«Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя»
Сегодня наш неугомонный медиум вызвал дух американского пастора, проповедника и публициста Бигера Г. У. (1813 – 1887)* и вступил с ним в беседу, приведенную ниже:
М. – Уважаемый сэр, Вы прожили яркую, достойную жизнь, посвященную служению людям, и пользовались заслуженным авторитетом и почетом. Однако не всегда люди, внесшие серьезный научный или художественный вклад в копилку человечества, равно как и отдавшие жизнь за счастье других людей, получают прижизненное признание.
Б. – Ни один человек, совершивший достойный поступок, никогда не получил в награду меньше, чем отдал.
М. – Вы имеете в виду моральное удовлетворение? Но при этом многие выдающиеся люди прозябали в нищете.
Б. – В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем.
М. – Поясните, пожалуйста, Вашу мысль.
Б. – Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.
М. – Это, конечно, справедливо, но хотелось бы, чтобы люди были более благодарны своим талантливым и благородным современникам при жизни, а не век спустя.
Б. – Благодарность – прекраснейший из цветков души.
М. – К сожалению, эти экзотические цветы распускаются не часто. Зато не получившие справедливой оценки при жизни произведения и подвиги лучших людей, вероятно, войдут в историю.
Б. – Не благородные деяния людей, а деяния, завершившиеся успехом, – вот что спешит запечатлеть история.
М. – Вы правы. А если перейти от общего к частному: Вы замечали, что многие люди и в личной жизни не склонны испытывать благодарность к ближним, оказавшим им помощь или другую услугу? Возможно, выразить благодарность им мешает гордость?
Б. – Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
М. – Значит, гордец – это всегда еще и эгоист?
Б. – Эгоизм – такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе.
М. – Это верно. Но, в конце концов, люди совершают добрые поступки не в расчете на благодарность, а следуя своим душевным порывам.
Б. – Каждый милосердный поступок – это ступень лестницы, ведущей к небесам.
М. – Иногда даже не так много надо: просто выслушать человека, дать добрый совет, «подставить плечо».
Б. – Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.
М. – Да, но ведь как часто даже близкие люди бывают скупы на похвалу, на теплое участие!
Б. – Не храните алебастровые сосуды вашей любви и нежности запечатанными до тех пор, пока ваши друзья не умрут. Наполните сладостью их жизнь, пока они еще живы. Говорите им слова утешения, пока их уши еще могут услышать эти слова и пока их сердца еще могут взволноваться от ваших речей.
М. – Как это верно! Многим людям так не хватает сострадания ближних! Иные и сами при этом становятся более черствыми, их души грубеют.
Б. – Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.
М. – К сожалению, не все верующие люди это понимают. Многим кажется, что достаточно исполнять все обряды, вовремя посещать храмы, и место в раю им обеспечено.
Б. – Из всей земной музыки ближе всего к небесам – биение истинно любящего сердца.
М. – Вероятно. Но при этом не надо относиться к жизни, а особенно к собственной персоне, слишком серьезно. Многие конфликты в жизни можно было бы разрешить просто шуткой.
Б. – Чувство юмора – великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор.
М. – Однако это чувство встречается не так часто, как хотелось бы. Даже умные и образованные люди порой совершенно глухи к тонким шуткам.
Б. – Есть люди настолько сухие, что вы можете вымачивать их в шутках целый месяц, и ни одна из них не попадет им под кожу.
М. – С такими людьми трудно общаться, и хочется держаться от них подальше. Возможно, им просто не хватает воображения?
Б. – Душа без воображения – все равно что обсерватория без телескопа.
М. – Да, в этом есть какая-то ущербность. Но не от всякой ситуации удается отшутиться. Иногда на нас обрушиваются такие невзгоды, что не до юмора.
Б. – Нередко несчастье – это инструмент, с помощью которого Бог придает нам более совершенную форму.
М. – Далеко не всегда страдания – хороший способ усовершенствовать человека.
Меня, например, они просто подавляют и угнетают, лишая способности к сопротивлению.
А в состоянии относительного благополучия я становлюсь добрее и внимательней к ближним. Как поет мой любимый автор Тимур Шаов: «А у меня система нервная, слишком нервная, наверное,/Я голодный – сволочь сволочью, а сытый я не так уж плох».
Впрочем, все мы разные, и нет общих рецептов. Если люди через страдания приходят к победе над врагом или природными катаклизмами, они вправе гордиться собой.
Б. – Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы.
М. – Конечно. Часто бывает, что люди успешно побеждают тяжелейшие невзгоды, но не могут справиться с собственными дурными наклонностями и пороками. Как Вы считаете, почему?
Б. – Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя.
На этой сильной максиме мы окончили беседу с мудрым пастором…
--------
* Напоминаем читателям, что все реплики героев бесед Елены Пацкиной взяты из их книг, писем и дневников (ред.)
Добавить комментарий