Анатолий Белый в Вашингтоне. Спектакль, которого не было

Опубликовано: 27 июня 2023 г.
Рубрики:

Люблю этого актера. Ныне он живет в Израиле, куда уехал с началом «украинской войны». Играет там в театре Гешер. А сейчас гастролирует по городам Америки. Говорю об Анатолии Белом, известном многим по фильмам, театральным работам (МХТ), а также по чтению стихов - на канале КУЛЬТУРА с группой молодых актеров он запустил целый поэтический цикл, где участники исполняли по одному «театрализованному» стихотворению. 

Не все там было удачно – иногда стихи терялись в гуще «операторских находок» и всевозможных красивостей, но сама идея мне понравилась. 

Итак, несмотря на дороговизну билетов, мы с мужем решили пойти на анонсируемый моноспектакль. В почте ЧАЙКИ уже лежала восторженная рецензия на него Аллы Цыбульской из Бостона, куда Белый добрался раньше. 

И вот он в Вашингтоне – в огромной «тысячной» аудитории университета Джорджа Вашингтона. Приехав заранее, мы увидели массу наших соотечественников, с которыми постоянно встречаемся на подобных «мероприятиях». К 8 часам 10 минутам вся срединная часть просторного зала и два его крыла были заняты публикой. Незаполненной осталась только его верхняя часть, но и пришедшего народа было достаточно, чтобы сделать вывод: здесь собралась вся культурная русскоязычная комьюнити. 

Теперь по порядку. Начался спектакль. То есть мы поняли, что нечто началось, так как актер в виде беженца с двумя набитыми рюкзаками за плечами, стал скороговоркой просить зрителей его пропустить, с трудом пробрался на свободное место в одном из первых рядов и затем той же отрывистой скороговоркой начал отпускать всевозможные реплики. Смысл этих реплик до меня доходил с трудом, так как звук был явно не настроен, плохо сфокусирован, акустика, одним словом, была паршивая, а актер говорил вполголоса и шепотом. Я огляделась: одна ли я такая глухая или все зрители в зале тоже ничего не слышат? После спектакля оказалось, что таки все. 

Но действие разворачивалось. Действие - в смысле быстрого бега вдоль рядов, акробатических запрыгиваний на высокую сцену и спрыгиваний с нее, перемещений рюкзаков, доставания из них разных предметов и запихивания назад, всех манипуляций не упомню. Они шли в ОЧЕНЬ быстром темпе и сопровождались столь же быстрой отрывочной речью. 

Зная, что спектакль посвящен украинским событиям, я сообразила, что это «украинский беженец», которому некуда деться и который уже слегка помешался (а может, даже не слегка) от груза тяжелых обстоятельств. Временами сквозь «глухоту» я слышала, что актер в образе беженца начинал читать стихи, по отдельным словам я узнала, например, замечательное стихотворение–монолог деда и внука, сложенное Евгенией Беркович. 

Но как эти стихи соотносились с «беженцем»? К тому же читались они в той же отрывочно невнятной манере, разобрать слова было трудно. Да и читал их артист в минутных перерывах между бегом, прыгом и погоней за лучом света... Спора нет, все это проделывалось виртуозно, любой спортсмен позавидовал бы физической подготовке 50-летнего актера, его умению при этой безостановочной гонке произносить слова, слова, которые, увы, по большей части, зал не слышал. 

И вот я стала ждать: когда же кончится эта фантасмагория с беготней и начнется спектакль. Но оказалось, что «тот самый, ожидаемый» спектакль так и не начался, над чем артист в самом конце даже и посмеялся: дескать, вы ждали спектакля? А я вам выдал вот это...

Помню, что в рецензии Аллы Цыбульской говорилось об особой роли в спектакле Casta Diva, знаменитой арии Нормы из одноименной оперы Беллини в исполнении Марии Каллас. Ну да, звучала и она, Casta Diva, в образцовом исполнении Марии Каллас. Только звук посмеялся и над ней. Ария была пущена на всю громкость, и верхи звучали так пронзительно, словно хотели пробить нам уши. Так что и арию я слушала «без всякого удовольствия», и даже с заметным дискомфортом.

И еще такой штрих. После спектакля, когда многочисленные зрители обменивались мнениями о том, «что это было», один наш знакомый воскликнул: «Как хорошо, что здесь не было войны». И я подумала, что это настоящий приговор спектаклю, задуманному как «антивоенный».

 Несколько слов напоследок. Мне жаль расстраивать хорошего, достойного и любимого мною актера такой «злопыхательской» рецензией.   Возможно, будь звук другой - и спектакль не вызвал бы таких эмоций.  В камерном зале он также воспринимался бы иначе.  Да и  далеко не все зрители были раздосадованы. В конце спектакля звучали аплодисменты, актер получил цветы. Но вот я думаю: почему устроители этого «действа» не позаботились о качестве звука? Почему сам актер, наконец, не прорепетировал в этом зале ДО ВЫСТУПЛЕНИЯ? (а если репетиция все же была, почему результат оказался такой плачевный?) Ведь это азбука актерского мастерства – каждый зал имеет свои особенности, свою акустику. К ним нужно применяться и их следует контролировать...  Опасно выступать в "неопробованном" зале.

 Однако заканчивать рецензию на этой дидактической ноте не хочется. Лучше пропою хвалу зрителям,  которые, несмотря ни на что, не поднимали шума, не выражали недовольства, а тихо сидели и пытались угадать, когда же спектакль наконец начнется...

 

Комментарии

Дорогая Ирина!
Я думаю Вам не повезло. Если описываемый Вами зал не был оснащен правильными микрофонами, и Вы теряли слова, то впечатление, конечно,утрачивалось. Текст был особенно существен. Едва ли к артисту можно предъявлять по этому поводу претензии. В условиях изматывающих гастролей, когда зачастую переезды из города в город происходят в автобусах по ночам, исполнитель попадает в то или иное абсолютное новое для него помещение, и не может физически успеть проверять условия. Но это для него обязаны делать устроители гастролей- продюсеры.В моем случае все было превосходно. Звук шел четко, артикуляция и дикция у Анатолия Белого безукоризненные. Все было внятно, переспрашивать было не нужно. А выступал он в здании оперного театра, в котором акустика лучше для пения, чем для звучания голоса драматического актера.Значит, театр всегда соответствует выступлениям артистов, а гигантский зал университетской аудитории - нет. Но продумать места выступлений должны были, повторю, продюсеры.

Дорогая Ирина!
Я руками и ногами поддерживаю все, что вы высказали. Я во время всего действия поражалась, как можно с таким «спектаклем» приехать к нам на гастроли. Единственное чувство, которое вызвало к меня это шоу—это чувство неполноценности, так как я совершенно не понимала того, что происходит на сцене.

Уважаемая Ирина,

К сожалению, Вам явно не повезло с залом. В штате Вашингтон, в зале театра Эдмондс с акустикой и звукорежиссёром всё было нормально и спектакль прозвучал так как задумывался. После спектакля была похожая мысль "Как здорово что у нас тут нет войны", так как актёр и автор передали ту боль и отчаяние с которыми живут многие вовлечённые в это безобразие. Что поразило, так это часть монолога про Сиэтл, с его особыми фишками - это не просто написанный и заученный монолог, это каждый раз импровизация в той местности, где проходит спектакль. Мне искренне жаль что Вам не получилось это всё услышать и картинка расходилась со звуком на том представлении которое было в городе Вашингтон. В штате Вашингтон всё было на высшем уровне.

Вина не в зале, а в режиссере, который поставил этот спектакль. А хороший актер Анатолий Белый только исполнитель неудачной постановки.

Я смотрела этот спектакль в Бостоне.Моё место было близко от сцены.И я совершенно согласна,с тем,что монологи артиста,произносились невнятной скороговоркой,сплошным потоком слов,в которых почти невозможно было уловить смысл.Так же бессмысленна была суета с лучом света,прыжки и беготня по сцене.Публика была великодушна:цветы и аплодисменты стоя, отдавая должное гражданской позиции актёра.

Аватар пользователя Ирина Чайковская

И вот я думаю,

Как много людей после некоторых спектаклей, фильмов  не могут понять, что же это было, как к этому отнестись.  Существуют некие  "определители", помогающие сориентироваться,  - имя, известность, реклама,  раскрученность, даже гражданская позиция.  Трудно идти против течения,  тяжело писать отрицательные рецензии на хорошего актера , к тому же, честного, заявившего о своем неприятии  позорной "украинской войны", просто ужасно тяжело. Но написала совсем не для того, чтобы покрасоваться или - не дай Бог - сорвать гастроли, а чтобы хороший актер в следующий раз не сделал этих ошибок, принял к сведению... 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки