Журнал свободных искусств. Журналу «Семь искусств» 15 лет

Опубликовано: 5 декабря 2024 г.
Рубрики:

 

На фоне то тут, то там раздающихся плачей по культуре, периодике и читателю под аккомпанемент проклятий убивающей их цифровизации журналу «Семь искусств» исполнилось пятнадцать лет – срок немалый по меркам ускорения жизни. Юбилей – время вопросов: «Откуда я пришёл? Кто я? Куда я иду?». Журнал отвечает на них голосами его создателей, авторов, читателей. Мне повезло быть участником и внутренним наблюдателем жизни журнала, историю которого я отсчитываю не от рождения, а от зачатия. Мы познакомились с Евгением Берковичем на рубеже тысячелетий, когда русскоязычные сетевые проекты можно было по пальцам перечесть, на одной из площадок, которой я признателен за введение меня с моим никаким интернет-опытом в сетевое общение и за школу «боевого трёпа».

С неё мы, не сговариваясь, одновременно ушли, не сойдясь характерами и вкусами с заступающей там далеко за границы свободы вольницей. Это была светлячковая эпоха – множество вспыхивающих и тут же гаснущих start-up’ов, иногда – бабочек-однодневок, и лишь изредка – выживающих проектов. Дело даже не в конкуренции, а в том, что очень по-разному мотивированные пусть и благие намерения не были обеспечены ни опытом, ни силами и средствами. Открытый Евгением сайт, который на глазах за несколько лет из «Сайта Берковича» стал «Порталом Берковича» с двумя солидными интернет-журналами, форумом и гостевой книгой, казался пределом мечтаний, которому дай бы бог устоять на зыбучих песках времени.

Поэтому в 2009 году первой моей реакцией на предложение Евгения участвовать в новом журнале было в хорошем смысле удивление с ноткой скепсиса – а выстоит ли? «Семь искусств» не просто выстояли, но и стали одной из несущих конструкций теперь уже не «Портала Берковича» – по признанию Дмитрия Бобышева, элитарного интернет-портала, в 2018 году за лучший просветительский сайт отмеченного Беляевской премией, а «Издательского дома Евгения Берковича» (https://idbem.com/) с четырьмя журналами, выпустившими уже почти 300 книг и столько же номеров журнала и альманаха издательствами, ежемесячным онлайн-семинаром, лекторием, блогами, гостевой книгой – по существу, крупным культурным центром. Правда, тогда же – в 2018–2019  годах по непонятным причинам и под явно надуманным предлогом статью о журнале удалили из Википедии, но это уже факт биографии Википедии, а не представленных на Портале Журнального Зала «Семи искусств», электронные версии которых на сайте журнала ежемесячно читают несколько тысяч новых посетителей.

Лицо журнала, однако, определяется не только и не столько этим – мало ли что может пользоваться популярностью, а идеей Евгения Берковича «сделать журнал для интеллигентного читателя, который раньше выписывал, скажем, "Новый мир", "Юность", "Науку и жизнь", "Химию и жизнь", "Искусство кино" и "Театр", может быть, ещё "Вопросы философии" и "Математику в школе", соединить под одной обложкой статьи разных направлений, науку и театр, поэзию и философию, географию и музыку, прозу и психологию ...». Значение слова интеллигент здесь объёмно: это и человек умственного труда, и представитель социальной группы, и тот, о котором Алексей Симонов сказал: «человек, чей гуманизм (т. е., уважение к инакомыслию, инакочувствию и инакобытию) шире, чем его собственные убеждения». «Семь искусств» стали первым и остаются единственным журналом, удовлетворяющим разносторонние интересы читателя, у него нет конкурентов и, стало быть, он не только свободен от тягот конкуренции, но и лишён её стимулирующей роли, должен руководиться своей субъектностью в самооценке.

Название «Семь искусств» подходит магистральной идее журнала, как туфелька Золушке. Аристотелевское «Семь свободных искусств [грамматика, диалектика (логика), риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия – В.К.] – основа воспитания, которое надлежит давать не для практической пользы, но потому, что оно достойно свободнорождённого человека и само по себе прекрасно» – не просто эпиграф, а смысловая ось журнала. Спектр наук со временем расширялся, но «Семь искусств» наподобие чаши со змеёй как символа медицины осталось ярким утверждением единства, объёмности, широты и свободы знания. Постоянные разделы журнала – Мир науки, Культура, История, Музыка, Психологические тетради, Люди, Мемуары, Поэзия, Проза, Театр и кино, Читальный зал, Политика и общество – от выпуска к выпуску ветвятся и изменяются, не изменяя основной идее журнала. Уже сама по себе идея междисциплинарности с выходом в наддисциплинарность служит камертоном для настройки авторов на рассмотрение своего предмета в контексте мира, на диалог вместо монологического пения на своих птичьих языках. Ольга Балла, говоря о «Семи искусствах» очень точно схватывает не лежащее на поверхности: «… о чём бы здесь ни заходила речь – всё имеет самое прямое отношение к пониманию человеком мира и к выработке человеческих смыслов. … чтобы каждый читающий увидел: всё, происходящее в культуре – даже в самых, казалось бы, далёких от обыденной практики её областях (что-то вроде дальнего космоса) – имеет непосредственное отношение лично к нему. К его жизненным смыслам». Смыслы Я через призму космоса и смыслы космоса через призму Я. Если уместно говорить о поэтике журнала, поэтика «Семи искусств» ассоциируется со словами Осипа Мандельштама: «Скучно перешёптываться с соседом. Бесконечно нудно буравить собственную душу. Но обменяться сигналами с Марсом – задача, достойная лирики, уважающей̆ собеседника и сознающей̆ свою беспричинную правоту». 

Воплощение такой поэтики требует особого внимания к формированию редакционного портфеля. Интересующийся читатель, пролистав оглавления выпусков, не сможет не заметить, что путь к сегодняшнему всегда полному и переполненному портфелю, не был усыпан розами, как не сможет не заметить и того, что, начиная с самого первого выпуска, это было предметом особого внимания. Выбор авторов не по маститости, а по заработанному авторитету, не только по тому, что есть что сказать, но и по тому, как говорят, умеют ли сказать интересно – задача непростая. С каким нетерпением в 2010-2012 годах я ждал культурологических статей философа Андрея Пелипенко и жду пристальной и неспешной экзистенциальности «Дикоросли» Ольги Балла, каким явлением были и остаются статьи самого Евгения Берковича (и когда только успевает?) по истории физики, потом становившиеся книгами, и как на одну из них коротко, но хирургически точно отзывался Александр Мелихов, как радуют стихи Алексея Цветкова, Бахыта Кенжеева, Леонида Латынина, Евгения Клюева, Надежды Мальцевой, стихи и проза моих друзей Ларисы Миллер, Марка Рихтермана, Александра Радковского – птенцов семинара Арсения Тарковского, проза Марка Азова, стихи и мемуары Владимира Алейникова … звучат забытые и неизвестные имена, открываются новые … Всех и всего не перечислить … Думаю, такие же списки могут составить читатели, интересам и занятиям которых ближе работы других разделов. Но в целом уровень работ не уступает работам в специальных журналах. Бывает, конечно, и на старуху проруха, но покажите журнал без этого – даже мировые рецензируемые научные журналы нет-нет да и сверкнут прорехой. Однако собранные под одной обложкой разнородные и, казалось бы, бесконечно далёкие друг от друга материалы складываются не в случайные структуры картинок калейдоскопа, а в некую систему, образуемую тонкими, но прочными нитями тематических связей, ассоциаций, смысловых рифм, так что, дав себе труд прочесть весь выпуск, закрываешь его с ощущением прочитанной монографии, а не сборника. 

«Семь искусств» журнал свободный и в том смысле, что он не замкнут в каких-то географических границах – в нём авторы со всего мира, не дотируется государствами, политическими партиями, общественными объединениями или кем-то желающим иметь своё «карманное» издание, и в смысле неоспоримой внутренней свободы авторов и их права на собственные мнения и взгляды. Для меня в этой свободе, в том, как она реализуется, очень привлекательно оптимальное сочетание новизны и традиционности без самоцельной погони за новизной, так что идеи не теряются в фоновом шуме новомодных прихотей.

Выходит журнал ежемесячно, что при его объёме – порядка 350-400 страниц – уже само по себе заслуживает внимания, в электронном виде в свободном доступе и через некоторое время в бумажном варианте. Электронный вариант некоторое время существует как ß-версия, в которую редакция по просьбе автора может внести необходимую правку, а потом остаётся в архиве, где сегодня можно свободно читать все выпуски за пятнадцать лет. Журнал удобно организован, радуя читательский глаз, а не издеваясь над ним. Одним кликом легко получить pdf-копию статьи в её журнальном виде. Бумажные выпуски можно купить на сайте журнала. По каждой статье возможна читательская конференция – пространство для отзывов и обсуждения не ограничено, и дискуссии бывают впечатляюще глубокими и бурными. При желании автор может издать печатавшиеся в журнале тексты книгой.

Обычно издательство — это немалый штат, позволяющий разделять общую ответственность и множество задач на отдельные, пусть и нелёгкие, но посильные задачи – корректор, научный и художественный редакторы, художник, дизайнер и др., не говоря уже о технических задачах. В журнале этот штат – minima minimorum, так что можно лишь благодарно удивляться его высоким удельным творческости и производительности, заботе об удобстве для авторов и читателей. Всё это было бы невозможно без тщательно выверяемых логистики и менеджмента самого журнала и его отношений с проектом, частью которого он является, и усилий немногочисленной команды, делающей журнал, а также духа поиска, который невозможно не ощущать, идя от выпуска к выпуску журнала. Его появление и существование, живые модусы его бытия и векторы развития – свидетельство не только ненапрасности усилий Евгения Берковича и команды, но и возможностей, пульсирующих в диалоге старого и нового.

Ольга Балла в «Дикоросли» говорит: «Плохо написанная книга, будучи читаема, дробит человека, развинчивает его, рассеивает. Хорошо написанная — собирает, удерживает, укладывает в (не косную, но живую; не статичную, но подвижную) форму». Эти её слова можно отнести к «Семи искусствам», помогающим человеку становиться и быть человеком в том смысле, в каком Григорий Померанц и Мераб Мамардашвили говорили, что человек это собирание себя.

Мои поздравления команде, авторам и читателям «Семи искусств», разделяющим с журналом судьбу времени, которое мы не выбирали – оно выбрало нас, оставив нам выбор как его проживать. Но существование журнала греет душу и поддерживает надежду на лучшее даже во времена, когда готовишься к худшему.

 

Редакция журнала ЧАЙКА от души присоединяется к поздравлению Журнала-коллеги и желает ему и его редактору Евгению Берковичу всяческого процветания!

Мы делаем одно с вами дело, решаем сходные вопросы и, хотя выходим в разных странах, невероятно близки как по языку, так и по читателям и авторам. Процветания журналу, здоровья и успехов его главному редактору Евгению Берковичу!

 

Комментарии

Отличная статья об отличном журнале.

Чудесная статья о юбилее замечательного журнала, в котором имею честь публиковаться. Спасибо, Виктор!

Исчерпывающая статья. Спасибо постоянному автору портала Виктору Кагану!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки