Нью-Йоркский цирк «Большое яблоко» показывает новое двухчасовое представление под названием... А названия-то нет...
Под большим синим шатром в Дамрош-парке (Линкольн-центр, позади Городского оперного театра) укрылся традиционный одноринговый цирк-шапито. Зал на 1700 мест заполнен наполовину. Для холодного, дождливого воскресного дня это не так уж плохо.
Я с детства люблю цирк. Особенно клоунов и музыкальных эксцентриков. В московском цирке на Цветном бульваре мне нравилось всё: и всегда торжественный шпрехшталмейстер, громко объявляющий номера, и униформисты в нарядных камзолах, и наездники-джигиты, и мороженое в антракте...
Американский цирк сильно отличается от русского. Клоунада, на мой вкус, не смешная и не умная, режиссура примитивная. Это, конечно, не относится к канадскому цирку Дю Солей, режиссёрско-постановочному. Но даже при всех минусах искусство цирковых артистов в американском цирке удивляло сложностью трюков и новациями. Ведь в цирк ходят дети и те взрослые, кто не утратил способность удивлятся.
В новом представлении «Большого яблока» многие номера заслуживают высокой оценки. Это, прежде всего, финальный аттракцион «Белые птицы»: группа из 9 воздушных гимнастов под руководством москвича Алишера Алиева.
Поразительная работа. Ни одной заметной ошибки. Всё чётко выстроено. Ощущение такое, что постановщик аттракциона – прекрасный дизайнер. Каждый момент живописен. Помимо эстетического удовольствия, которое доставляют эти артисты, поражает сложность трюков. Например, в этом аттракционе русская палка поднята в воздух, почти под купол цирка, что намного осложняет и без того рискованные сальто гимнастки Юли Типаевой.
На сегодняшний день номер «Русская палка в воздухе» исполняет единственная группа в мире – это «Белые птицы». Великолепны все члены группы, поэтому хочется назвать всех: Алишер Алиев, Екатерина Алиева (солистка), Юля Типаева, Алёна Дубинина, Фарход Садыков, Заур Алиев, Владислав Горелый, Евгений Лукьянцев, ещё один Женя. Эта великолепная девятка попадает в десятку благодаря технической поддержке работающего на лебёдках Арсения Габриляна. Высший класс! В лучших традициях классического русского (советского) цирка. Не случайно этот аттракцион долго украшал представления в московском цирке имени Юрия Никулина. После выступления мы встретились с Алишером Алиевым.
- 2 февраля 2020 года представления заканчиваются. Что дальше? – спросил я.
- Мы ещё не решили, - ответил Алишер. – Предложений довольно много.
- От Цирка Дю Солей тоже?
- Не хотим. Вроде бы престижно, но это всё равно, что попасть в рабство. Там очень жёсткие контракты и наш аттракцион придётся менять в угоду концепции этого цирка. А мы – белые птицы. Для нас свободный полёт дороже золотой клетки.
Теперь о других артистах. После парада-алле, которым традиционно открывается цирковое представление с участием всех артистов, первым номером идёт воздушный дуэт на ремнях в исполнении украинских артисток Марины Ткаченко и Татьяны Юдиной. Марина, мастер спорта по ритмической гимнастике, работала в цирках Германии, Швейцарии и в Монте-Карло. Татьяна – выпускница Академии циркового искусства в Киеве. Украинские артистки легко, красиво, динамично выполняют сложные трюки. Настоящий балет в воздухе. Блестяще исполнены двойной шпагат, вертушка нога к ноге, вертушка за шею. Этим номером Марина и Татьяна задали тон всему представлению.
Есть в программе ещё один номер артисток из Украины Светланы и Марины Савицких с их дрессированными кошками-акробатами “Acrocats”. Возможно, вы их видели на телеконкурсе “America’s Got Talent”. Миллион они тогда не выиграли, но доставили удовольствие зрителям и получили хорошую рекламу. Теперь они дебютируют в цирке «Большое яблоко».
Среди других запомнившихся номеров – дуэт акробатов. Алан Паньота – нижний, и Рафаэль Феррейра – верхний. Номер называется Dupla Mao na Roda, что в переводе с испанского означает «Четыре руки и два колеса». Два колеса – это инвалидная каляска, в которой выезжает на арену Рафаэль Перейра. У этого артиста – врождённый артрогрипоз с поражением нижних конечностей. Артист не скрывает своих физических недостатков.
Наоборот, он демонстрирует такую силу рук, баланс и артистизм, что вызывает изумление публики. Надо отдать должное его партнёру, который в роли нижнего работает плавно, осторожно, с большим мастерством.
Дуэт награждён премиями международных цирковых фестивалей на Кубе и в Бразилии, выступал в программе летних паралимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро. Выступление этого дуэта сопровождалось восторженными аплодисментами и криками одобрения публики.
Чаще бывало, что артисты уходили из цирка инвалидами, чем приходили в цирк инвалидами. На моей памяти был такой артист в Советском Союзе – родившийся без рук Сандро Да-Деш (Дадешкелиани). Пальцами ног он выделывал на арене такое, что иному человеку руками никогда не сделать. Он рисовал, ел с помощью ножа и вилки, стрелял из ружья по свече и гасил пламя. Он – красавец-грузин – был четыре раза женат, имел двоих детей и внука. Для всего этого руки иметь не обязательно. Другие предлагают любимой женщине руку и сердце, а Сандро предлагал только сердце, зато какое!
В представлении цирка «Большое яблоко» Джейсон Домингез демонстрировал чудеса мастерства в номере «Колесо смерти», где он на огромной высоте, без страховки прыгал через скакалку на крутящемся колесе. Канатоходцы в шестом поколении, мексиканцы трио Лопез много лет работали в цирке «Ринглинг бразерс энд Барнум энд Бейли». К сожалению, этот американский цирк, всемирно известный своими дрессированными слонами и тиграми, был закрыт под натиском Общества защиты животных.
Нью-Йоркский артист Кайл Дриггс ловко жоглирует раскрытыми зонтиками. С этим номером он прежде выступал в канадском Цирке Дю Солей.
А теперь ложка дёгтя в бочку мёда. То, что у программы нет названия, говорит о том, что режиссёры Сесил МакКиннон и Джэк Марш не придумали даже условный сценарий, даже условный ход представления, понадеявшись, что шпрехшталмейстер-певица Сторм Марреро и клоунесса в образе голубя (похожего на курицу) на роликовых коньках Эми Гордон сумеют связать номера в единое шоу.
На мой взгляд, они обе лишь тормозили динамику представления. Клоунские антре были несмешными и затянутыми. Возможно, такой выбор руководства цирка связан с экономией средств. Недавно этот Нью-Йорксий цирк был на грани банкротства и не работал два года. Теперь он на пути к возрождению. Были в этом цирке когда-то замечательные клоуны – такие, как рыжеволосый Белло Нокк, или Барри Любин, выступавший под маской доброй бабуси.
И всё же, несмотря на некоторые недостатки, заметные для взрослого зрителя, детям представление нравится. Так что пойти в цирк «Большое яблоко» стоит, чтобы самим удивиться мастерству артистов и получить удовольствие от реакции маленьких зрителей.
Добавить комментарий