Я не моделирую одежду. Я создаю мечты.
(Ральф Лорен)
Весна - одно из самых романтических времен года. Иногда она бывает серой, дождливой, но, несмотря на это, мы с нетерпением ждем ее прихода после холодной и суровой зимы. Потому что весна ассоциируется с прекрасным - с пробуждением природы, ласковым солнышком, романтическими прогулками, улыбками, любовью, цветами и, конечно же, с очаровательными, красиво одетыми женщинами. Хочется нарядиться модно и к лицу, что в той или иной степени значимо для каждой женщины. Тем более, что речь идет о весне, периоде надежд и обновления, когда особенно хочется выглядеть красивой. А пока подбираются новые весенние образы, самое время поговорить о моде. В этот раз - о мировой высокой моде и влиянии на нее русской аристократии. Согласитесь, в бывшей имперской столице это вполне уместно.
Русская революция изменила судьбы многих, прошлась "асфальтовым катком" по жизням. В результате революционных событий в России в начале прошлого века многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Рафинированные аристократки, баронессы, книягини, графини оказались без средств существания за пределами России. Спасибо, что живые.
Чтобы выжить, русские эмигранты пытались за что-то зацепиться в другой жизни. В том числе, и в мире высокой моды, в первую очередь - французской. Они с детства одевались в лучших модных домах Европы, понятие «вкус» было для них почти врожденным. На дому или в гостиницах, где жили русские дамы, вручную изготавливались детали интерьеров — абажуры, подушки, салфетки, драпировки. Княгини и графини расписывали шали и шарфы, расшивали бисером платья, сумочки и кошельки, делали зонты, бижутерию, кукол. Русские дворянки и аристократки, с прекрасным вкусом и чувством красоты предлагали изысканную ручную работу. Через унижения, за плату, заведомо несправедливую, они отвоевывали свое место под солнцем, под солнцем французского мира моды. Франция, столица моды, оказалась наполнена женщинами, разбиравшимися в прекрасном, получившими отличное образование, наделенными безупречными манерами.
Это они — модельеры, закройщицы, манекенщицы, вышивальщицы, портнихи, кружевницы, золотошвейки, шляпницы, художники по тканям, по большей части безвестные, на два десятилетия стали определять мировую моду. Они пытались хотя бы иллюзорно воссоздать прежний мир, мир изящного, где они чувствовали себя своими. Так и становились княгини и баронессы хозяйками модных домов, моделями. Или хотя бы вышивальщицами и швеями - многих из них это спасло от голодной смерти, искусство рукоделия оказалось востребовано на рынке.
После войны Европе захотелось чего-то изысканного, свежего. Да и не только Европе. Сюда стало приезжать все больше богатых американцев, готовых тратить деньги, в том числе и на модные изделия. Благодаря русским эмигрантам мир охватила эпидемия стиля «а-ля рюс». Пьер де Тревьер писал: «В Париже есть не только русские рестораны… У нас есть теперь все эти русские материи и украшения, созданные с редким искусством, с их притягательным многоцветьем, кустарями! Я горячо верю, что наша мода попадет под влияние этих наивных, но опытных художников.
Не сомневайтесь, туники парижанок скоро озарятся славянским духом или русским настроением!» Дворяне, создавая сеть сбыта готовой продукции, объединялись в артели, поставлявшие товары не только в магазины, торгующие ручной работой, но и в знаменитые французские Дома моды. Обладающие большей деловой хваткой стали основателями собственных домов мод. В Париже открылось более двадцати русских модных домов. Например, вышивальный дом «Китмир» Великой княгини Марии Романовой или «Русский дом мод» графини Орловой-Давыдовой. Когда нужно было сшить роскошное платье для посещения театра, великосветского салона или приема, обращались именно в «Русский дом мод».
Графиня следила, чтобы у каждого наряда была интересная деталь, будь то жемчужный отлив лифа или воздушные предплечья, пелерина или спускающийся складками подол. Большой успех имел модный дом ITEB. Хозяйку его, Бетти Буззард, в России знали под другим именем - как баронессу Елизавету Гойнинген-Гюне, фрейлину императрицы Александры Федоровны, девушку из древнего прибалтийского баронского рода, вышедшую замуж за барона Николая Врангеля. А во Франции баронессе, фрейлине императрицы, пришлось стать мадам Итеб - имя Бети, написанное наоборот.
И, конечно, нельзя пройти мимо модного Дома «IrFe» («Ирфе») князей Ирины и Феликса Юсуповых. Да, да, это те самые Юсуповы. Ирина, внучка императора Александра III, и Феликс, потомок древнего рода, одного из самых богатых в России, участвовавший в убийстве Григория Распутина, поговаривали, что дело было не только в политике, но и в отстаивании чести красавицы-жены, всемогущий сластолюбивый старец домогался Ирины. До свадьбы Феликс считался гулякой и распутником, но знакомство с Ириной и женитьба изменили его - так, по крайней мере, говорят и пишут.
Их свадьба состоялась в 1914 году. В этот торжественный день Великая княжна Ирина Романова облачилась в роскошный подвенечный наряд, голову ее венчала хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века – та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. После революции какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 году эмигрировали во Францию. Юсуповым пришлось навсегда распрощаться с 5 дворцами, 14 доходными домами, 30 усадьбами, 3 заводами и рудниками, не так давно принадлежавшими им и оставшимися в большевистской России.
По началу супруги Юсуповы распродавали драгоценности, которые удалось вывезти с собой, но не забывали думать и о создании других источниках дохода. У Ирины был безупречный вкус, любовь к искусству, аристократизм — все это ей передалось от предков. Она любила красивые и дорогие вещи, разбиралась в них и , конечно, не могла не интересоваться модой. Феликс же обладал неуемной фантазией. Все это стало залогом успеха их общего дела. Княжеская чета решила открыть собственный Дом моды. Ради осуществления планов Феликс Юсупов продал фамильную драгоценность - алмаз «Полярная звезда». В 1924 году модный Дом, названный по первым двум буквам имен супругов - «Ирфе» открылся. Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов.
Изящная, аристократичная княгиня Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и лично демонстрировала модели Дома моды «IrFe», что, несомненно, привлекало еще большей внимание потенциальной клиентуры. Хрупкая, эфемерная Ирина околдовывала своей внешностью, демонстрируя наряды, а заодно и создавая стилизованное лицо "юсуповского" модного Дома: образ аристократичной, стройной, тонкокостной девушки-женщины без возраста с бледно-мраморной кожей и короткой стрижкой. Надо ли говорить, что после выхода Ирины на подиум дамам не терпелось приобрести «ее» платья!? В двадцатые годы прошлого века князья Юсуповы стали законодателями моды во Франции и за ее пределами. Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим успехом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне. Княжеская пара расширяла свое дело, открыла филиалы в Нормандии, в Лондоне и Берлине.
Феликс занялся и другими видами предпринимательства, совместно с бароном Эдмоном де Зюиланом открыл магазин, торговавший "юсуповским" фарфором, участвовал в оформлении нескольких парижских ресторанов, в 1926 году совместно с супругой стал выпускать новую парфюмерную линию «Ирфе».
В модных журналах так писали о моделях Ирины и Феликса: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это ателье в ранг больших домов моды». Слава о модном Доме Юсуповых перелетела океан. Не только европейских, но и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора и легендарного убийцы Распутина, многие приходили в «Ирфе» и с целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».
Увы, Великая депрессия положила конец успешному бизнесу Юсуповых. Они потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Как следствие экономического кризиса, роскошный аристократический стиль «Ирфе» стал многим не по карману, в моду начали входили более бюджетные, простые универсальные наряды. Например, такие, как от «Шанель». Мадмуазель тогда удалось "поймать волну". Юсуповым же не хватило деловой хватки. В 1931 году ими было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. Ныне платья русского модного Дома IRFE можно увидеть в музее Метрополитен Нью-Йорка и в частной французской коллекции.
Ну а теперь речь пойдет еще об одной Ирине, Ирине Голицыной. Отчасти благодаря ей вы и читаете эти строки. И вот почему. В первых числах марта в питерской Книжной лавке писателей проводилась лекция о княгине Голицыной. По крайней мере, так было сказано в распространяемой рекламной афише. Мне лично послушать лекцию не довелось, хотя бы потому что это был рабочий день. Зато возникла идея написать о вкладе русской аристократии в мир высокой моды.
Итак, княгиня Ирина Голицына. История жизни этой наследницы русских аристократов легко могла бы стать основой сюжета голливудского фильма. Она принадлежала к одному из древнейших русских родов – первые упоминания о Голицыных относятся к XIII веку. Родилась Ирина уже после гибели империи в 1918 году. Голицыным удалось попасть в Италию и там на какое-то время осесть.
Ирина училась в Римском университете, изучала языки в Кембридже и Сорбонне. В планах ее было стать дипломатом, заниматься политикой. Ну да как сказал один из русских исполнителей роли того самого князя Феликса Юсупова Василий Туркин: "Расскажи богу о своих планах и насмеши его". В годы учебы Голицына увлеклась искусством, а заодно и модой. Однажды Ирине или Ирен, как называли ее в Европе, не в чем было пойти на прием, и она сама сшила себе платье.
Все были в таком восторге от ее наряда, что его создательница решила продолжать придумывать одежду. Вот так и получилось, что несостоявшийся дипломат стала известным дизайнером. Ирина-Ирен познакомилась с португальским аристократом Сильвио Медичи де Менецесом, который вскоре стал ее мужем, а также вдохновителем и бизнес-партнером – вместе они открыли собственное ателье.
Это пришлось на время, когда подвергались переосмыслению и искусство, и мода. Ирине, в отличии от четы Юсуповых, удалось «поймать волну». В одной из своих первых коллекций Ирен предложила дамам облачиться в пижамы, создав так называемую «пижаму-палаццо» - нарядный ансамбль из блузки и узких брюк, сшитых из одной ткани и с одинаковой отделкой. Собственно, к этому времени брюки уже не были табу для женщин, но осмеливались в них щеголять лишь самые эпатажные знаменитости и некоторые смелые особы, освоившие традиционно «мужские» профессии. Ирина же научила представительниц "слабого" пола всего мира носить брюки с настоящим итальянским шиком.
Модные пижамы от Голицыной стали бешено популярны, они появлялись и в знаменитых голливудских фильмах, и на телевидении. Ирина использовала в своей работе и известное в шестидесятые движение хиппи, создавая просторные многоцветные, кислотных оттенков, платья. Потомок старинного аристократического рода взяла на себя смелость открывать дефиле показом открытых купальных костюмов, кроила странные халаты и головные уборы.
Ныне легендарные пижамы от Голицыной заняли свое место в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, музее Виктории и Альберта в Лондоне и Музее костюма в Санкт-Петербурге. Княгиня прожила долгую жизнь, успела перешагнуть в новое столетие, скончалась она в 2006 году.
И напоследок, дорогие читатели и, в первую очередь, читательницы, напомню, что "Мода - это не о лейблах. И не о брендах. Это о чем-то еще, что происходит внутри нас" - эти слова принадлежат Ральфу Лорену. На примере судеб русских аристократок, жизни которых резко изменила история, хорошо видно, что мода не просто делает женщин красивыми, она дает им уверенность в себе.
Добавить комментарий