В этом году исполнилось 2079 лет со дня рождения ТИТА ЛИВИЯ, величайшего римского историка, друга императора Августа и старшего современника Иисуса Христа. Нашими сведениями об истории Рима от времен баснословных до эпохи утвердившегося принципата мы, в основном, обязаны монументальному творению Ливия (увы, сохранившемуся в неполном виде; некоторые пассажи обрываются на самом интересном месте - то ли само Проведение не захотело огласки ряда концовок, то ли рукописи всё же горят?). Итак о римской древности мы ведаем немало. Вот о самом историке известно немногое. Знаем, что родился он в Патавии, нынешней Падуе, в дальнейшем прославленной многими великими именами. Блуждая в прошлом году по падуанским улицам, я, понятно, не мог не вспомнить и это славное имя (все-таки - историх, хоть и неудавшийся, но всё же старавшийся все годы как то быть в курсе новых изысканий). Мое увлечение Древним Римом раннее. Несколько лет назад в записных книжках отца я обнаружил запись двух своих стихотворений, посвященных римской доблести. Очень слабых и сбивчивых, что, пожалуй, простительно, учитывая тогдашний мой возраст - шесть лет. С годами, понятно, моя поэтика существенно изменилась. Что же касается идейного содержания... Конечно, со временем все становятся более, или менее оппортунистами. Вот В.И. Ленин, с трудом согласившийся на чествование в узком кругу товарищей, на дружеский вечер по поводу своего пятидесятилетия, в благодарственной речи заявил:"Революционера в пятьдесят лет надо убивать!" (переимчивый тов. Сталин усвоил эту максиму и твердой рукой провел в жизнь). Всё же сознаюсь, что некоторые страницы Ливия, когда я их изредка перелистываю, и сегодня обдают меня юношеским жаром. Например, рассказ о центурионе, который встал на пути врага и, обращаясь к своему небольшому отряду, воскликнул:"Умрем, чтобы прошли легионы!"
...Однако сейчас, после всей вереницы бесконечных, непрекращающихся и всё более грозных войн, грозящих уже исчезновением нашего биологического вида, куда более актуальной, заставляющей одуматься (тех кто на это способен) кажется другая цитата. Это одна из начальных фраз самой знаменитой и потрясающей повести Ливия - о войне с Ганнибалом. О начале очередной и решающей схватки римлян и карфагенян (Вторая Пуническая война) историограф говорит :"...их взаимная ненависть едва ли даже не превосходила их силы".
Добавить нечего. Можно только попытаться ответить. И я не знаю лучшего ответа, чем несколько строк великого русского поэта:
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»