Макаров приказал спустить на воду два катера — "Чесму" и "Синоп" , вооружённые торпедами. Под покровом ночи катера направились к стоянке турецких кораблей. У входа на рейд они обнаружили большой турецкий сторожевой корабль "Интибах”.
С. О. Макаров в донесении атаку описывает так: "Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен, пустили одновременно свои самодвижущиеся мины... обе взорвались одновременно. Слышен был энергичный взрыв. Пароход лёг на правую сторону и быстро погрузился на дно с большей частью своего экипажа. Громкими криками "Ура!" команды обоих катеров известили эскадру Габарт-паши, что его сторожевой пароход потоплен от взрыва мин". Это было первое в истории боевых действий на море успешное применение торпедного оружия с катеров.
О Макарове как о неординарном военном моряке заговорили не только в России, но и за рубежом. "Подвиги "Константина", – писал в своём приветствии С. О. Макарову один из современников, – изумляют мир, и сердце трепещет от радости при чтении об отважных похождениях ваших по истреблению "темной силы", созданной англичанами, на Черном море".
За успешные боевые действия парохода "Великий князь Константин" в русско-турецкую войну 1877–1878 гг. и личную храбрость, проявленную при выполнении минных атак, Степан Осипович Макаров был награждён орденом Георгия 4-й степени и золотой саблей с надписью "За храбрость". В ходе войны он дважды повышался в звании: 7 (19) сентября 1877 года ему был присвоен чин капитан-лейтенанта, а через три месяца после этого он был удостоен звания капитана 2-го ранга.
Благодаря умелому использованию вооружённых пароходов для нарушения турецких коммуникаций и минных катеров для борьбы с броненосными кораблями противника черноморские моряки добились крупного успеха. Они полностью парализовали действия неприятельского броненосного флота, значительно превосходившего по своей силе российский флот на Черном море, а к концу войны заставили его прекратить выходы в Черное море для оказания содействия сухопутным войскам, действовавшим на приморских направлениях.
Турецкое командование так и не смогло в ходе войны найти достаточно надёжный способ защиты своих броненосных кораблей от атак катеров, которыми руководил капитан 2-го ранга С. О. Макаров.
Впоследствии идею Макарова подхватили и развили практически во всех мощных морских державах. Появились минные транспорты, то есть корабли, транспортирующие минные катера, аэростатоносцы, авианосцы, вертолетоносцы, носители глубоководных аппаратов.
Немало выдающихся подвигов и открытий совершено с борта глубоководных аппаратов и судов – специальных или случайных, - выбранных для доставки этих аппаратов в нужную точку. В январе 1960- г французский исследователь Жак Пикар и лейтенант военно-морского флота США на батискафе «Триест» опустился на дно в самой глубокой точке Мирового океана. В 1963 году в Атлантическом океане погибла американская атомная подводная лодка «Трешер», и тот же «Триест» обнаружил её на глубине около 3000 м, с помощью манипулятора поднял со дна обломки субмарины и сделал интереснейшие снимки, приоткрывшие таинственную завесу, которая окутывала обстоятельства гибели «Трешера».
1966 год. Весь мир облетела страшная весть: американский бомбардировщик потерял у берегов Испании… водородную бомбу. Началась паника – ведь никто не мог предугадать, как поведёт себя этот джинн, выпущенный из бутылки. На поиск затонувшего «сокровища» были посланы глубоководные аппараты, и они оправдали возложенные на них надежды. С аппарата «Алвин» бомба была обнаружена, а другой аппарат «Алюминаут» поднял её на поверхность, после чего транспортировать бомбу в безопасное место и обезвредить её было уже, как говорят, делом техники.
1986 год. Глубоководный аппарат «Арго», буксируемый гидрографическим судном «Норр», обнаружил останки печально известного парохода «Титаник», погибшего в результате столкновения с айсбергом холодной апрельской ночью 1912 года.
Всемирную известность получило российское научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами «Мир» на борту, которые стали героями оскароносного фильма Джемса Камерона «Титаник». Уникальные подводные снимки, сделанные глубоководными аппаратами «Мир 1» и «Мир 2», по существу легли в основу этой знаменитой киноленты. «Келдыш» вместе с «Мирами» принял активное участие в расследовании и обстоятельств гибели российских подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», «Миры» погружались на дно на Северном полюсе и совершили немало других научных и практических подвигов.
Глубоководный аппараты играют огромную роль для поиска и подъёма затонувших кораблей, разведки и добычи полезных ископаемых со дна морского, спасания экипажей потерпевших аварию подводных лодок, осмотра и ремонта подводных кабелей и трубопроводов и для многих других операций, поэтому есть все основания утверждать, что в обозримом будущем глубоководные аппараты и суда-носители получат дальнейшее развитие.
Идея кораблевоза была взята на вооружение создателями транспортных судов. На протяжении веков учёные и конструкторы упорно работали над повышением скорости морских перевозок грузов. С этой целью шло непрерывное совершенствование формы корпуса, росла мощность двигателей, и это дало свои плоды: современное судно способно за несколько суток перебросить через океан десятки тысяч тонн груза, но этот выигрыш во времени мало что давал: чтобы разгрузить судно и погрузить на него партию обратного груза, уходили многие дни, а то и недели, таким образом, обработка грузов в порту стала узким местом.
Революцией в области транспортных перевозок стало применение контейнеров. Их появление позволило во много раз увеличить скорость переработки грузов в порту. Но конструкторская мысль пошла дальше. А почему не сделать контейнер плавучим, то есть превратить его в баржу? Так появился новый тип судна – баржевоз, или, как его называют специалисты, лихтеровоз.
Что такое лихтеровоз? Это большое судно, которое доставляет в порт партию плавучих контейнеров, или лихтеров. В порту лихтеры спускают на воду и буксируют к специальному причалу, а на судно грузятся другие лихтеры с заранее подготовленным обратным грузом. Таким образом, время на обработку судна в порту сводится к минимуму, тем более что судно не занимает места у причала и может обрабатываться на рейде.
Есть у лихтеровозов и другие преимущества. Доставленный груз можно хранить прямо на баржах, обходясь без дефицитных складских помещений. При необходимости баржи можно отбуксировать в любой глубинный пункт, куда, естественно, большое морское судно не может добраться.
Существует немало других областей применения кораблевозов. Как все мы знаем, сейчас очень широкое распространение получили круизные суда, на которых размещается несколько тысяч пассажиров. Но большой круизный лайнер далеко не всегда может подойти к берегу – не хватает глубины и специальных причальных сооружений. Вот на этот случай практически на всех океанских лайнерах имеется несколько больших прогулочных катеров, которые служат для высадки туристских десантов на необорудованный берег. С развитием туристской индустрии численность круизных гигантов с прогулочными катерами на борту будет неуклонно расти.
О кораблях – кораблевозах можно рассказывать очень долго, но я как специалист по рыболовным судам остановлюсь только на одном направлении в развитии этих удивительных судов - о промысловых плавбазах. Этот очерк будет опубликован в одном из последующих номеров «Чайки».
Комментарии
Корабли-кораблевозы
Как всегда, это очень интересный и содержащий много информации очерк. Много раз Семён Белкин знакомил читателей "Чайки" с малоизвестными фактами и тенденциями развития флота, с драматическими событиями, сопровождавшими их - собственно, как и всё новое и прогрессивное, чему всегда препятствовали и будут препятствовать косные чиновники. И теперь происходит то же самое, может быть - ещё активнее. Спасибо автору!
Добавить комментарий