Давно ли вы ходили в Театр сатиры? Ныне его величают Московский академический театр сатиры.
Так давно ли вы его посещали? Впрочем, даже если недавно, подозреваю, что сообщу вам новость: спектакль «Орнифль, или сквозной ветерок» по пьесе Жана Ануя, игравшийся в театре 17 лет, снят с репертуара. Кем снят? Его художественным руководителем и исполнителем главной роли, Александром Ширвиндтом.
Наиболее дотошные начнут доискиваться до причины.
Устарел? Перестал нравиться зрителю? Не интересен играющим в нем актерам? Но нет.
В передаче «Наблюдатель», которая прошла 25 апреля на канале КУЛЬТУРА и была, по просьбе Александра Анатольевича Ширвиндта, посвящена исключительно смерти «Орнифля», говорилось, что спектакль был живой и даже аншлаговый.
Тогда что же произошло?
Произошло обыкновенное. Александр Ширвиндт, с его великолепным художественным чутьем, почувствовал, что лучше уйти сейчас, когда спектакль еще привлекает зрителей, чем дождаться от них... сами знаете чего. Проблема нам знакома. Она насущна не только на театре.
В России она муссируется в политическом ключе. Бесконечно решается вопрос, сколько лет правитель может быть у власти. В Армении этот вопрос только что был решен путем народного восстания.
В чем-то похожая ситуация создалась со спектаклем «Орнифль». И честь и хвала «королю» театра, его Людовику Х1Y, Александру Ширвиндту, который подал пример реальным королям и политикам. Показал, как нужно действовать.
Итак, что же мы увидели в передаче?
Две женщины-актрисы, Вера Васильева и Светлана Рябова, играющие в «Орнифле», признавались в любви к спектаклю, говорили о своих страданиях и слезах в связи с его безвременной кончиной, заклинали худрука вернуть его на сцену.
Но Александр Анатольевич был неумолим. И надо сказать, он выдвигал убийственные доводы...
И главный - возраст. При всей его притягательной мужественности Ширвиндту сейчас 84 года, его партнерше, Вере Васильевой, по пьесе жене Орнифля, 92, чего никогда не скажешь, глядя на актрису. 17 лет назад, когда Сергей Анциферов, поставил этот спектакль, с подачи Эльдара Рязанова, точно увидевшего в Орнифле будущего героя Ширвиндта, актеры были на 17 лет моложе. Ширвиндт тогда год как получил театр.
Не так-то рано – в 66 лет. Да и вообще не так легко давалась карьера этому любимчику публики, женщин и всего бывшего Советского Союза.
Хорошо помню, как Ширвиндт и Державин на «Голубом огоньке» жаловались, что никак не получат звания «Заслуженный артист». Получили его синхронно в 1974 году, Ширвиндту было 40 лет. Звание «Народного артиста» оба получили также одновременно в 1989. Александру Анатольевичу в это время 55. До пенсии совсем недалеко. Хотя... все знающие Александра Ширвиндта всегда поражались его молодцеватости, отсутствию седины и каких-либо весомых признаков старости.
Но: актеру виднее. Его Орнифль, циник и дон-жуан, слагатель легких куплетов на все темы, говорит в спектакле: «Господь отворачивается от людей старше шестидесяти». Актеру уже много больше, и, по его словам, «когда сквозной ветерок старше восьмидесяти лет, это очень подозрительно».
Видела спектакль в записи 2004 года, и там 70-летний артист легко опускается на колено перед Верой Васильевой в роли его супруги. Сейчас, говорит артист, опуститься получается только на кушетку. Ну и что? – скажут некоторые. Ведь дело-то не в этом.
Вот Вера Васильева вспоминает, как потряс ее в детстве спектакль «Без вины виноватые», где играли 60-летние супруги Блюменталь-Тамарины: она - Кручинину, он - ее сына, Григория Незнамова. И маленькая Верочка рыдала на спектакле. Наверное, можно вспомнить еще подобные примеры, когда возраст не был препятствием для актера. А Янина Жеймо, почти в сорок лет сыгравшая Золушку? А Галина Уланова в 45 перевоплотившаяся в девочку Джульетту?
И все же... В передаче была показана сцена из «Женитьбы Фигаро» с еще молодыми Ширвиндтом и Васильевой – в той же диспозиции мужа и жены – и, наверное, не одна я подумала в тот момент о разрушительном ходе времени, от которого нельзя укрыться.
«Орнифль» - спектакль для Александра Ширвиндта особый. Ведь и Рязанов не случайно посоветовал ему взяться за эту пьесу Ануя. Ширвиндт играет в ней самого себя, купаясь в роли, наслаждаясь репликами-репризами, вызывая смех и восхищение «своего» зрителя. Спектакль явно бенефисный. Но он оказался очень дорог и Вере Васильевой. Уже давно я слежу за этой парой, как трепетно они относятся друг к другу, как нежно он опекает актрису, какая между ними фантастическая тяга.
Александр Ширвиндт женат, у него счастливый брак, и то, о чем я говорю, совсем не должно мешать его безоблачной семейной жизни. Приведу слова актрисы: «Более драматического расставания, чем с «Орнифлем», в моей жизни не было. Есть ощущение, что я там больше, чем роль. На сцене можно сказать больше, чем в жизни...» И я услышала этот диалог. Наверное, это самое драматическое место в спектакле. Он спрашивает жену: «Вы были со мной несчастливы?»
И ее ответ: «Это не то слово!» Нужно видеть, какие лица при этом у нее и у него.
А напоследок скажу, что решение Ширвиндта показалось мне правильным. Он поступил «против себя», но на пользу своему театру и своему реноме. Какой замечательный пример для подражания!
***
Позор палачам Малобродского!
***
"Наблюдатель" 25 апреля 2018 года
***
"Женитьба Фигаро" (1970)
***
"Орнифль" (2004)