Вообще многие детали этого превращения хорошо известны*. Традиция праздновать Рождество с Санта-Клаусом была основана голландцами, св. Николай по-голландски - «Синтерклаас». В начале 17-го века голландский корабль со статуей св. Николая на носу вошёл в устье реки Гудзон. Именно голландцы основали город Нью-Амстердам, впоследствии Нью-Йорк, и устроили внутри форта часовню, посвящённую св. Николаю.
Но оформлена была традиция только в 19-м веке двуми американскими писателями, Вашингтоном Ирвингом и - особенно - Клементом Муром. В 1809-м году Ирвинг написал: «В те далёкие дни (имеется в виду середина 17-го века) возникла добрая церемония, до сих пор благоговейно соблюдаемая в наших старых семействах с хорошими манерами: в кaнун праздника св. Николая у камина подвешивался большой чулок, чудесным образом заполняемый подарками на утро. Это происходило благодаря щедрости св. Николая, всегда расположенного к детям» (Вашингтон Ирвинг «Ироническая история от Нью-Йорка от Дитриха Никкербокера»). А через 13 лет, в 1822 году, поэт Клемент Мур oпубликовал - анонимно - стихотворение. Первая его строфа в переводе современного историка и писателя Королёва-Случевского звучит так:
«Предрождественской ночью в доме затишье,//Замерло всё живое, даже шустрые мыши.
//И чулочки развешаны у дымохода, //Ждут подарка, святого Николы прихода.//
Дети спят, размечтавшись о завтрашнем утре,//Видят сны, с мармеладками в сахарной пудре».
Стихотворение стало оглушительно популярным после его вторичной публикации в 1844 году. Клемент Мур придумал имена восьми оленей Санта-Клауса, их знают все американские дети. «Dasher » и «Dancer» - «cтремительный» и «танцор», «Prancer» и «Vixen» - «cкакун» и «резвый», «Comet» и «Cupid» - «комета» и «Купидон», «Donner» и «Blitzen» - «гром» и «молния» по-немецки. Девятый олень, самый известный, - красноносый Рудольф появился намного позднее.
В 1865 году художник Томас Наст представил Санта-Клауса жизнерадостным дедушкой и дал ему красный полушубок, а в ХХ-м веке художник Сандблом из «Кока-Колы» добавил в полушубок белую окантовку. Облик Санты был завершён.
А теперь разберёмся в главном вопросе, как так произошло, что св. Николай превратился в Санту, что он такого сделал.
Во-первых, св. Николай - вполне реальная фигура, епископ, живший в четвёртом веке нашей эры в городе Миры (Мир? Мира?) в малоазиатском государстве Ликия. Сейчас это - прибрежная юго-западная Турция, недалеко от острова Родос. В христианстве он известен как Николай Чудотворец, покровитель купцов и раскаявшихся воров, проституток и ростовщиков, моряков и лучников, пивоваров и сирот, и вообще всех детей. Он оживил трёх разрубленных детей - главное его чудо. Тайные дары, рождественские подарки детям, - от св. Николая. Он же даровал приданое трём дочерям разорившегося купца и спас их от участи секс-рабынь.
«Пламеневший ревностью к Господу», св. Николай яростно боролся с язычеством. Его «Житие» повествует: «...Ратоборствуя с духами злобы, св. Николай пришёл в храм Артемиды, который был очень велик и богато украшен, представляя собою приятное для бесов жилище. Св. Николай разорил сей храм скверны, сровнял высокое его здание с землёю и самое основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху, ополчившись более на бесов, нежели на самый храм. Лукавые духи, не перенося пришествия угодника Божия, испускали скорбные вопли, но побеждённые молитвенным оружием непобедимого воина Христова, святителя Николая, должны были бежать из своего жилища» (цитируется по обзору Ковалёва-Случевского).
Но вот незадача: исторический и культурологический анализ, проведенный тем же Ковалёвым-Случевским, заставляет сомневаться в этой истории. Последние археологические исследования показывают, что в Мирах Ликийских, скорее всего, не было храма Артемиды. Более того, там вообще не было храма. И вряд ли епископ Николай, пусть и наделённый сверхъестественной спиритуальной силой, смог бы один разметать - до основания! - гиганский храм. С этим он бы не справился!
А что же всё-таки сделал св. Николай? Скорее всего, он срубил священный кипарис, вечнозелёное дерево язычников. Чудотворцу такое чудо оказалось вполне по силам! Именно уничтожение дерева, одержимого демоном, упоминается в авторитeтных текстах (см. англoязычную «Wikipedia» https://en.wikipedia.org/wiki/Saint_Nicholas»). Борясь с язычниками, св. Николай срубил их мистическое «древо постоянной жизни».
Ковалёв-Случевский замечает по этому поводу: «Не очень этично? Жёстко? Откровенно? Решительно! Да. А что поделаешь, когда речь идёт о душах людей и их спасении?»
Спасение душ... Ни больше, ни меньше... На самом деле, непрошенное спасение душ - это и преступление, и роковая ошибка. Такая цель никогда не достигается... Никакие власти, земные и небесные, официальные, идеологические, религиозные, никакие иезуиты и большевики, Ватикан и Кремль, - никто не смог справиться с поклонением священному древу. Ритуал стал семейным праздником.
ЁЛКА, рождественская ли, новогодняя ли, - восторжествовала... Реальное, зелёное чудо...
И что же получилось? Парадоксальным образом св. Николай, «древоруб», стал Санта- Клаусом, доставщиком даров к ёлке, необычайно эффективным работником всемирной службы доставки (FedEX или USPS, если хотите).
И в чём же смысл этого превращения, «метанойи», говоря церковным языком?
Возмездие? Закон неотвратимой компенсации? Если это так, то можно лишь посочувствовать Санта-Клаусу, бывшему Николаю. Обречённый на мучительное «одно и то же» - как античный Сизиф - Санта-Клаус вынужден появляться одновременно в миллионе мест, разбрасывая подарки и погоняя несчастных оленей, Дэшера, Дэнсера, Прэнсера, Виксена, Комета, Купида, Доннера, Блитцена и , конечно же, красноносого Рудольфа. А уж им-то как всё это надоело, можете себе представить.
И всё-таки не хочется верить в плохое. Известно, что Савл превратился в Павла чудесным образом и мгновенно. И почему бы не допустить чуда превращения св Николая в Санту?
Плохое, пусть и возомнившее себя хорошим, превращается - естественным ходом событий - в хорошее. В этом - дополнительный смысл всей новогодней истории. В этом - её таинственный подарок нам всем.
----------
* См. недавний обзор «Николай, святитель Мирликийский» Ковалёва-Случевского в «Новом Мире», 10, 96-124 (2019)
Добавить комментарий