Этим "карантинным" летом, 15 августа, исполнилось ровно тридцать лет, как не стало легенды отечественного рока Виктора Цоя, погибшего в автомобильной катастрофе. Цоя ныне нет, но он и его неповторимая музыка продолжают жить. Он писал музыку и стихи о чувствах, о том настоящем, что знакомо каждому. "Звезда по имени солнце" не звал никого на баррикады, но управлять и командовать собой не позволял. Цою здорово удалось передать в своем творчестве настроение ожидание перемен. Он умел, используя простые слова и незамысловатую музыку, зацепить слушателей. Наверное, искренность и простота, которые автор вложил в свои произведения, заставляли их западать в душу. Кроме Цоя, известного рок-исполнителя конца восьмидесятых, особое место занимает и творчество Сергея Курехина, одного из самых необыкновенных музыкантов и композиторов нашего времени, которого можно смело назвать основоположником русской техно-музыки.
Несколько слов о том, что такое техно-музыка. Это жанр электронной музыки, зародившийся в Германии и впоследствии подхваченный американцами. Он характеризуется искусственностью звука за счёт активного использования сэмплирования ("оцифровывания" музыкального фрагмента), акцентом на механических ритмах, неоднократным повторением структурных элементов музыкального произведения. И если в США техно-музыка была только андеграундным явлением, то в Великобритании она вырвалась на основную музыкальную арену страны конца 1980-х.
Ну а в Западной Европе ныне это объект изучения в университетах. Так, в 2014 года в Берлинском университете искусств началась серия лекций и конференций под общим названием «Techno studies". В настоящее время интересные возможности развития данного музыкального направления предоставляют современные компьютерные программы обработки звука. К слову, сэмплирование - это не просто технический процесс использования отдельных фрагментов аудио, но и целая стилевая особенность, позволяющая в значительной степени расширить возможности создания музыки, так как в качестве инструмента вы можете использовать практически любой записанный вами звук. Для каждой ноты создается несколько вариантов звучания, которые могут сохраняться в памяти процессора.
Но вернемся к одному из наиболее ярких и необычных представителей отечественной музыкальной культуры конца двадцатого века. Для Сергея Курехина как для композитора фильмов дебютной стала картина "Господин Оформитель". Он впервые писал музыку для кино, и это удалось ему блестяще. В значительной степени благодаря его музыке картина вызывает такой интерес, притягивает и современного зрителя, избалованного мультимедийными звуковыми и видео-эффектами.
Полувосточная, полузападная техно-фантазия, созданная композитором для "Господина Оформителя", такая же эклектически блестящая, как петербургский модерн. Звуковое отражение стирания грани между восковой куклой и умирающей девушкой, красивой смерти под колесами авто на Островах, изысканного падения и струйки крови на виске, застывающей в декоративном орнаменте, присущем эпохе. Мистические ноты, потрясающая финальная оперная ария, мелодии, которые смогли передать декаданское настроение творческой интеллигенции начала двадцатого века, времени действия картины. Волей-неволей проводится параллель между началом и окончанием прошлого века. Между исключительно своеобразным, ярким и плодотворным периодом русской культуры начала двадцатого века, названным «Серебряным веком», увы, грубо оборванным русской революцией, и не менее интересным, ярким, необычным периодом отечественной, в первую очередь, - музыкальной культуры, к сожалению, оборвавшимся в "лихие девяностые", когда речь встала об элементарном физическом выживании.
Юбилейный день смерти Цоя ценители его творчества, а также последователи питерской музыкальной культуры, которая стартовала в конце восьмидесятых, не преминули отметить, несмотря на "карантинные" ограничения. Отдали дань памяти "Звезде по имени солнце" так, как считали правильным. Так техно-клуб, ночной клуб "BarakObamaBar", по инициативе Kirill Bagus, приурочил свое 10-летие к этой дате. Два юбилея в один день, точнее - ночь, проводимые в пространстве "Zalive", что на Васильевском острове. Замечательный повод увидеться после жестких "карантинных" ограничений. Клуб этот в свое время вырастил достойную грядку диджеев, имеет большое количество отзывчивых посетителей. Как вы уже догадались, там была и я. Как там оказалась?
Отчасти благодаря современным компьютерным технологиям, отчасти благодаря замечательной девушке Ирине Васильевой. В обычное время деятельность Ирины частично была связана со сценическим представлением на публику (подиумные демонстрации, театральные площадки). Во время введенных ограничений и возникших трудностей незаурядные деятельные люди, к которым смело могу отнести и эту девушку, начинают пробовать себя в других направления, в которых можно себя реализовать в создавшихся условиях. Ирина заинтересовалась техно-музыкой и решила попробовать себя в амплуа диджея. В связи с этим мы с ней и заговорили об использовании компьютерных программ обработки звука типа Tractor, Ableton и т.д. Пожалуй, благодаря этому я и стала одной из посетительниц клубов Warrp и BarakObama.
Обычно при упоминании ночных клубов неосведомленные люди сразу представляют что-то типа дорогого закрытого ночного мужского клуба с "золотыми" девочками для соответствующего платежеспособного и не обремененного моралью контингента с дурными наклонностями. Такой стереотип. Ну, как блондинка - значит, глупая, профессор - весь в науке, не от мира сего, и т.д. На самом деле, это далеко не так. Все зависит от коллектива-контингента, организатора-руководителя, ну и от тебя лично. Как говорится, "не место красит человека, а человек - место". В этом плане мне нравится разрушающая стереотипы американская комедия "Блондинка в законе", где гламурная красавица-блондинка на деле оказалась доброй, порядочной и деятельной умницей, а влиятельный профессор - старым развратным "козлом", который чуть не сгубил ее карьеру.
Так и эти клубы - активные площадки, где собираются истинные ценители музыки techno, кроме того это место проведения культурных мероприятий, мастер-классов, выставок, лекций, афтепати городских событий, презентаций, пресс-конференций и public talk с интересными людьми. Как вы понимаете, при проведении музыкальных мероприятий играет роль и помещения, в котором они проводятся.
Это и акустика, и создаваемая атмосфера, и соответствующее пространство. Для ночных клубов имеет важность расположение и толщина стен, чтобы не мешать окружающим. Для таких целей как нельзя лучше подходят помещения нефункционирующих церквей и строений промзоны. Интересный эффект дают здания соборов. Архитектура, атмосфера придают некий мистический оттенок проводимому мероприятию. Акустика же там просто потрясающая, по себе знаю, какое-то время читала лекции в помещении бывшей домовой церкви, микрофон не нужен, голос повышать не требуется, звук фантастический.
Такие помещения по достоинству оценили посетители и владельцы ночных клубов во всем мире. Так, в Амстердаме в здании церкви был открыт ночной клуб Paradiso, который стал использоваться творческой молодежью Амстердама. Размещенный практически в центре города, он предлагает лучшие концерты и воодушевленную музыкой атмосферу. О том, что это переделанная церковь, напоминают лишь витражи и архитектура, но внешне немного пугающее здание сменяется яркой внутренней обстановкой. Здесь выступали многие известные исполнители, такие как Amy Winehouse, Sex Pistols и Rolling Stones, а также праздновали свои дебюты участники многих местных проектов. В Денвере как помещение для клуба используется здание бывшего храма. Известный же модельер Роберто Кавалли открыл собственный клуб в старинном соборе XIII века в Милане.
В Санкт-Петербурге обратили внимание, прежде всего, на пустующие промышленные здания так называемых промзон. Все чаще появляются клубы, различные арт-пространства в зданиях бывших заводов и фабрик - их отличают большие территории, позволяющие организовывать крупные творческие мероприятия, толстые стены, наличие коммуникационных линий, а также некая изолированность от жилых домов, что позволяет более свободно работать со звуком. Арт-пространство Zalive, клуб BarakObama находится в одном из таких помещений, что располагается в Гавани Васильевского Острова. Немаловажное достоинство - это близость культурного центра нашей Северной столицы.
А изюминкой является обширная открытая площадка, выходящая на устье Невы и Финский залив. Вид отсюда открывается восхитительный. В клубе организаторы считают, что их музыка должна быть доступна, а отдых на этой площадке - безопасным и запоминающимся. Здесь потрудились над подходящим интерьером с учетом расположения, установили технологичные аудио- и видеосистемы, которые обеспечивают качественный звук и профессиональный свет. Пространство имеет два уровня, обширную террасу, что позволяет проводить мероприятия на открытом воздухе, то бишь соблюсти юридические формальности, связанные с карантинными ограничениями, а также любоваться неповторимыми естественными интерьерами водного пространства залива и впадающей в него Невы.
Подобный антураж искусственно и не создать, можно только достойно дополнить то, что предоставила в наше распоряжение матушка-природа. Я приехала уже ближе к 12 ночи. Вежливые охранники весьма профессионально и вместе с тем деликатно проверили мою сумку (к слову о безопасности), я обратила внимание впоследствии, что служба безопасности незаметно контролировала соблюдение порядка на протяжение всего вечера, то бишь ночи и утра. Собственно, в этом необходимости и не было, собрались единомышленники, постоянные посетители клуба, истинные ценители музыки techno.
Поднимаюсь по металлической лестнице, вхожу в обширное, красиво подсвеченное помещение, выхожу на террасу. Народу уже много, узнаю далеко не всех, множество незнакомых лиц, но как-то не чувствуется отчужденность. Ирина, появившаяся позже, девушка достаточно строгая, нашла меня на танцполе (а как иначе? техно-музыка, - в первую очередь, танцевальная) в компании незнакомых ей людей.
- Это кто?
- Люди. Это Катя, это Ваня, это Степа…
- Это твои друзья-знакомые?
-Неа..
Общаться здесь на самом деле очень просто. Люди собираются. Улыбки, приветствия. Диджеи трудятся за пультом.
Диджей здесь, пожалуй, центр всего. От него зависит правильная подборка треков, умение держать энергетику выступления. С этим здесь все хорошо. Техно-музыка, музыка Сергея Курехина, существует уже около тридцати лет, ее время жизни по сути совпадает с юбилеем гибели "Звезды по имени солнце". За это время этот жанр проделал огромный путь от наивной веры в светлое будущее до отражения в полномасштабных энциклопедиях.
В настоящее время techno стало уже безупречно подготовленным продуктом. Но порой в нем отсутствует та изюминка, что оставалась в старой структуре. В «Бараке» техно-музыкантам удалось избежать монотонного, роботизированного, откровенно синтетического ритма. Они смогли смешать технологии и эмоции между собой. Музыка звучала весьма атмосферно, казалось, что она и про будущее, и про фантастику. Диджеи постарались и в честь юбилея техно-клуба и памяти "Звезды по имени солнце" привнесли в эту ночь в темный мир техно-музыки романтизм и эмоции.
Особую остроту этому придала встреча рассвета на заливе и Неве. В творимых в «Бараке» музыкальных декорациях встречать рассвет особенно приятно. Начинают меркнуть электрические огни на противоположном берегу, на арках моста, их место занимают первые лучи августовского солнца, которые постепенно золотят меркнущую темноту неба. Красота неописуемая, редкая в кипучем центре Северной столицы.
К слову, сама ночная атмосфера в ожидании рассвета в соответствующем музыкальном обрамлении техно-фантазии, достойно выполненной последователями Курехина, символична в этот неформальный праздник. Мы тоже ждем перемен, перемен к лучшему, и очень хотим в них верить.
Вот так отметили тридцатилетие со дня гибели Цоя, тридцать лет жизни отечественного techno, а заодно и свой десятилетний юбилей в техно-клубе BarakObama.
Комментарии
Напомню об Ирине Васильевой
www.chayka.org/node/9593
Добавить комментарий