В Карнеги-холле состоялся концерт Национального симфонического оркестра из Вашингтона. Дирижировал его нынешний художественный руководитель Джанандреа Нозеда.
Этот оркестр существует уже 92 года (основан в 1931 году) и среди его руководителей были такие крупные дирижеры, как Кристоф фон Эшенбах, Леонард Слаткин, Мстислав Ростропович и многие другие…
Однако этот оркестр, хотя и гордо носит звание Национального, то есть Государственного оркестра (все остальные оркестры в Америке – частные), всегда находился где-то в тени. В США есть строгая субординация, есть 5 или 6 оркестров высшего класса (Бостон, Филадельфия, Чикаго, Нью-Йорк, Кливленд) а за ними уже идут все остальные. Всего симфонических оркестров в Америке более 1700. Это профессиональные оркестры, где люди получают зарплаты… (Есть еще масса любительских коллективов, но их мы сейчас не учитываем).
Так вот, в этом списке Вашингтонский оркестр занимал далеко не первые места.
Мне однажды довелось слышать концерт этого оркестра в Вашингтоне, в Кеннеди-Центре под руководством Мстислава Ростроповича. Это было хорошо. Но не более. Была довольно скучная программа, неполный зал, и никакого энтузиазма в публике.
Кажется, сейчас все изменилось. Нозеда возглавляет этот оркестр уже 6 лет, и, очевидно, качество оркестровой игры резко выросло и имя этого оркестра резко поднялось в этом неофициальном рейтинге оркестров. Он стал регулярно появляться в Карнеги-холле и в других знаменитых залах, стал регулярно выпускать «стриминги» с интересными программами, а также записывать собственные альбомы, для чего был создан собственный «лэйбл», который так и называется NSO (National Symphony Orchestra).
Нозеда – человек с интересной биографией. Итальянец, коренной миланец, он уже в ранние года стал завоевывать мир. Весь музыкальный мир узнал его довольно рано, и масса оркестров в Европе и Америке были счастливы работать с ним.
Сейчас он в расцвете своей дирижерской карьеры и, кроме Вашингтонского оркестра, работает постоянно с Туринской оперой, Лондонским оркестром, Израильской Филармонией, совсем недавно был главным приглашенным дирижером Мариинского театра, а еще он генеральный музыкальный директор Цюрихской оперы...
Репертуар его огромен, от самой старой классики до новейшей музыки. Особенно он силен в итальянской опере, а также в операх Вагнера…
***
Концерт, который я слышал в Карнеги-холле, был посвящен русской музыке. Прокофьев – 2-й концерт для фортепиано с оркестром и Стравинский – «Жар Птица».
В качестве некоей «закуски» была исполнена короткая пьеса американского композитора Джорджа Уокера «Синфониа номер 4». Подчеркиваю – это не Симфония, а именно «Синфониа», что означает в буквальном переводе «созвучие». На меня это произведение не произвело большого впечатления. Оно имеет подзаголовок «Strands», что можно перевести, как «Нити» или «Волосы», но это название никак не помогает понять тайный смысл этого сочинения. Музыка неплохая, вполне искренняя, время от времени пытающаяся погрузиться в авангард, но быстро из него выплывающая. Ну в общем, это такая пьеса чтобы оркестр разыгрался, а публика проснулась…
Кстати, почти все оркестровые программы сегодня во всем мире построены по одному шаблону: начинаются с таких малых и незначительных пьес, написанных современными композиторам, а потом две крупные вещи из классического репертуара. Таким образом отдается некоторый долг современной музыке: что вот мол, мы не чураемся и живущих композиторов…
Но недолго.
А после этого мы сыграем для вас что-то серьезное и монументальное.
***
Вторым произведением был сыгран Второй концерт Прокофьева для фортепиано с оркестром, солировал Даниил Трифонов.
Я уже несколько раз слушал Даниила Трифонова в разных комбинациях: с оркестром, для двух роялей, соло. И должен сказать, что он действительно выдающийся музыкант. Причем без капли рисовки, без каких-то внешних движений, раскачивания туловища, закатывания глаз и т. д., чем, к сожалению, иногда страдают некоторые пианисты.
Нет, Трифонов всем своим поведением говорит публике: не обращайте на меня внимания! Слушайте музыку! Я всего-навсего исполняю то, что написал композитор… и то, что мне диктует Бог.
И не более того!
И в этой чудесной музыке Прокофьева он интенсивно ищет что-то новое, что-то свое. И ему это удается.
Я много раз слышал этот концерт в России, его играют там довольно часто… У меня еще была виниловая пластинка, где играл, кажется, Владимир Крайнев, но точно не помню… после этого было множество живых исполнений, и Николай Петров, и Борис Березовский, и Николай Луганский. И каждое исполнение всегда было триумфальным – потому что этот концерт дает любому пианисту возможность высказаться, выложиться, максимально себя показать. Да, концерт трудный, и не каждый пианист за него возьмется – но, с другой стороны, он понятный, а стало быть, легкий. Конечно, тут надо сыграть сложные пассажи и буквально «силовые удары» в 3-й и 4-й части. Но с точки зрения формы и структуры, он очень прозрачный, можно сказать, классический концерт – как вообще почти все сочинения Прокофьева.
Какие-нибудь этюды Дьердя Лигети гораздо сложнее ритмически, а музыка Бартока или Стравинского гораздо изобретательней интонационно.
Когда анализируешь музыку Прокофьева, то с удивлением обнаруживаешь, что там все достаточно просто, надо только немного привыкнуть, и тогда ты понимаешь, что у этого композитора масса красивых мелодий, очаровательных нежных гармоний, он никогда не банален, но у него собственный музыкальный мир, который ни с чем не спутаешь, и в этом мире множество «открытий чудных».
Даниил Трифонов очень близок к Прокофьеву по духу, он классический музыкант, с явным стремлением к музыке 20 века. Он с удовольствием играет Бартока, Равеля, Стравинского, то есть модернистов прошлого века… Может быть, я ошибаюсь, но современных композиторов, то есть ныне живущих, он почти не играет… Играл как-то джазовую пьесу Чика Кореа, а также фортепианный концерт мне неизвестного молодого американца Мэйсона Бэйтса. Насколько я знаю, он никогда не играл ни Булеза, ни Штокхаузена, ни Джона Адамса, ни Стива Райха – хотя у каждого из названных есть сочинения для фортепиано. И, наверное, правильно делал. Для больших пианистов нужны сочинения с большими идеями, великими идеалами, высокими чувствами… А таких «живых композиторов» почти нет, все ушли в музыку «постукиваний» и «побрякиваний»…
Второй концерт Прокофьева - идеальное сочинение для такого пианиста, как Трифонов. Тут есть, где разгуляться его стихийной виртуозности, его неистовому романтизму.
В некоторые кульминационные моменты он достигал поистине дьявольского звучания – в хорошем смысле этого слова. А рядом были удивительные, нежно звучащие мелодии. Так, например, звучало начало первой части – казалось что это никакой не Прокофьев, а вообще Шопен.. Но в третьей и в четвертой части звук рояля полностью наполнял огромный Карнеги-Холл, при этом Вашингтонский оркестр вполне достойно и вровень с солистом играл свою непростую партию.
На бис Даниил сыграл Гавот из «Золушки», опять же, музыка из сладкого, волшебного детства… И зал сидел как заколдованный, слушая эти хрустальные звуки.
Во втором отделение прозвучала «русская сказка» - музыка из балета «Жар-птица» Стравинского.
С этого сочинения начинался «русский авангард» 20 века, с этого сочинения начался союз Дягилева и Стравинского, который продолжается и сейчас – в некоем мистическом смысле: дело в том, что они оба похоронены рядом на кладбище Сан-Микеле в Венеции. Не знаю, входило ли это в завещание двух великих деятелей искусства, но так уж получилось. А рядом покоится Иосиф Бродский и множество других знаменитостей.
Кстати, может немногие знают, что Бродский должен был быть похоронен между Дягилевым и Стравинским, то есть на православной части кладбища. Однако в последний момент в этом было отказано, так как не нашлось ни одного документа, свидетельствующего о его православии. Поэтому ему нашли свободное место на протестантском кладбище (неподалеку от поэта Эзры Паунда, которого Бродский ненавидел.)
Но это так, a propos.
***
Так вот, «Жар-Птица», которой уже 110 лет, все так же летит по свету и не думает сдаваться. Эта музыка очень близка к музыке учителя Стравинского Римского-Корсакова, а также Лядова, Мусоргского, Гречанинова и других, тех русских композиторов, которые обращались к сказкам. Конечно, слушать «Жар-Птицу» в концертном зале не так интересно, как смотреть балет на эту музыку… и конечно, когда слушаешь, желательно знать хотя бы немного сюжет этого балета (а ведь это написано именно для балета, и, по слухам, Дягилев не просто заказал это сочинение, но и лично участвовал в процессе сочинения, бегал вокруг рояля, подпрыгивал, насвистывал и проч.).
Еще одно маленькое отступление.
Дягилев был великим продюсером, и когда он на каком-то студенческом концерте в Петербургской консерватории услышал небольшую пьесу Стравинского, он тут же подошел к юноше и предложил ему – нет, еще не балет. Он предложил ему оркестровать пару пьес Шопена для своего балета… А когда Стравинский показал блестящее владение оркестровкой, вот тогда Дягилев решил заказать ему балет «Жар-Птица». И с этого начался звездный путь обоих джентльменов – Дягилева и Стравинского.
Исполнение музыки оркестром под руководством Нозеды было превосходным: легко можно было себе представить и Ивана-Царевича, и Кащея, и Поганый пляс, и конечно, Жар-птицу, и очень красивую «Колыбельную».
***
Одним словом, концерт удался. И маэстро Нозеда меня очень заинтересовал. И я договорился, что в конце апреля поеду в Вашингтон и услышу его новую, очень изысканную программу: там будут два композитора по фамилии Мендельсон, а именно: Феликс и его сестра Фанни, крайне редко исполняемое сочинение Роберта Шумана и совсем редко играемая 3-я симфония Шуберта. В общем, концерт для знатоков!
Так что ждите моих сообщений!
Комментарии
Прекрасный рассказ, такое
Прекрасный рассказ, такое впечатление, как-будто сам был на этом концерте.
Добавить комментарий