...О фильме
4 октября, кажется, выходит наконец американская историко-биографическая драма The Current War («Война токов»), с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, рассказывающая о противостоянии двух титанов электричества – Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза – в конце XIX века в Америке.
Имя Тимура Бекмамбетова не случайно стоит в титрах фильма. Его кинокомпания Bazelevs приобрела права на сценарий Майкла Митника «Война токов» еще в 2012 году. Он собирался сам снимать фильм, но потом передумал, и режиссером-постановщиком стал Альфонсо Гомес-Рехон. А Тимур Бекмамбетов остался основным продюсером, в производственно-творческом содружестве с Харви Вайнштейном и Бэзилом Иваником.
В осуществлении проекта принимали участие целых четыре кинокомпании: Бекмамбетовская Bazelevs, производственная компания Film Rites, Thunder Road Pictures и The Weinstein Company (TWC). Thunder Road Pictures – молодая калифорнийская компания, образованная продюсером Василием Иваником. (За один только последний год выпущенные ею фильмы заработали более $2 миллиардов.)
Все шло гладко. Фильм сняли в срок. Осенью 2017 года Тимур Бекмамбетов и Харви Вайнштейн показали его на Международном кинофестивале в Торонто. И хоть отзывы зрителей, жаждущих крутых экшнов, оставляли желать лучшего, фильму прочили «Оскар», и не один. Мировая премьера была назначена на конец года.
А через несколько недель после кинофестиваля разразился пресловутый секс-скандал вокруг любвеобильного Харви Вайнштейна и все полетело в тартарары. Ведь одним из производителей «Войны токов» была компания братьев Вайнштейн – TWC, а сам Харви – его третьим продюсером. Фильм был снят с проката и вполне мог так и не увидеть свет.
Вайнштейны объявили банкротство, и «Война токов» автоматически попала под арест, как и всё имущество и активы их компании. Поскольку Bazelevs работала над фильмом в одной связке с TWC, то и она оказалась в списке банкротов.
А потом вдруг в январе 2019-го образовалась новая производственная компания – 101 Studios, все руководство которой перетекло из бывшей TWC. 101 Studios выкупила права на дистрибуцию фильма в США за $3 миллиона. Из титров вымарали дух Вайнштейнов. Режиссёр Альфонсо Гомес-Рехон перемонтировал фильм. Обновили трейлер и объявили о запуске в прокат на 4 октября. «Война токов» – первый и пока единственный проект новорожденной студии. Появился и «генерал на свадьбе» – исполнительным продюсером обновленной версии в трейлере был заявлен Мартин Скорсезе.
Но одним из первых в титрах по-прежнему остается Тимур Бекмамбетов. В Инстаграм он записал: «Сегодня в Лондоне закончился последний съемочный день моего многострадального проекта "Война токов"/The Current War. – (Ключевое слово здесь «моего».) – Работа над фильмом продолжалась 5 лет и достойна отдельного киноромана. Бенедикт Камбербетч, сыгравший Томаса Эдисона, наконец-то расскажет миру о том, в результате какой "войны" в наши дома пришло электричество!»
...Об актерах
Да, на роль Эдисона, по не очень понятным причинам, был избран британец Бенедикт Камбербэтч. Актер он яркий, талантливый – спору нет. Но со слишком специфической внешностью, на мой взгляд, меньше всего соответствующей даже молодому Эдисону... Представлять Камбербэтча не имеет смысла, он давно уже сам все сказал своей высокопрофессиональной игрой, особо прославившись в роли Шерлока Холмса и доктора Стрэнджа. (К тому же я не раз уже о нем в кинообозрениях писала: https://www.chayka.org/node/6911)
На пресс-конференции перед премьерным показом фильма Бенедикт попытался дать характеристику своего персонажа, ну очень смахивающую на рассуждения интернет-зависимого подростка (позабавили расставленные им акценты):
- Эдисон мог бы войти в историю как Стив Джобс, Билл Гейтс или Марк Цукерберг, но сам себя лишил этой возможности, – изрек актер. – Он мог стать для человечества богом промышленности, но из-за его одержимости выиграть «войну токов» любым путем потерял самого себя. Это был замечательный человек со множеством недостатков.
Конкурента Эдисона, Джорджа Вестингауза сыграл Майкл Шеннон, 45-летний американский актер театра и кино. Карьеру начинал в 17 лет, и в его фильмографии множество сыгранных ролей. Шэннон неизменно присутствует во всех, без исключения, кинолентах режиссёра Джеффа Николса, считающего его самым талантливым артистом современного американского кино.
Майкл Шеннон лауреат премии Гильдии киноактёров США и премии «Сатурн», при большом количестве номинаций на разные премии, включая две на «Оскар», а также – на «Золотой глобус» и «Тони».
По натуре он человек скромный и добродушный, но выбирают его, как правило, на роли злодеев и психов из-за его отрицательной харизмы и характерной, далеко не добродушной внешности.
Позаимствуем список сыгранных Шенноном ролей у Кинопоиска: «Адское такси» - наркоман; «Сын Иисуса» - неадекватный парень из захолустья; «Безумный Сесил Б.» - чокнутый гей; «Большое похищение Парсонсов» - чудаковатый хиппи; «Мертвые пташки» - убийца и грабитель; «Закон и порядок» - педофил и убийца; «Пошли в тюрьму» - неуравновешенный главарь банды зэков-нацистов; «Везунчик» - одержимый игрок в покер; «Мой сын, мой сын, что ты наделал» - свихнувшийся актер; «Джона Хекс» - чокнутый организатор гладиаторских боев; «Срочная доставка» - коп-психопат и т.д.
А теперь сравним экранный образ Шеннона с благороднейшей, породистой внешностью Вестингауза. Может кто-то и увидит между ними сходство. Мне не удалось:
На фоне коварного Томаса-Бенедикта инженер-производственник Джордж-Майкл, который вовсе не рвется с ним соперничать, а просто хочет спокойно делать свое дело, выглядит куда более привлекательным, как личность. В экранном промежутке времени у Томаса Эдисона есть любимая умная жена (Таппенс Мидлтон), которая рано умирает. Их трогательные отношения смягчают для зрителя осадок от неприглядных, мягко говоря, поступков амбициозного изобретателя, стремящегося любой ценой отстоять свое детище, свой патентный рай.
Любопытно было узнать, кому доверили воплотить образ Теслы на экране. Сыграл его симпатичный брюнет с голубыми глазами, Николас Холт, 29 лет (когда снимался, ему было 26) – английский актёр и модель. (Помимо рекламных роликов, он – официальное лицо компании Jaguar car.)
В фильмографии Ника более полусотни фильмов и телесериалов (и еще полсотни, где, как принято говорить, он играет самого себя), потому как на экране он с 7 лет. Ему было три года, когда мама привела его в театр, а какой-то известный режиссер углядел его в зрительном зале и предложил принять участие в съемках.
С детских лет он очаровывает зрителя не только своей милой мордашкой, но и прекрасной игрой, берясь порой за сложнейшие, неподъемные роли в таких, скажем, фильмах, как «Безумный Макс», «Влюбленный зомби», «Мутант», «Замок из песка». Он играл в одной связке едва ли не со всеми голливудскими звездами – с Николасом Кейджем, Майклом Кейном, Хью Грантом, Джулианой Мур, Шарлиз Терон и т.д. Во всех сериях «Людей Икс», начиная с 2011 года, за ним закрепилась роль мутанта Зверя, Хэнка Маккоя.
Практически одновременно с ролью Теслы в «Войне токов», он перевоплощался еще в одну историческую личность – в молодого писателя Джерома Сэлинджера (в фильме «За пропастью во ржи»), которого называют вторым, после Хэмингуэя, классиком не только американской, но и мировой литературы (за роман «Над пропастью во ржи»).
А ведь помимо этих двух сложнейших ролей в том же 2017-м, были еще две – в фильмах «Новизна» и «Замок из песка». И тоже главные. В иной год Николас Холт снимается сразу в четырех-пяти фильмах. Куда уж «круче».
В мае этого года на экраны вышел очередной байопик – «Толкин». Холт на сей раз сыграл в нем «отца» классической фэнтези-литературы, английского писателя Джона Толкина, автора «Хоббита», «Властелина колец» и «Сильмариллиона». (Прямо-таки американский Сергей Безруков!) Судя по востребованности и по значимости доверяемых ему персонажей, мы имеем дело с новой суперзвездой Голливуда на самом высоком уровне.
Есть в «Войне токов» актер и помоложе Холта – британцу Тому Холланду во время съемок было всего 20. Его персонаж, Сэмюэл Инсулл – фигура нешуточная. Выходец из Англии, он стал американским магнатом, новатором и инвестором, внесшим внушительный вклад в процесс развития электрической инфраструктуры Америки. В 21 год Сэмюэл Инсулл начинал, как личный секретарь Эдисона, взяв на себя строительство электростанций по всей территории США.
Ну а актер, воплотивший молодого Инсулла, обрел широкую популярность среди молодежи, приняв эстафету от Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда в киноэпопее о «человеке-пауке». Он сыграл Питера Паркера в двух последних сериях: «Человек-паук: Возвращение домой» (2017) и «Человек-паук: Вдали от дома» (2019). Роль скорее всего так удалась ему еще и потому, что он – танцор, отлично владеющий своим телом. О том, что юноша талантливый актер, не оставшийся незамеченным, говорят полученные им два «Сатурна» и BAFTA.
...И по существу
Сценарист Майкл Митник в своем сценарии «Войны токов» сделал акцент на электрический стул, уделив ему максимум внимания – добрую половину картины. Да и можно ли было обойти стороной такой впечатляющий эпизод американского прошлого, когда два электрических гиганта Америки, Эдисон и Вестингауз, соревнуясь между собой, используют орудие казни, которое сами же и изобрели (по крайней мере, приложили к нему руку), чтобы перетянуть на себя одеяло истории, с ее славой и финансовой составляющей...
Вместо дальнейшего пересказа сюжета я предлагаю сообща вспомнить историю и главных фигурантов этой электрической эпопеи. Их вроде бы двое: изобретатель-предприниматель Томас Эдисон и инженер-предприниматель Джордж Вестингауз. Может они и главные, да не единственные – между ними не просто стоит, а возвышается (на все века) Никола Тесла.
Если быть исторически точными, то конфликт возник между Эдисоном и Теслой как двумя изобретателями. А Вестингауз, что называется, вовремя подсуетился. Но, как и следовало ожидать, в «Войне токов» Тесле отвели место скромное.
А ведь если о ком-то по-настоящему и стоило снимать фильмы, так это о Тесле. Они уж точно получились бы захватывающе интересными и зрелищными. И речь в них шла бы не о коммерции и соперничестве, а о грандиозных прозренческих открытиях за гранью фантастики. Никола Тесла – не просто личность и даже «не просто» гений. Никола Тесла это явление – редчайшее, завораживающее. Скорее всего, он был проводником каких-то таинственных сил, помогающих человечеству совершить очередной скачок на пути эволюции, потому как признавался, что все его изобретения и идеи в готовом виде возникали сами собой у него в голове.
Этот сверхчеловек настолько опережал свое время, осуществлял такие невероятные эксперименты, что остался до конца непонятым современниками, окрестившими его «сумасшедшим гением», «человеком-молнией». Ученый мир, не желая признать его превосходство, предпочел предать «безумца» забвению... О Тесле можно говорить бесконечно. И я о нем уже не раз писала. («Запутавшись в собственной сети» https://www.chayka.org/node/6135 ; «Никола Тесла: Эксперименты с продолжением» https://www.chayka.org/node/3099 )
Но данный фильм посвящен Томасу Эдисону, величайшая заслуга которого – создание системы электрического освещения. Это он придумал форму лампочки с винтовым цоколем и патроном, вилку, розетку, предохранители. Его лампочка накаливания с угольной нитью стала одним из крупнейших изобретений XIX века. Его компания Edison Electric Light к концу 1883 года выпускала три четверти ламп накаливания в США, а также – электрогенераторы, кабели, осветительные приборы. Среди его бесчисленных изобретений вспомним и кинетоскоп, заложивший основы кинематографии и возникновения Голливуда в Лос-Анджелесе.
Отсутствие образования Эдисон компенсировал настойчивостью и запредельным трудолюбием, добиваясь желаемого методом проб и ошибок. Подтрунивая над его способностью экспериментировать до умопомрачения, Тесла добавляет: «Он питал неподдельное презрение к книжному образованию и математическим знаниям, доверяясь всецело своему чутью изобретателя и здравому смыслу американца». На счету гениального самоучки самое большое количество изобретений в мире – 1093 патента в США и около 3000 в других странах.
Свою лабораторию Эдисон превратил в настоящую «фабрику изобретений». Выкупая и чужие идеи, он – с помощью десятков специалистов, работавших на него –совершенствовал их, делая удобными, популярными и продаваемыми. Патенты сыпались золотым дождем. Разобравшись с лампой накаливания и генератором постоянного тока, Эдисон запатентовал всю систему производства и распространения электроэнергии, с гордостью бросив свою крылатую фразу: «Мы сделаем электрическое освещение настолько дешёвым, что только богачи будут жечь свечи».
Слов на ветер он не бросал. Не прошло и нескольких лет, а Америку уже снабжали электричеством более сотни электростанций постоянного тока по системе Эдисона. Edison Electric light с годами превратилась в многоотраслевую корпорацию General Еlectrics, существующую по сей день. Все его изобретения зиждились на постоянном токе.
Вне сомнения, Эдисон монополизировал бы электрический рынок Америки, если бы ему не перебежал дорогу другой, не менее расторопный предприниатель – Джордж Вестингауз, опиравшийся на гениальный ум Николы Теслы. Его компания Westinghouse Electric Corporation, быстро набирая обороты, превращалась в целую электрическую империю, основанную уже не на постоянном, а на переменном токе. А после того, как он запустил первую 500-вольтную электростанцию переменного тока (1886), у корпорации Эдисона появился мощный конкурент. Но как, каким боком между ними встал Тесла?
Не снискав поддержки и понимания в Европе, молодой серб отправляется в Америку, к всемирно известному «королю изобретателей». Томас Эдисон, уже пересекавшийся с ним в Европе, берет Теслу на работу, пообещав вознаграждение в $50 тысяч за доработку его открытий, связанных с постоянным током. И хотя Тесла прекрасно понимает, что система Эдисона грешит большими потерями мощности в проводах, что будущее не за постоянным, а за переменным током, поставленную перед ним задачу он честно выполняет. Эдисон же не только отказывается от своего обещания, но еще и насмехается над легковерностью залетного серба. Разгневанный Тесла остается без работы, и какое-то время бедствует. С того дня Эдисон и Тесла – заклятые враги.
Приняв финансовую поддержку от своих знакомых, Тесла создает компанию Tesla Electric, под боком у Эдисона, которая специализируется на уличном освещении новыми дуговыми лампами. Компания начинает получать крупные заказы от разных городов Америки. Конкурентную борьбу между Edison Electric light и Tesla Electric и окрестили в те времена «Войной токов».
В 1888 году Джордж Вестингауз приглашает Теслу на должность консультанта на своих заводах в Питтсбурге, и выкупает у него за один миллион долларов все патенты на изобретения, связанные с переменным током – более 40, включая патенты на первый в истории счётчик, многофазные электрические машины, которые легли в основу гидроэлектростанций по всему миру, электрогенераторы, трансформаторы, волновой радиопередатчик, радиоуправляемые роботы, беспроводные зарядные устройства и т.д. Иными словами – строит свой бизнес на открытиях Теслы.
К тому времени Эдисон имел неплохой доход со своих бесчисленных патентных отчислений, позволявший ему расширять производство. «Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на всё это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!», - говорил он. Несмотря на недочеты, его генераторы постоянного тока уже работали по всей стране. Но появление Вестингауза и Теслы все изменило. Победа переменного тока над постоянным неминуемо должна была обернуться для Эдисона и его компании финансовым крахом.
И великий изобретатель подает на Вестингауза в суд, с требованием компенсации за понесенные убытки в немыслимых размерах – в один миллиард долларов. И разумеется, проигрывает. (Кстати, Бекмамбетов оказался намного скромнее – после объявленного компанией Вайнштейнов банкротства, он потребовал в качестве возмещения убытков всего восемьсот тысяч долларов.)
Судебные тяжбы с конкурентом не дали ожидаемых результатов, и Эдисон решил его скомпрометировать, действуя исполтишка, не гнушаясь подкупами, фальсификациями и оговорами. Подобную «самозащиту» впоследствии окрестили «чёрным пиаром». Главным его аргументом в этой нечистоплотной игре стал электрический стул.
В Нью-Йорке в ту пору, под давлением общественности, обсуждался вопрос, как заменить негуманный метод смертной казни через повешание на более гуманный. Предложение использовать электрический разряд в качестве метода умерщвления приговоренных к смерти муссировался на разных уровнях. Была создана специальная комиссия, которая обратилась к Эдисону, как к эксперту, за советом. И хотя Эдисон был против любой смертной казни, он не упустил случая воспользоваться подвернувшимся шансом подставить ножку конкуренту.
Согласившись консультировать губернаторскую комиссию, он взял себе в помощники инженера-профессора Гарольда Брауна. Сговор между ними был очевиден. Эксперименты по умершвлению электрическим током живой плоти проводились на животных в лаборатории Эдисона. С этой целью Браун раздобыл два подержанных генератора переменного тока и несколько десятков домашних животных, а также – телят и две лошади. Током «казнили» даже слониху Топси, затоптавшую трёх человек.
Умерщвления происходили в присутствии журналистов, что обеспечивало широкое освещение проводимых опытов в прессе. Эдисон стремился внушить американцам страх перед использованием электроприборов и механизмов, работающих на переменном токе, показать им, как это опасно для жизни.
Брауном был составлен соответствующий отчет для комиссии, подтверждающий, что переменный ток целесообразнее всего использовать для осуществления смертной казни. К отчету он приложил свой проект электрического стула.
Возмущенный Вестингауз, категорически не соглашавшийся с использованием электричества для смертной казни, наотрез отказался обеспечивать управление тюрем необходимым электрооборудованием. Тогда «злоумышленники» купили через подставное лицо генератор Вестингауза (построенный по патенту Теслы) и отправили его в федеральную тюрьму Аубурн, где и был в страшных муках казнен на первом электрическом стуле преступник Вильям Кеммлер.
Эдисон своего добился – с годами широко распространившуюся по штатам смертную казнь на электрическом стуле в народе называли «вестингаузацией» – но то была победа временная. Westinghouse Electric Corporation на практике доказывала преимущества переменного тока перед постоянным. Принадлежавшая ей Ниагарская ГЭС, на тот момент самая крупная в стране, уже начала генерировать переменный ток.
Чтобы опровергнуть необоснованность нападок Эдисона на переменный ток, Никола Тесла устроил на Всемирной выставке в Чикаго феерическое представление, потрясшее весь мир. С безмятежным видом он пропускал через себя переменный ток напряжением в два миллиона вольт. Электрические разряды бешено плясали вокруг него, ослепляя зрителей, а он, улыбаясь, взял в руки две лампочки накаливания, ни к чему не подключенные, и они загорелись, как в сети.
Тесла знал законы и свойства электричества как никто на свете, проделывая с ним невероятные вещи на планетарном уровне. (Достаточно вспомнить историю с Тунгусским метеоритом и Башню Ворденклиф.) Знал он и то, что электрический ток с частотой выше 700 Гц обтекает человеческое тело по поверхности, не причиняя ему вреда.
Вне всякого сомнения, эти три личности – Никола Тесла, Томас Эдисон и Джордж Вестингауз, из которых каждая уникальна по-своему, соперничая друг с другом, подняли нашу жизнь на качественно новый уровень, внедрив в обиход электричество и всё, что с ним связано – от света в домах и на улицах до массы всевозможных устройств и приспособлений, без которых мы не обходимся и сегодня. Что же касается человеческого фактора – отнесем его к издержкам гениальности. Благодарность и еще раз благодарность – вот все, что мы можем и должны испытывать к этим электрическим титанам.
Что именно из вышесказанного и как отражено в фильме «Война токов», можно увидеть на экране.
Последний трейлер фильма: https://iod.media/ru/article/benedikt-kamberbetch-z-yavivsya-u-treyleri-...
Добавить комментарий