Отмечаем 76-й День независимости. Празднично не получается. В связи с войной решили сделать по-другому, но впечатление, кажется, еще хуже создалось.
Всегда раньше была торжественная церемония на горе Герцеля в Иерусалиме, которую принято было смотреть вечером в прямой телевизионной трансляции. Поясню, что гора Герцеля (высота - 834 м) — это наш главный мемориал, могила и музей провозвестника еврейского государства Теодора Герцеля, музей Холокоста - Яд Вашем, гражданское и военное кладбище, могилы основателей, памятники разным людям, большая площадь для проведения церемоний.
Но в этом году на церемонию людей не приглашали - провели как бы без зрителей. Заранее записали на пленку выступление премьер-министра, выступление спикера Кнессета, зажигание факелов. Про зажигание факелов тоже поясню. Эта идея возникла, можно сказать, случайно: в 1949 год молодежь пошла на гору и зажгла. Идея понравилась, решили каждый год так делать: сначала думали по факелу от населенного пункта, потом стали выбирать достойных людей, потом давать году тематическое звучание. Еще в начале 1990-х, когда мы приехали, это было очень значительно, впечатляюще.
Потом - что-то уж очень быстро - для многих традиция начала терять свое духоподъемное значение: в прошлом году хорошим тоном для многих считалось отказаться от чести зажигания факела, выражая этим свое несогласие с правительственной политикой. В общем решили, что лучше без возможных неожиданных эксцессов прямого эфира.
Раньше зажигали 12 факелов - в прошлые годы они символизировали 12 колен Израилевых (вообще знаете, насколько двенадцать серьезное число, значимое) - и еще один (не говорилось 13-й) - в знак уважения и признательности еврейской диаспоре.
В этом году церемония посвящена трагедии 7 октября, поэтому церемония названа "12 факелов героизма". Факелы были зажжены в честь: заложников, надежды, победы духа, отрядов самообороны, сил безопасности, служб спасения, медицины и системы реабилитации. Снято ограничение на число зажигающих один факел - их было более 2, а в ряде случаев даже 4 и 5 и более. Не было факела диаспоры. Пустующая подставка для факела символизировала заложников в Газе.
В числе тех, кто зажег факел, были представители армии, спецслужб, полиции, служб спасения, предприятий оборонной промышленности, арабы, спасавшие евреев от террористов, родные погибших и заложников (в частности - меня почему-то потрясло - мать одного из тех, кому удалось из плена бежать, а их нашим огнем по ошибке убили), выжившие в резне.
От показываемой записи церемонии, несмотря на привычные победные обещания премьер-министра, создавалась атмосфера призрачная, пугающая. Мало того, экран разделили на две части (“сплит-скрин” это называется) и мы видели, что параллельно происходит в других местах - на юге Израиля, среди непосредственно пострадавших в ходе атаки ХАМАСа 7 октября. Жители этих мест - в основном семьи заложников - на фоне разрушенных зданий и изуродованных машин факелы не только зажигали, но и гасили, подчеркивая свое разочарование и отчаяние. Поднимали плакаты с лозунгами: "Тушим факелы, зажигаем надежду" или "Нет заложников – нет независимости". (132 человека по-прежнему в плену.)
О том, что нет у Израиля независимости, не рассуждает сейчас только ленивый. Легко говорить, что мы, мол, врага шапками закидаем, раз нам оружия не дают, но всем ведь ясно, как с пустыми руками воевать. А торг по поводу разведданных о местонахождении Синвара! - говорят, что главарь террористов Ихья Синвар находится вовсе не в Рафиахе, а в тоннелях под Хан-Юнесом. Прикрывшись живым щитом из заложников, прячется в бункере, глубиной в высоту 15-этажного дома.
Что же это за игра такая - живой квест в реальности, в котором не выдается главный убийца, а ставятся условия? Вы, мол миллион двести человек живой водой напоите да своим теплом согрейте, а мы подождем-подумаем, что будет с вашими невинными пленными. Подождем, пока все в невинно убиенных превратятся? Где же тот добрый молодец, который услышал плач Козлёночка и бросился спасать Аленушку? Неужели не будет в этой сказке счастливого конца?
Пока что у нас Верховный суд справедливости (БАГАЦ) вынес в понедельник, 13 мая, промежуточное решение по ходатайству Движения за чистоту власти, требовавшего запретить государственному контролеру проведение проверки обстоятельств, которые привели к трагедии 7 октября 2023 года. Для возможного запрета проверки Суд потребовал от ЦАХАЛа и Службы общей безопасности (ШАБАК) предоставить, если таковые имеются, документы, которые доказывали бы опасность проведения проверки. Тем самым пока что продолжается расследование ошибок, приведших к беспрецедентной трагедии и продолжающейся более семи месяцев войне.
Обстрелы территории Израиля продолжаются.
Комментарии
Открытое письмо Главному Редактору
Уважаемая Ирина Чайковская!
Не решился бы Вас беспокоить, если бы моих два прежних отклика на очередные полные пессимизма и бесконечного брюзжания репортажи на все, что происходит в эти дни тяжелейших испытаний для Израиля, вашего постоянного автора не были бы удалены без всякого комментария со стороны редакции. Хотя я старался быть вполне объективным в своих оценках, допускаю, что они могли показаться вам недостаточно политкорректными и задевали вашу постоянную корреспондентку, а возможно и хорошую знакомую, Но всему бывает предел.
Неужели даже в 76-й День Независимости Израиля, какие бы там ни были тяжелые времена, у нее, да и Вас тоже не нашлось ничего более позитивного – ведь такие материалы сейчас просто необходимы и они, может быть, важнее даже того оружия, поставку которого приостановил наш «Лучший Друг»? Вместо этого, из номера в номер безостановочно льется на читателей «Чайки» поток этого полного безверия в страну, где она живет уже более 30 лет, но которая – что читается почти в каждом ее опусе - так и осталась для нее совершенно чужой и непонятной. Вероятно у вашего автора полно своих проблем, связанных с её возрастом и здоровьем, которые на фоне затяжной войны, продолжающейся уже седьмой месяц, довели ее до тяжелой депрессии, гнетущей полной безысходностью читателей любой ее публикации. Согласитесь, однако, что это всё же не повод, чтобы изливать этот весь ее негатив на читателей. Тем более, что у Вас есть другой израильский автор Инесса Авшаламов, кому удается, не скрывая всех текущих проблем, с которыми сталкивается страна, подавать их совсем в другом ключе. Совершенно не понятно почему ее репортажи появляются у вас во много раз рез реже?
У Израиля на протяжение всей истории было множество критических вызовов, грозивших самому его существованию, из которых он с честью находил выход – вопреки депрессивному негативу вашей авторки – найдет его и сейчас. Надо ему только помочь, как сказал поэт:
Если есть — помоги,
если нет — помоги!
Тешу себя надеждой, что Вы не удалите этот мой отклик, как поступили с прежними двумя, а найдете время на него ответить.
Читатель «Чайки» Иосиф Коган
Открытый ответ читателю
Уважаемый Иосиф Коган, Вы правильно поняли причину удаления двух предыдущих Ваших комментариев - неуважение к автору, некорректные высказывания по поводу редактора - таких комментариев мы не допускаем. Теперь по существу Ваших претензий. Вы, кстати, единственный человек, который выступил с претензиями по поводу Ирины Роскиной, до Вас редакция получала только благодарности читателей за помещение ее материалов. То, что Вы называете "депрессивным негативом" - всего лишь отражение той непростой ситуации, которая сложилась в Израиле. Ирина ее не приукрашивает, она искренне и честно пишет о том, как воспринимают происходящее она и ее знакомые, члены правительства и представители других гостударств. Как известно, еще до кровавого вторжения ХАМАСА 7 октября 2023 года израильтяне были неспокойны, по всей стране выступали против судебной реформы и ее "продвигателя" Нетанияху. Наш журнал освещал этот опасный процесс, ослабляющий страну. Смотрите, например, статью Элиэзера Рабиновича. После того, как правительство "проворонило" подготовку и начало террористического акта, недовольство израильтян деятельностью "верхов" усилилось. И Ирина Роскина не скрывает от нас своего отношения к этой ситуации, к действиям правительства, к политике Байдена, к предательству "мнимых" друзей и коварству врагов. Более 100 заложников - живых или уже мертвых? - пока так и не выданы израильтянам. Враг играет чувствами людей, шантажирует, нагло торгуется. В разных странах, в том числе в Америке , проходят антиизраильские, читай антисемитские выступления... Как это можно воспринимать спокойно? Вам, уважаемый читатель, нужна правда или мармелад в шоколаде? Ирина Роскина уже давно в стране, любит Израиль и пишет о нем , о его людях - с любовью, нежностью, а порой - с болью и скорбью. Правда, какой бы горькой она ни была, еще никого не делала "непатриотом". Я уверена, что большинству наших читателей корреспонденции Ирины Роскиной важны и необходимы для понимания, "что происходит". А еще мне думается, что эти ежедневные, почти дневниковые заметки будут ценным материалом для позднейших историков, желающих понять происходящее в этот тяжелый период - "изнутри", с точки зрения обычных израильтян. В заключение хотела бы призвать наших читателей написать , как они воспринимают материалы Ирины Роскиной и нужны ли они им.
Гл. редактор журнала ЧАЙКА
Ирина Чайковская
Respone to J.Kogan's letter
Уважаемая Ирина Чайковская!
Я глубоко возмущена письмом Джозефа Когана, откровенно оскорбляющего Ирину Роскину и Вас (как главного редактора). Для меня репортажи Ирины Роскиной - окно в страну, где я неоднократно бывала и которую искренне люблю. Это взгляд изнутри и попытка талантливого интеллигентного человека донести до читателей невероятную мешанину событий и мнений о происходящем в Израиле. Никакого пессимизма и очернения в ее заметках нет - есть искренняя боль и желание разобраться. Это и есть настоящий патриотизм в отличие от победобесия. С нетерпением жду каждого обновления.
Очень прошу не расстраиваться из-за неадекватных писем - некоторым людям доставляет садистское удовольствие обливать грязью и унижать тех, кто лучше и достойней их.
TY,
E.Levina
Ни разу не писали мы писем в
Ни разу не писали мы писем в газеты или журналы. Но тут буквально не можем промолчать. Письмо Иосифа Когана по поводу репортажей Ирины Роскиной из Израиля отвратительно и по тону, и по содержанию. Не будем цитировать оскорбительные формулировки, употребленные автором письма, а скажем по существу. Ирина Роскина, по мнению И.Когана, не любит свою страну, поскольку репортажи ее мрачные, пессимистические, и она не верит в скорое благополучное разрешение всех серьезных проблем, стоящих перед Израилем. А какие, спрашивается, у нее основания для безоговорочного оптимизма? Не люди, а звери напали на ее страну 7 октября, терзали, мучили, убивали, нажирались, напивались и хохотали, убили 1200 человек и взяли больше 200 в заложники. А когда Израиль пошел справедливой ответной войной на этих зверей с целью освободить заложников и уничтожить преступников, весь мир на него обрушился с требованиями немедленного прекращения войны, с уважением повторяя обвинения, выдвинутые Хамасом (как будто убийцы, использующие свой собственный народ в качестве «живых щитов», уж в чем-в чем, а во лжи не могут быть виновны), и т. д., и т. п.. Можно и дальше перечислять вспыхнувшие проявления ненависти к Израилю и к евреям во всех частях света (кроме, может быть, Антарктиды?), но разве этого недостаточно для мрачного взгляда на положение вещей? А многотысячные «протесты», в которых «антисионистские» лозунги часто сменяются откровенными призывами уничтожать евреев? Не такие же ли «народные движения» привели в конце концов к Холокосту? Или и по поводу Холокоста нужно отбросить пессимизм и рассматривать его исключительно с положительной точки зрения?
Даже в день Независимости Израиля людям нужен не искусственный оптимизм (как в советской песне конца тридцатых годов «Эх, хорошо в стране советской жить!»), а прежде всего правдивая информация. И Ирина Роскина дает нам это.
Мы надеялись, что, написав это письмо, мы избавимся от своего негодования по поводу письма И.Когана, но кажется, это была напрасная надежда: оно всё еще кипит в нас...
В заключение мы хотим поблагодарить редактора «Чайки» Ирину Чайковскую за достойный отпор, который она дала Иосифу Когану на страницах своего журнала.
Александр Вентцель,
Александра Раскина (не родственница и даже не однофамилица Ирины Роскиной).
Добавить комментарий