Давай за Путина поднимем мы бокалы:
За то, что у России Путин — президент!
(Жанна Прохорихина)
7-го мая 2024 года из московского Кремля на всю огромную Россию прогремело знаменитое «Славься!» Михаила Глинки, торжественная песнь из эпилога оперы «Иван Сусанин»:
https://dzen.ru/video/watch/6639f4d1a127f45a5add49ae
Продюсеры исторического шоу – инаугурации на очередной срок несменяемого президента России – использовали, по соображениям политкорректности, советскую версию либретто:
Славься, славься, ты Русь моя,
Славься, ты русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна!
(и т.д.)
Можно не сомневаться, что в 2030 году инаугурация будет названа коронацией, опере Глинке будет возвращено оригинальное название «Жизнь за царя», а торжественная песнь прозвучит в ее первоначальном варианте 1836-го года:
Славься, славься, нашъ русскій Царь!
Господомъ данный намъ Царь-Государь!
Да будетъ безсмертенъ твой Царскій родъ,
Да имъ благоденствуетъ русскій народъ.
(и т.д.)
Более того, Патриарх Кирилл Гундяев в своем благословении вместо случайного «Ваше Высочество» обратится к новому Самодержцу более подобающим образом: «Ваше Императорское Величество!»
Казалось бы, налицо – логическое завершение процесса, естественный итог тридцатилетней постепенной, полузаметной и неостановимой узурпации власти. Все логично с исторической точки зрения, как говорится, за что боролись... Есть, однако, одна неувязочка, лежащая в иной сфере, в области культуры, в царстве эстетики. Точнее говоря, имеется резкий эстетический диссонанс. В самом деле, что может быть общего между мощной, ликующей музыкой Глинки и этим инаугурантом, смешным человечком с повадками и лексиконом Пахана, носившего, в свое время, клички «моль» и «окурок», то и дело прибегающего к языку гопников? Например:
«Мы будем их мочить в сортире». «Хватит мне баки забивать!». «Мы не убеждены, что будем замораживать счета, но вы замучаетесь пыль глотать, бегая по судам, пытаясь разморозить эти средства». «Ты должен всегда подчиняться закону, а не только когда схватили за яйца». «Почему у нас так не получается? Потому что, извиняюсь, всё сопли жуём и политиканствуем”. «Нравится, не нравится, терпи, моя красавица».“Настоящий мужчина всегда должен пытаться, а настоящая девушка – сопротивляться”. “Если вы хотите стать настоящим радикальным исламистом и готовы пройти обряд обрезания, тогда я приглашаю вас в Москву. У нас много разных религий. У нас есть специалисты в этой области. Я порекомендую им, чтобы они провели операцию так, чтобы у вас больше ничего не выросло”.
Господа устроители торжественных президентских мероприятий! Забудьте про классику. Перестаньте сочетать несочетаемое. Оставьте в покое Михаила Ивановича Глинку. Оглянитесь вокруг и прислушайтесь к голосу вашего народа, народных сказителей, успевших сочинить новые песни о Главном Лице, которые удивительно к этому лицу подходят. Никаких стилистических зазубрин и нестыковок, никаких диссонансов-мезальянсов. Идеальное единство, полная гармония. В самом деле, послушайте песни Жанны Прохорихиной, написанной в 2018 году:
https://www.youtube.com/watch?v=8QwmeAhKwk8
Что скажете, уважаемые дамы и господа? Слышали ли вы раньше что-либо подобное? Не слышали. И не могли слышать. Потому как песни обширного блатного и полублатного мира, получившие в 90-е годы прошлого века название «русский шансон», никогда не позволяли себе восхвалять официальную власть. Что же произошло? В чем причина этого поворота на все 180 градусов? По моему мнению, главная причина заключается в том, что изменился характер самой власти: в последние годы она все больше напоминает уголовно-мафиозную структуру, управляет которой Верховный Пахан, наделенный неограниченной властью. Об этом выразительно высказался Борис Немцов на митинге протеста, состоявшемся возле памятника Булата Окуджавы на Арбате 21 мая 2012-го года:
Он, вы думаете, мыслит в терминах, там, действительно, сделать счастливой страну и успешной? Он так не мыслит, он мыслит в терминах посадят – не посадят, украду – не украду, мои подельники будут меня поддерживать или кинут {…} Он же бандит, он так, собственно, и мыслит {…} Он такой – мафия-лайт.
Вот как запел народ о Правителе России устами своих поп-певцов. Запел, не соблюдая субординации, не опасаясь греха фамильярности. Потому как этот парень – свой в доску. Говорит и думает, как мы сами. Предлагаю несколько образчиков нового, истинно путинского гимнического стиля. В одном из этих шедевров холуйского творчества звучит изумительный по яркости припев:
Президент зовет на свидание,
На экране – его обаяние.
https://www.youtube.com/watch?v=2X-0y324xU4
https://www.youtube.com/watch?v=mKoKZU-ycG4
https://www.youtube.com/watch?v=r3vyx6xXCYQ
Гипотетический вопрос. Как бы реагировал товарищ Сталин на песню о нем, любимом, звучащую, наподобие приведенным выше песен о Путине или их предшественниц, возникших в эпоху НЭПа, типа «Мурки» и «Гоп со смыком»? Что случилось бы с ее авторами, поэтом и композитором? Ничего хорошего. В лучшем случае, загремели бы на долгие годы в Гулаг за злостную идеологическую диверсию. За осквернение и дискредитацию государственных святынь. За нарушение установленных и нерушимых эстетических норм. О Великом Отце народов полагалось петь торжественно и восторженно в характере квазирелигиозного гимна.
Песни, воспевающие нового вождя России в стиле приблатненной попсы, пользуются успехом у трудящихся масс, если судить по откликам в социальных сетях и конкурсам среди зрителей и слушателей. Убогость этой продукции зашкаливает. Здесь убого все: тексты, музыка, исполнение. Бездарный и преступный режим превозносят и воспевают бездарные ремесленники. Полная гармония. Полная отмена вкуса, морали, грамматики, здравого смысла. Процесс обмеления и обнуления элементарной человеческой культуры продолжается. Далеко ли до дна? Когда и чем может закончиться этот зловещий процесс? Этого пока не знает никто.
***
Я глубоко признателен Елене Крыжановской за помощь, оказанную мне при написание этого текста.
Комментарии
Отклик на статью
Трагическое освещение событий безо всякой надежды на будущее.Одна горькая правда.
Бокалы за Путина
Получил отклик от коллеги из России. Публикую с согласия автора.
Дорогой Владимир Аронович! Как много нового я узнала о нашей культурно-общественной жизни! Как много прошло мимо меня! Ссылки на ютуб давние, а я и представления не имела, какие песни поет народ. Видно, живем мы с ним параллельной жизнью. Зарисовки из другой реальности впечатляют. Даже не знаю, огорчаться или радоваться этой мерзкой пошлости и тупости. Ведь они по определению не могут быть корневыми. Обычно про таких "сочинителей" говорят: "тупо зарабатывают бабло". Увы, им не стыдно. Но почему-то мне кажется, поступи завтра запрос на другие "песни о главном", эти же господа-товарищи соорудят на скорую руку новый продукт, при этом нисколько не смущаясь. И примеров тому в журналистской среде не счесть.
Спасибо, что разнообразили мои знания о великой и могучей.
Пришло интересное письмо от
Пришло интересное письмо от российского литератора.Вот оно:
Спасибо Вам за точную и острую оценку эстетического смещения в наших краях. Важно сравнение со сталинским "большим стилем"! При том, что блатная природа Сталина была и остаётся очевидной для трезвых умов. " Что ни казнь у него, то малина".- автор известен. "Друг танкистов и пахарей, пастырь народа, пахан" (Стратановский). Но вот вопрос, как сместился имперский стиль за последние четверть века. Вся, например, новая архитектура стремится именно к сталинскому ампиру. Не знаю вкусов музыкальных Сталина. А Вы знаете? Я уверен, что они были. А вкусы нашего начальника я даже представить не могу. Даже не уверен, что ему нравится русский шансон. Думаю, это выбор его рекламщиков, которые примерно вычисляют его аудиторию, её социальный и психологический состав и выдают: шансон. Попса. Но есть и пленительный реп пропутинский, пришлю ссылку на него.
А что до Глинки, то обидно. Такая музыка, к тому же трагическая. Там же третья строка переходит в минор, если я не ошибаюсь, а это уж совсем не годится для путиноидной эстетики.
Ещё раз спасибо Вам.
Не стоит упрощать
То, что его называли молью, говорит в данном случае не о ничтожестве его, а, напротив, о дьявольской хитрости. Сумел прикинуться молью! Что касается его риторики, то она у него многосоставная и он может найти подход к любому типу людей: и к простолюдину, и к интеллигенту. Он – гений зла! И он еще может много бед принести если не всему человечеству, то, во всяком случае, восточно-славянской цивилизации.
Благодарность за статью
Дорогой Володенька! Как информативно и безысходно! Как Вы когда-то показывали нам разницу между советской эстрадой и бардовской песней,так сегодня представляете эту чудовищную безвкусицу путинского шансона, эту патриотическую показуху, от которой с души воротит! Думается, всё -таки, что нет у этих песен популярности, не слышны и не видны они на поверхности даже так, как была чудовищная и совершенно смехотворная песня "Хочу такого, как Путин!" Не переживут эти песни смутную путинскую эпоху, останутся, как анекдот, как дань безумию. Спасибо Вам большое за Ваш профессионализм и такое важное
свидетельство.
Насчет советской эстрады не соглашусь
Вы упомянули былую статью автора о советской эстраде. А именно, в плане невыгодном для нее сравнении с бардовской музыкой. Хочу стать на защиту советской эстрады. Во-первых, сравнимать ее с бардовской песней – всё равно, что с симфонической музыкой. Это разные направления искусства. Во-вторых, советская эстрада была очень профессиональной. Пахмутова, Паулс, Александр Морозов, Журбин, Тухманов, Колмановский и т.д., и т.д., и т.д.– ярчайшие фигуры в своем жанре. Выдающимися исполниьтелями были вовсе не одна Пугачева и Леонтьев, как сейчас пытаются представить. Были Лев Лещенко, София Ротару, Пахоменко, Сенчина, Кобзон, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев. Трое последних начали свой путь в 50-60-е. Если ту эпоху вспоминать, были еще Георг Отс, Майа Кристалинская, Гелена Великанова и т.д., и т.д., и т.д.
Что касается «путинского шансона». Мама родная ... Я впервые сие «искусство» прослушал по ссылкам в статье. Что сказать? Как говорится, было бы смешно, если б не было так грустно.
Добавить комментарий