В 2002 году решением международного фонда «AnimalWelfare» 8 августа был объявлен Всемирным днем кошек. Естественно, что наши пушистые любимцы, которым приписывают аж девять жизней, не ограничатся только одним днем в году. Есть еще 1 марта – день кошек в России, который считается также международным днем кошек. В разных странах существует еще и своя дата чествования пушистых друзей, например, в Польше – 17 февраля, в Японии – 22 февраля, в США – 29 октября.
Мне бы хотелось добавить немного русского духа всемирному чествованию котиков. А поможет мне в этом гордость русской литературы – А. С. Пушкин. Недаром Александра Сергеевича считают живым средоточием русского духа, его путей, его сил и т.д. Хочу поговорить о наших пушистых друзьях в его творчестве. Сам великий русский поэт не был ярым кошатником, однако относился к этим пушистикам не равнодушно, часто использовал образ кошки в своих сказках, стихах, поэмах. А между одним представителем кошачьих и поэтом, судя по дошедшим сквозь столетия слухам, кипели нешуточные страсти. Некоторые пушкинские дамы могут позавидовать тем ярким эмоциям, которые вызвал хвостатый-усатый пушистик у Александра Сергеевича. Поговаривают, что он и вдохновил поэта на создание самого знаменитого «кошачьего» пушкинского персонажа– «кота учёного» из Пролога к поэме «Руслан и Людмила», который стал более известен и любим, чем главные герои этого произведения.
Конечно, при сотворении данного героя определенную роль сыграл и языческий кот Баюн - представитель славянской мифологии. Этот кот - верный спутник бога Велеса, обладатель волшебного голоса, слышимого за семь верст. Кот-колдун заговаривал и усыплял путников, а тех из них, кто пришелся ему не по нраву, Баюн безжалостно убивал. Под настроение был не прочь закусить и богатырями, приманив их волшебным голосом. Тот же, кто смог добиться доброго расположения божественного кота, находил спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна обладали целительной силой. Образ этого сладкоголосого мохнатого колдуна нашел свое отражение в русских сказках, некоторые из которых могла рассказывать маленькому Сашеньке небезызвестная Арина Родионовна. Но роль нянюшки в создание образа знаменитого кота из Лукоморья этим не ограничилась. Напомню:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.
Попробуем разобраться, за что же сказочного героя Александр Сергеевич волею своего гения принудил ходить по цепи. Даже не сидеть на цепи - что уже было бы унизительно по отношению к свободолюбивому животному. Золото, конечно, благородный металл, но металл. Постоянный контакт жестких металлических звеньев и нежных розовых кожаных подушечек кошачьих лапок мучителен*. И это - круглосуточно на протяжении веков. Интересно, почему же Пушкин так жестоко поступил с волшебным котом? Есть мнение, что тому поспособствовал нянюшкин любимец Семен. Взаимоотношения с этим котом у Александра Сергеевича, судя по дошедшим источникам, складывались не простые, яркие. Уж что там предпринимал гордость русской литературы, то неведомо. Но Семен в долгу не оставался. Тот еще был кадр. О чем свидетельствует, к примеру, выдержка из письма Пушкина Соболевскому: «Безалаберный! Вчера, направляясь к Вульфам, навестил нянюшку мою, Арину Родионовну. Известный тебе подлец Семен так обработал мои туфли, что все гости принюхивались, но, к счастию, так и не догадалась об источнике сильнейшего амбре". Доставалось и приятелям поэта. Вот что написал Дельвиг в своем дневнике: «Заехал к Пушкину в Михайловское, нашел его у Арины Родионовны. Мерзкий кот в который раз оросил мою туфлю зловонной жидкостью».
Семена-то Пушкин и посадил на цепь, с одной стороны, увековечив, с другой - отомстив за то, что кот писал в поэтовы туфли. Опять же, лишил радости полакомиться богатырями, коль будет у "Семена" - колдуна такое настроение. Сурово обошелся Александр Сергеевич с котейкой.
Кстати, в черновике «Руслана и Людмилы» у Пушкина имеется толстый кот, изображенный со спины. Может, это портрет того самого вдохновителя Семена?
Кошачий мир в произведениях Пушкина этим котом не ограничивается. Хотя остальные пушкинские мурзики не столь ярки и известны, но интересны и индивидуальны. Как реальные, так и мистические. Уж коль начали разговор со знаменитого кота-колдуна, напомним читателям о некоторых волшебных, мистических его собратьях.
Начнем со знаменитого романа "Евгений Онегин". Да-да, и в нем не обошлось без представителей семейства кошачьих и их связей с миром мистики. К примеру, здесь поэт обратился к кошкам, с которыми связаны народные поверья:
"Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости".
Продолжим наш путь по страницам произведений Александра Сергеевича в компании волшебных кошек. В неоконченной пушкинской поэме «Тазит» чеченец Гасуб проклинает своего сына Тазита, не отомстившего за убийство брата:
"Будь проклят мной! Поди – чтоб слуха
Никто о робком не имел,
Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
Чтоб мёртвый брат тебе на плечи
Окровавленной кошкой сел
И к бездне гнал тебя нещадно…"
Аж дух захватывает! Мертвый, чтоб свершить праведную месть, обращается в кошку.
Прослеживается мистическая связь кошки с миром мёртвых и в стихотворении Пушкина «Тень Фонвизина»:
«Так ты здесь в виде привиденья?.. —
Сказал Державин, — очень рад;
Прими мои благословенья…
Брысь, кошка!.. сядь, усопший брат…»
В литературных произведениях Александра Сергеевича упоминается немало и реальных кошек.
В «Домике в Коломне», например, жил домашний кот, который, однако, особым вниманием хозяев не мог похвастаться. И после смерти кухарки Феклуши
"Об ней жалели в доме, всех же боле
Кот Васька…"
В лицейском стихотворении «Послание к Галичу» дремлющий в комнате кот оживляет действие:
"Уж тёмна ночь объемлет
Брега спокойных вод;
Мурлыча, в келье дремлет
Спесивый старый кот".
В стихотворении «Будрыс и его сыновья» поэт, который был неравнодушен к прекрасному полу, хорошенькую молодую полячку сравнивает не с кем-нибудь, а с игривым котёнком:
Нет на свете царицы краше польской девицы.
Весела – что котёнок у печки –
И, как роза, румяна, а бела, что сметана;
Очи светятся, будто две свечки!
Александр Сергеевич прибегал к помощи пушистиков и в своих экспромтах, порой довольно едких. К примеру, супругу обер-прокурора Пушкин "порадовал" такими строками:
"Кот-Васька плут, кот-Васька вор,
Ну, словно обер-прокурор".
Запечатлены котейки были и на многих рисунках Пушкина, черновиком "Руслана и Людмилы" дело не ограничилось. Чаще всего поэт изображал дородных котов, сидящих спиной к зрителю, с «ушками на макушке» и извивающимся хвостом, выдающим ожидание или заинтересованность чем-то вне поля рисунка. Такой кот нарисован, к примеру, и в черновике незаконченного письма тёще Наталье Ивановне Гончаровой. Альбом Елизаветы Николаевны Ушаковой, в замужестве Киселёвой, Александр Сергеевич заселил целым выводком толстых рисованых котов.
А на карикатуре, сделанной в Кишинёве, поэтом изображен сидящий на окне невозмутимый кот, который равнодушно, с оттенком презрения, отвернулся от хозяина, отказавшегося от дуэли, и наблюдал за происходящим на улице.
Современные деятели искусства не обошли стороной взаимоотношения гордости русской литературы с котами. Запечатлен наш великий поэт в компании усатых-полосатых и на изображениях питерского бренда под название "Петербургские коты". Это серия рисунков, в первую очередь, - художника Владимира Румянцева, который пишет в основном акварелью, стала настоящим символом Северной столицы. Одна из популярных тем - Питерский кот в компании Александра Сергеевича. Что символично. По всей нашей стране очень многие жуть как любят кошек, умиляются повадкам, гармонией пластики, выражениям мордашек и глаз. И в каждом, даже самом маленьком городе множество поклонников творчества нашего великого поэта, отдавших сердца его героям, восторгающихся гармонией пушкинского слога. А котики, как и строки Александра Сергеевича, играя на чувствах, которые они вызвали, незаметно и безжалостно похищают сердца. Навсегда.
---------
* Это место можно объяснить по другому: «Ходит по цепи» то есть ходит по траектории цепи. И на иллюстрациях к сказке можно увидеть такое толкование (прим. редактора).
Комментарии
Кошачья тема в творчестве А.С
Кошачья тема в творчестве А.С. Пушкина. Чудесно. Без сомнения, русский дух привнесён. Хороши коты у Александра Сергеевича! Разноплановы и образны. По поводу "полячки" и "польки" до сих пор ведутся дебаты. Но для самих поляков "полька" не несёт обидной коннотации, которую они усматривают в "полячке".
Без кота и у А.С. жизнь не та
Спасибо за комментарий.
Добавить комментарий