Концерт Вертинского

Опубликовано: 10 октября 2024 г.
Рубрики:

 

Когда Вертинский приехал во Львов, мама сумела достать только один билет для себя и для меня – входной. Как назывался  концертный зал, в котором он выступал, я не помню, но ходила сюда неоднократно, особенно когда приезжала моя любимая Зара Долуханова – тогда  каждый раз. Зал был длинным и  не слишком широким. Но таким узким он не был никогда – почти  у каждого ряда поставили  дополнительные стулья.

Мы – молодые – стояли неподвижно, тесно прислонившись к стене. Молчание. Ожидание. И выходит он – высокий, стройный, уже старый, но с гордо поднятой головой.

Оглядывает зал. Потом вытаскивает косынку, накидывает на голову и начинает петь про Алёнушку…  Сама песня и косынка такие неожиданные, так не вяжутся с тем, что рассказывали об этом артисте, что в наших рядах раздаётся смех. Пожилая женщина, которая сидела рядом на приставном стуле, укоризненно глянула  на нас. Я убрала улыбку. « Садись ко мне на стул, девочка – поместимся». Поместились.

Что я запомнила тогда?  «Маленькую балерину» - « влюблённо бледные нарциссы и лакфиоль» и « улыбку слёз» королевы. «Вы плачете, Иветта, о том, что не допето, о том, что где-то, где-то  умчалось вдаль».

Помню, с какой забавной свирепостью пел он в песне о  дочках – «совершенно  со мной не считаясь, двух девчонок она родила» – с ударением  на «совершенно». Ну а когда пошли – «Мы пригласили тишину на наш прощальный ужин», « Над розовым морем»…Я очень долго не знала что такое – усталость: устала –  посиди, отдохни. Только теперь я понимаю:  при такой усталости  недостаточно даже прилечь.

Но « Вы ошибаетесь, друг дорогой, мы жили тогда на планете другой. Мы очень устали, очень уж стары и для этого вальса и для этой гитары»… Плакала моя соседка, я тихо смахивала слёзы. « Мы гимназистками бегали на его концерты» – сказала  она на прощанье. Я так была ей благодарна и за место, и за эти слова.  

Совсем недавно, от мужа я узнала, что « Над розовым морем» – стихотворение  Георгия Адамовича. Тогда я думала, что все песни написал сам Вертинский (цитирую, не сверяясь с текстом – как запомнилось). Но то, что он пережил и заставил это пережить нас, уверена по сей день.

 

Комментарии

Спасибо за эмоциональные воспоминания о выдающемся артисте.
Мне довелось быть на нескольких концертах Вертинского в Москве. Чёрный бархатный задник, очень немолодой артист в чёрном костюме кажется немощным. Всё оживает при первых звуках его песен. Программа включала в основном самые известные песни. Невозможно было не перенестись в совсем другой мир, в другие годы.
Для меня почти все песни были знакомы, хотя в те годы ещё в СССР не было выпущено ни одной пластинки. У школьной приятельницы была хорошая коллекция пластинок Вертинского 30-х годов. Даже то, что у казавшегося не по годам пожилым артиста QCQhзвучало не всегда выразительно, воспринималось с обвораживающей душевностью.
А сейчас, читая рассказ о концерте Вертинского, я дополнительно в воспоминаниях о воспоминанниях.
Большое спасибо за привнесенное тепло.

Двоякое отношение моё к Вертинскому. С одной стороны, осознаю его огромный вклад в искусство. Не было б Вертинского, не было б и Окуджавы. С другой стороны, сам по себе он не очень меня притягивает. Что я могу тут поделать?

Ошибка мемуаристки. Стихотворение "Над розовым морем" георгия ИвАнова.
Ошибка комментатора. Вконце 40-х,начале 50-х в продаже была масса пластинок Вертинского.
Толко тогда не было долгоиграющих,они были хрупкие и легко бились и трескались,поэтому
сохранились только у коллекционеров.У меня,помню, были "Прощальный ужин". "Маленькая
балерина", "В степи Молдаванской", "Матросы","В синем и далёком океане","Доченьки"

Вертинский вернулся в СССР после эмиграции в ноябре 1943 г. Всего через пару месяцев в Москве в Доме звукозаписи были сделаны записи на пластинки (21, 24 и 26 января 1944 года). Эти записи оказались единственными, сделанными в Союзе.
Серия из 15 песен для 8 пластинок.
В степи молдаванской / Чужие города (11872/11873)
Над розовым морем / В синем и далеком океане (11874/11887)
Палестинское танго / Марлен (11875/11884)
Мадам, уже падают листья / Маленькая балерина (11876/11883)
Куст ракитовый / Её письмо на фронт (11877/11878)
Иная песня / Юность мира (11879/11886)
Прощальный ужин (запись на двух сторонах: 11880/11881)
Матросы / Без женщин (11882/11885)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки