РЕБЕНОК
L’Enfant
Art houses
Режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденн
Этот фильм, поставленный бельгийскими братьями-режиссерами, получил в прошлом году главный приз фестиваля в Каннах — Золотую Пальмовую Ветвь. Такой награды братья удостаиваются во второй раз (впервые — семь лет назад за фильм “Розетта”). Дарденны — строгие моралисты, руководствующиеся христианской этикой. Но они отнюдь не сухие проповедники, и их картины словно выхвачены из жизни.
Действие “Ребенка” происходит в мрачноватом городке возле Льежа — река стального цвета, индустриальные пейзажи. У молодой пары — Сони и Бруно — рождается сын. Бруно — вор, на которого работает целая команда школьников. Мальчишки вырывают у женщин сумки, воруют фотоаппараты. Бруно сбывает добычу.
К новорожденному Джимми отец не испытывает никаких чувств. Пока Соня стоит в очереди на получение пособия, Бруно продает сына дельцам, размещающим младенцев в бездетные семьи. Но когда Соня, узнав об этом, грохается в обморок, он понимает, что сделал что-то не то.
Авторы фильма хотят нас уверить, что после этого в темном мозгу люмпена начинаются перемены. К финалу Бруно совершает акт самопожертвования, а потом переживает катарсис раскаяния. Поверить в это можно, потому что Бруно являет собой довольно безобидный вариант грешника. Они с Соней не пьют, не принимают наркотики, не дерутся, не проявляют жестокости и даже не ругаются. Они просто сами — как дети. Заглавие фильма вполне можно отнести к Бруно.
Недавно в Москве по телевидению показали пару, продававшую свою дочь — девочку лет трех-четырех. Агенты милиции выдали себя за покупателей, а затем арестовали продавцов. Когда этих людей спросили — а что, если бы их ребенок попал в публичный дом или был бы убит и “пущен на органы”, они проявили равнодушие. Им было все равно, что станет с девочкой.
По сравнению с этой парой герои бельгийского фильма — просто заблудшие агнцы Божии.
* * * *
СЛЕВИН, СЧАСТЛИВЫЙ НОМЕР
Lucky Number Slevin
Идет везде
Режиссер Пол Мак-Гиган
В советские времена кинематографисты на любом собрании причитали по поводу сценарного кризиса. Мол, прямо беда — нет хороших сценариев. Но то, что сейчас происходит со сценарным делом в Голливуде — это уже космическая катастрофа. Одна из причин, наверно, в том, что повыгоняли сценаристов старшего возраста, которые обладали жизненным опытом и что-то читали, и стали делать ставку на малокультурных мальчиков со студенческой скамьи, которые сами взращены на плохих голливудских фильмах. Вот они и пишут таких “Слевинов ”.
Фильм буквально завален трупами. В первые несколько минут только и делают, что кто-то кого-то приканчивает разными способами. Потом, чтобы перевести дух, нам рассказывают скорбную повесть о том, как 20 лет назад один человек, порядочный отец семейства, решил выбиться из бедности путем выигрыша на бегах. Но заезд, на который он поставил, был жульнический. И бандиты стали убирать всех посторонних, которые туда затесались. Беднягу зверски убили, при этом почему-то не пожалели и его жену, и малютку-сына.
Затем мы опять переносимся в наши дни. Молодой человек приехал погостить в пустой нью-йоркской квартире своего приятеля. Его принимают за хозяина квартиры и тащат к двум враждующим гангстерам. Один — Босс — черный, а другой — Раввин — еврей. Раввин убил сына Босса, и теперь Босс хочет, чтобы юноша убил гея, сына Раввина.
Юноша выполняет поручение. Тут же околачивается Брюс Уиллис в образе хладнокровного убийцы-профессионала. Он тоже время от времени кого-нибудь отправляет на тот свет.
Затем нам начинают старательно объяснять, возвращаясь к прошлым эпизодам, что же тут на самом деле происходит. Хотя мы уже давно обо всем догадались. Босса и Раввина, как вы понимаете, ничего хорошего не ожидает.
Все это натужно выдумано, мало правдоподобно и совсем не талантливо.
Смотреть, конечно, можно, если уж совсем некуда податься.
* *
СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ВЫ КУРИТЕ
Thank You For Smoking
Art houses
Режиссер Джейсон Райтман
Это забавная и острая экранизация одноименного романа, сделанная молодым режиссером. В центре — сатирический портрет человека, профессия которого по-американски называется spin — “вкручивание”, а по-нашему — “вешание людям лапши на уши”. Аарон Экхарт хорошо играет Ника Нейлора, представителя табачной индустрии. Этот обаятельный и умный циник выступает по телевидению, проводит беседы в школах и пресс-конференции. Стойко защищая интересы своих хозяев, Ник не теряется ни в какой ситуации и может убедить кого угодно, что торговля сигаретами — вполне достойное дело. Когда заболевает раком легких человек, всю жизнь снимавшийся в рекламе сигарет, именно Ника посылают улаживать эту сложную ситуацию. Когда Ник выдвигает блестящую идею — надо уговорить Голливуд вернуть курение на экран — его отправляют к кино-магнату для уговоров.
От Ника, правда, ушла жена, но зато его маленький сын его обожает и гордится отцом. Все складывается у Ника удачно до тех пор, пока к нему не является хорошенькая журналистка, чтобы взять у него интервью. Играет ее Кэти Холмс, новая жена Тома Круза. С ее появлением вся карьера Ника идет под откос. Но такие люди, как он, в огне не горят и в воде не тонут...
Все это сделано довольно смешно, узнаваемо и изящно.
* * * *
ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 2: БОЛЬШОЕ ТАЯНИЕ
Ice Age 2: the Meltdown
Идет везде
Режиссер Карлос Салдана
Это мультипликационная лента, продолжение “Ледникового периода” 2002 года. Ту картину я не видела, а на этой слегка отдохнула душой. Оказывается, не я одна: фильм делает огромные сборы ($115 миллионов за две недели проката в 4 тысячах кинотеатров).
Здесь, конечно, намекают на опасность глобального потепления, о котором мы слышим со всех сторон, и которое, вероятно, в самом деле влияет на климат. В долине, окруженной гигантскими ледяными стенами, в мире и благополучии проживают самые разные доисторические животные — от оленей и динозавров до черепах и мамонтов. Но вот лед начинает таять. Спасаясь от потопа, звери уходят в другую долину.
Главные герои — три друга: мамонт Мэнни, саблезубый тигр Диего и ленивец Сид. Мамонт грустит, потому что думает, что больше мамонтов на свете не осталось, он последний. Однако, в пути они знакомятся с мамонтихой Элли. Правда, она считает себя опоссумом, а двух хулиганистых опоссумов — своими братишками. Ее приходится долго разубеждать, а потом выручать из беды. В дороге зверей поджидают приключения и опасности. Сюжет обрамлен историей саблезубого бельчонка Скрэта. Он неутомимо старается завладеть неизвестно откуда взявшимся здесь желудем, совершает невообразимые трюки и в конце-концов едва не попадает на небеса — в желудевый рай, но оттуда его выручают друзья. Так что Скрэт, если понадобится, явно готов перепрыгнуть и в третью серию фильма.
Художники и мультипликаторы работают великолепно. Звери очень выразительны, довольно много разговаривают и пытаются острить. Взрослые зрители вполне могут получить удовольствие.
* * * *
УТИНЫЙ СЕЗОН
Duck Season
Art houses
Режиссер Фернандо Эймбке
35-летнему Эймбке, режиссеру-дебютанту из Мексики, повезло. “Утиный сезон” посмотрел другой мексиканский режиссер, Альфонсо Куарон, и фильм ему очень понравился. Куарона хорошо знают в США. Здесь с успехом прошел его фильм “Y Tu Mama Tambien”, после чего он был приглашен поставить “Гарри Поттера и узника Аскабана”, что и выполнил весьма удачно. Именно Куарон добился проката “Утиного сезона” в Америке, за что зрители, по-моему, должны ему быть благодарны.
“Утиный сезон” — скромный черно-белый фильм. Его тональность задана несколькими вступительными кадрами, создающими унылую атмосферу жилого квартала “массовой застройки”. А дальше автор переносит все внимание на действующих лиц и их жизненные проблемы.
Действие происходит в Мехико-сити, в течение одного воскресного дня, в стенах одной квартиры. Здесь два друга-подростка в отсутствие взрослых развлекаются видеоиграми, а потом решают заказать пиццу на дом. Приходит девочка-соседка с просьбой позволить ей испечь пирог — у нее испортилась духовка. Потом появляется разносчик пиццы. Вот и все персонажи.
Сюжет держится на том, что мы постепенно узнаем тайны этих людей. И то, почему на самом деле пришла соседка. И что происходит в семье у 14-летнего хозяина квартиры. Почему разносчик пиццы ушел с предыдущей работы. Что связано с висящей на стене картиной, изображающей уток на озере.
Фильм довольно грустный, очень чистый и человечный. Напомнил мне лучшие картины советских “шестидесятников”. В финальной надписи Эймбке благодарит тех, кто оказал на него влияние: американского режиссера Джима Джармуша и японца Ясудзиро Озу. “Утиный сезон” получил 11 “Ариэлей” (мексиканских “Оскаров”) и куплен 34 странами.
* * * *
НЕ СТУЧИСЬ В МОЮ ДВЕРЬ
Don’t Come Knocking
Art houses
Режиссер Вим Вендерс
Знаменитый немецкий режиссер Вендерс любит Америку и в 1984 году снял здесь хорошую картину “Париж, Техас” (гран-при Каннского фестиваля). Ее сценаристом был актер и драматург Сэм Шепард. Сейчас 60-летний Вендерс снова поставил фильм в США в содружестве с 63-летним Шепардом. На сей раз Шепард написал сценарий “на себя” и сыграл в фильме главную роль.
Картину нельзя назвать удачей. Она хорошо снята и прилично сыграна, но сюжет какой-то натужный, выдуманный. Можно даже сказать — вымученный. Шепард играет знаменитого киноактера, звезду вестернов Хауарда Спенса. Он человек беспутный, драчун и пьяница. Внезапно ему открывается, что его жизнь не имеет смысла. Безответственно бросив съемки очередного фильма, Спенс пускается в путь, чтобы обрести этот смысл. Он навещает свою мать, а потом едет в Монтану, где у него когда-то был роман с официанткой Дорин. Ее играет Джессика Лэйндж (в жизни они с Шепардом уже больше 20 лет вместе, и у них двое детей). Выясняется, что Дорин вырастила сына Спенса, который поет в ресторане и новоявленного отца знать не хочет. Тут же появляется милая девушка по имени Скай (Небо). Она носит с собой урну с прахом матери. Оказывается, она тоже дочь Спенса. Хотя и Дорин, и дети не в восторге от Спенса, дело явно идет к тому, что все они соединятся в счастливую семью. Эта стилизованная “американа” не пробудила во мне ровно никаких чувств, и, по-моему, на нее не стоит тратить время.
* * *
- * * * * * - замечательный фильм
- * * * * - хороший фильм
- * * * - так себе
- * * - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий