Вино – это прекрасное дитя, и оно есть правда.
(Алкей)
Есть на свете уголки, будто поцелованные богами. Болгария – одно из них. Мягкий климат, красивая природа, теплое море, обновленные роскошные курорты, которые «наступают на пятки» всемирно известным конкурентам, обширная «экскурсионка». Болгария – это весело, ярко и вкусно. Но это не главное. Главное, пожалуй, - это чувство полноты жизни, словно разлитое в воздухе. Ощущение того, что мир все еще свеж и беззаботен.
Я не буду рассказывать о достопримечательностях, исторических событиях этой земли, не стану описывать новые роскошные отели и рестораны, сеть казино в Варне – их ответ Монте-Карло. Об этом и так достаточно материала во Всемирной Паутине. Я хочу поговорить о составляющей, которая позволяет глубже и тоньше ощутить полноту жизни и того, что мир еще юн. Это вино, и в первую очередь - замечательное болгарское вино. В Питере его ныне днем с огнем не сыщешь. Испанские, французские, грузинские, итальянские, южноафриканские, чилийские вина – на выбор, хоть залейся. А вот болгарских нет. Причина очевидна. Даже при нынешнем очень низком курсе рубля болгарские вина весьма дешевы при высоком качестве и разнообразии. Конкуренции с болгарами товару, представленному на российском рынке, просто было бы не выдержать.
Болгарские вина – вполне достойный напиток. Удивляться тут нечему. Эта земля – родина бога Диониса, покровителя виноделия. Первые вина появились еще во времена фракийцев. Фракийцы, в древности обитавшие на территории нынешней Болгарии, весьма почитали этого бога. Но в отличие от греков, фракийский Дионис не только был богом виноградарства и виноделия, на родине его функции были куда более обширны. Фракийский Дионис – могучее божество, повелевающее тайными силами природы. Его сопровождала свита из лесных духов. Он – бог-оборотень, бог- прорицатель в Родопах. Это также бог вина, который дарует вдохновенье и религиозный экстаз.
Божественное покровительство в комбинации с благоприятными климатическими условиями для роста винограда послужили прочной основой для развития виноделия. Этот божественный напиток не переставали делать даже в период властвования Османской империи. Вина, произведенные в различных регионах, совершенно разные. Делают красное и белое вино разной крепости. Пробовала вино с добавлением розовых лепестков. Интересно, но на любителя. Я предпочитаю ему Мавруд. Но особую мою любовь завоевало Снежное вино, оно же Eiswein, оно же Ice wine. Делают его из подмороженного винограда с добавлением меда. На мой взгляд, это самое интересное болгарское вино. Впервые я с ним познакомилась в Балчике, на дегустации в роскошном парке, разбитом на берегу моря вокруг довольно-таки скромного дворца венгерской королевы. Эта была любовь с первого глотка, с первого вдоха аромата. Пытаться описать и вкус, и аромат я не буду. К описаниям типа «прелюдия к сложному аромату с тонами черники, пряностей и кедра» или «словно дыхание спящей феи» отношусь с легкой иронией. Сразу вспоминает притча Джэбрана Халиля Джэбрана «Поэты». Приведу ее здесь, благо к месту.
Четверо поэтов сидели вокруг стола, на котором стояла чаша с вином.
- Мнится мне, - изрек один, - я вижу третьим оком, как аромат этого вина парит в пространстве, подобно птичьей стае над неким волшебным лесом.
- И я своим внутренним ухом слышу пение тех призрачных птиц, - промолвил, подняв голову, другой, - И напев пленяет мое сердце – так белая роза заточает пчелку в свои лепестки.
- Я притрагиваюсь к этим птицам своей рукою, - произнес третий, воздев руку и закрыв глаза. – Я чувствую, как их крылья, словно дыхание спящей феи, касаются моих пальцев.
Тогда встал четвертый поэт и, подняв чашу, сказал:
- Увы, друзья! Видно притупились у меня и зрение, и слух, и осязание. Ни увидеть аромат этого вина, ни услышать его песнь, ни ощутить, как трепещут его крылья, я не в силах. Посему я должен его выпить – оно обострит мои чувства и поднимет меня до ваших блаженных высот.
И, приникнув к чаше губами, он выпил все ее содержимое до последней капли. Три поэта, разинув рты, в ошеломлении уставились на него, и во взгляде их была жгучая – вовсе не лирическая – злоба.
Снежное вино не легкодоступное. Производится не каждый год. Его еще надо поискать. Ну да ищущий обрящет. И в этот свой приезд я встретилась с ним. И одну бутылочку захватила с собой. Не для гостей, а для личного пользования. Набираю эти строки и потягиваю Снежное вино из бокала – источник вдохновения, как сказал четвертый поэт. Напомню, фракийский бог вина отвечал также и за вдохновение.
Александр Блок посылал «золотое, как небо Аи», шампанское вместе с черной розой своей Незнакомке. Игорь Северянин воспевал «ананасы в шампанском». Омар Хайям советовал:
«Если хочешь покоиться в неге блаженной
И у ног своих мир этот видеть надменный,
Измени свою веру, учись у меня,
Пей вино, но не пей эту горечь вселенной».
В качестве заголовка я взяла фразу «истина в вине», автором которой является Плиний Старший, в греческом варианте она приписывается Алкею. И Плиний Старший, и Алкей хорошо относились к напитку богов, при этом их жизни доказывают, что смыслом было не питие. Плиний отличался необыкновенным трудолюбием. Он использовал любой удобный случай для чтения и написания заметок. Плиний считал, что всякий час потерян, если не посвящать его умственной деятельности. По его мнению, нет настолько плохой книги, чтобы из нее нельзя было извлечь пользу. А употребление вина в отдельные минуты жизни дает возможность человеку расслабиться, стать более веселым, открытым.
Алкей называл вино «зеркалом души». В своих стихах греческий поэт упоминает вино и замечает, что оно согревает в зимнюю стужу и дает прохладу знойным летом. Этот напиток прогоняет грусть и дарует веселье.
Римский историк Тацит писал о том, как германские народы держали совет на праздниках, за пиршественным столом, полагая, что употребление вина препятствует тому, чтобы участники совета лукавили друг с другом.
Уж раз речь зашла об алкогольных напитках в Болгарии, то будет неприлично пройти мимо некоронованной алкогольной царицы Балкан – болгарской ракии. Это крепкий алкогольный напиток, без которого не обходится ни одно правильное болгарское застолье. Видов ракии много, крепостью она бывает от 35 до 70 градусов, получается путем тройной дистилляции браги из перебродивших фруктов. Пользуется невероятной популярностью среди южнославянских народов и малоизвестна за пределами Балкан. Самой правильной считается ракия, изготовленная из винограда с добавлением трав. Реже в основу берется дикий кизил или груши. Может быть и смесь различных фруктов, но такая ракия ценится ниже. Я отведала «гроздову» (виноградную ракию). Вначале вкус показался странным, непривычным, в первую очередь, из-за трав. Потом возникло довольно приятное послевкусие. Напиток гораздо легче водки, более нежный и целостный. Иногда ракию называют болгарской водкой, но это не совсем верно. Сырье другое, водка более жесткая и требует соответствующей закуски. Как-то: жирная селедочка бочкового посола, рассыпчатая картошечка, соленые грибочки и огурчики. Болгарской же ракии более пристало обрамление типа жгучий перчик, свежий сочный помидорчик с болгарской брынзой, сач и т.п.
Праздник жизни у меня продолжился и по возвращении в Санкт-Петербург. Успела аккурат на закрытие юбилейного блока мюзикла «Мастер и Маргарита» в театре ЛДМ. В честь пятилетия постановки проводились акции по продаже билетов со скидками. А для зрителей устроили праздник. В антракте нас потчевали бесплатным абхазским шампанским и коктейлями на основе владимирской водки Chaser. Пейте, сколько душа пожелает. Надо отдать должное владимирцам. На питерский алкогольный рынок пробиться не просто, вот они и воспользовались случаем показать свой товар лицом. Коктейли на основе их водки и настоек приятные, пьются легко, голова легкая и впоследствии не болит. Те же, кто откушал Chaser в чистом виде, тоже отзывались о напитке хорошо. И сам спектакль игрался необычно, интересно, с новым мультимедийным оформлением, экспромтами артистов и с тремя Маргаритами. Громкие и продолжительные аплодисменты театру ЛДМ. В честь праздника там опустили цены в туристический сезон, а не подняла в разы - как в государственной музкомедии на «Бал вампиров». В отличие от ЛДМ в театре музкомедии, как рассказывают, актерам было страшно работать на ветхих декорациях, которые использовались не первый год, даже зрители это заметили. Искусство там стало превращаться в дорогое, но не всегда качественное, малодоступное блюдо для потребителей с тугим кошельком, в подобие ресторана для богатых. В ЛДМ, напротив, предоставили возможность людям с разными финансовыми возможностями посмотреть интересный спектакль, в честь юбилея обновили оформление и постановку, устроили зрителям праздник.
Смотрите, как получается, говоря о вине, мы коснулись достаточно серьезных тем. Недаром германцы обсуждали важные вопросы за кубком с пенистым вином. In vino veritas.
Ярым поборникам трезвости, которые читают мои строки, позволю напомнить, к чему привел Сухой закон в США - к росту преступности. Во время так называемой горбачевской «борьбы с пьянством» были вырублены виноградники, расцвело пышным цветом нелегальное самогоноварение, возросло число алкогольных отравлений со смертельным исходом. В народе ходили анекдоты такого плана: «Очередь в парфюмерный отдел. – Два «Тройных» одеколона и одну «Гвоздику». – «Гвоздика» - же дорого. - Но с нами дама». В мусульманских странах в ходу употребление наркотиков. Французское наименование убийцы assassin происходит от слова ассасины, «хашишины», означающего «употребляющие гашиш», вид наркотика. Ассасины были сектой тайных убийц, существовавшей на Ближнем Востоке.
Все хорошо в меру. И лекарственные препараты могут быть использованы вместо яда самоубийцами. Для жизни некоторых аллергиков опасно молоко. Не надо проводить знак равенства между алкоголиками и остальными людьми.
Что касается божественного дара и его передозировки. Хитроумный Одиссей воспользовался этим, дабы спасти себя с сотоварищами, опоив вином такого крепкого мужика, как Полифем.
Вино - часть нашей культуры. Еда и питие, источник выживания, - незыблемые культурные догмы. Быстро меняется только одно – способы, которыми мы убиваем друг друга. Каким бы сложносочиненным ни казался наш мир, мы, как и столетия назад наши далекие предки, последуем их примеру в восприятии прекрасного, поднимем бокалы за здоровье. Глядя через бокал с божественным напитком, увидим волшебство и красоту в самых простых вещах. Да здравствует вино! Да здравствуют музы и разум!
Комментарии
in vino veritas
Ольга, Ваш панегирик болгарским винам меня вдохновил, тем более, что его автор - женщина, а представительницам вашего пола чаще свойственно отношение к алкогольной теме прямо противоположное. Наверное, произошло это из-за нахлынувших ностальгических воспоминаний. Не собираюсь предстать этаким лихим выпивохой, я им не был. Наверное, дело не в вопоминаниях о питии как таковом, а о молодых годах, когда употреблялись упомянутые и не упомянутые вами напитки. Наш купальный сезон традиционно открывался 2 мая. Мы ехали в Аркадию (популярный пляж в Одессе, тогда ещё не испоганенный теперешними торгашескими "изысками"), купались вне зависимости от температуры воды (а она бывала в это время и довольно холодной) и поднимались в шашлычную на высоком обрыве, с прекрасным видом на необозримое море. К шашлыку заказывали Гъмзу, с негодованием отвергая Рислинг или Мискет ("К мясу - белое? Как можно?!"). А при более солидных застольях хорошо шли недорогие и вполне приличные (по нашим студенческим меркам) коньяки Слънечный брег, Плиска - водку мы гордо отвергали, считая, что она выдаёт нас запахом, а коньяк - нет; это было особенно существенно при посиделках в общежитии. Еще помню напиток, называемый Виньяк (нас почему-то забавляло этакое заграничное отличие от банального "коньяк") и смешило название инструкции на этикетке сзади бутылки "Упутство на потребу", мы его не всегда к месту использовали в применении к вещам, от пития далёких. Так что спасибо за повод вспомнить время, "когда мы были молодые..." (и т.д., см. Юнну Мориц), т.е. лет 60-65 назад...
Добавить комментарий