Нет ничего удивительного в том, что мир прошёл мимо трагического положения дунган в Казахстане. Мало кто вообще знает о существовании этого народа, обитающего в Казахстане (72 тысячи), в Кыргызстане (74 тысячи), в Таджикистане (6 тысяч), в Узбекистане (около 2 тысяч), в России (более полутора тысяч), в Китае (10 миллионов). Немногочисленные общины дунган существуют в Таиланде и в Малайзии.
Родной язык дунган - древнеханьский диалект китайского языка. В странах рассеяния дунгане – национальное меньшинство. 7 февраля 2020 года в Казахстане местные националисты при попустительстве властей устроили погром в дунганских сёлах. Убивали людей, жгли дома, магазины, мастерские, разбивали автомобили. Эти события вошли в историю дунганского народа как Кордайский погром.
Ненависть к дунганам носит национальный, этнический, а не религиозный характер, ибо дунгане, как и казахи, мусульмане-сунниты. Казахские националисты считают дунган, перешедших в Казахстан из Китая 150 лет назад, чужаками, которые не оценили по достоинству гостеприимство хозяев. Такое отношение косвенно поддерживают власти страны, которые не намерены компенсировать понесённый дунганами материальный ущерб от погромов.
Более того, местные власти препятствуют аренде дунганами сельскохозяйственных угодий. А казахские дунгане - в основном, земледельцы, и без возделывание земли они обречены на голод и крайнюю нужду. Хорошо, если есть родственники, помогающие из-за границы. Дунган арестовывают по сомнительным обвинениям, пытают во время допросов. За нападения на дунган местные органы правопорядка не наказывают.
Суды жалобы дунган, как правило, игнорируют. В общем, дунган выдавливают из Казахстана. Моральную поддержку пострадавшим оказывают казахские правозащитники и дунганские активисты. Есть надежда на финансовую помощь от недавно созданного благотворительного фонда «Щивон». Фонд открыт для приёма пожертвований. Но проблема в том, что фактически фонд контролируется районным казахским руководством.
Во время погромов погибли 10 дунган и 1 казах – это по официальным данным, побои и увечья зафиксированы врачами у 141 человека, разграблено и затем сожжено 39 частных домов, 20 магазинов, 47 автомобилей. Угнан скот. 24 тысячи дунган бежали из своих сёл в соседний Кыргызстан, где их приютили кыргызские дунгане. Материальный ущерб дунган оценивается ими примерно в 4,5 миллиона долларов, что для сельских жителей Южного Казахстана огромная сумма.
Президент Казахстана Токаев отрицает сам факт погромов. Он охарактеризовал конфликт как «групповую драку из хулиганских побуждений». Власти действуют по обычному сценарию диктатур: отключают в дунганских сёлах Интернет и мобильную связь, блокируют мессенджеры. Ассоциация дунган Казахстана считает, что погромы были организованы и заранее спланированы и проводились при поддержке местной полиции.
Дунгане, остающиеся в Казахстане, живут в страхе. Они подвергаются травле и рассчитывать могут лишь на самих себя, хотя являются такими же гражданами страны, как другие меньшинства и как государствообразующая нация – казахи.
В мае пострадавшие дунгане направили властям Казахстана коллективное письмо, а копию отправили казахстанским и международным правозащитным организациям и средствам массовой информации.
В письме рассказывалось о запугиваниях, незаконных обысках, задержаниях и пытках, которым подвергаются дунгане в Казахстане, о том, что пострадавшим отказано в компенсации за уничтоженное погромщиками имущество, за смерть близких, за увечья, повлекшие в ряде случаев потерю трудоспособности. Этот крик отчаяния дунган оказался, по сути, гласом вопиющего в пустыне.
Казахстанские власти не занялись серьёзным и объективным расследованием трагедии, не осудили погромщиков, не выделили полноценную помощь пострадавшим, не допустили в зону конфликта представителей международных организаций для сбора данных и свидетельских показаний. В свою очередь, международные организации не оказали должного давления на Алматы и в общем промолчали. Дунгане остались одни и должны теперь рассчитывать только на самих себя. Бездействие властей свидетельствует если не о прямой, то о косвенной поддержке казахских националистов. Это грозит взрывоопасной ситуацией для такой многонациональной страны, как Казахстан.
Межэтнические конфликты стали довольно типичными для Казахстана. Были нападения казахов на чеченскую общину в пригородах Алматы, трёхдневному погрому подверглось село курдов, громили дома таджиков, изгоняли армян из Караганды. Ксенофобия, шовинизм, подстрекательство к погромам, откровенная ложь о меньшинствах в средствах массовой информации, контролируемых властями, – нормы нынешней жизни в Казахстане.
Вот вам и мусульманское братство! Вот вам и дружба народов, которой хвастался Назарбаев.
Геноцид евреев в нацистской Германии начинался с разгромов еврейских домов и магазинов. Готовившийся Сталиным геноцид советских евреев начинался с погромов в Российской империи. Чтобы не допустить очередного геноцида, власти страны должны жёстко пресекать погромы в самом начале, подвергать судебным преследованиям зачинщиков, обеспечивать защиту меньшинствам. Без этого страна не может считаться цивилизованным государством. И общество, если молчит, не может считататься высоконравственным.
Здесь уместно вспомнить слова поэта Александра Галича:
«Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем – доходней молчание,
Потому что молчание – золото!
Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в – палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!..
PS. Цель этой статьи – обратить внимание международной общественности и международных правозащитных организаций на трагическое положение дунганского народа в Казахстане, вызвать сочувствие к пострадавшим от погромов и желание оказать им помощь - моральную, правозащитную, финансовую.
Пожертвования, которые списываются с налога, можно отправлять на имя некоммерческой, благотворительной организации Dungan Cultural Association of America по адресу 1666 West 3rd Street, Brooklyn, NY 11223. Президент Ассоциации, официально зарегистрированной в штате Нью-Йорк, Дамиржан Азимов (Damirzhan Azimov).
Фотоснимки сделаны очевидцами погрома и распространены через дунганских активистов.
Добавить комментарий