Дорогие друзья, читатели ЧАЙКИ, 1 ноября 2020 года Сергею Львовичу Голлербаху, художнику , эссеисту, большому другу нашего журнала, исполняется 97 лет.
Поздравляем Вас, дорогой Сергей Львович! Несказанно рады Вашему сотрудничеству с журналом, Вашим заметкам, которые, кстати говоря, неизменно пользуются успехом у наших читателей. Здоровья Вам и Вашей супруге и долгой-долгой жизни! И продолжайте писать для ЧАЙКИ!!!
От имени редакции журнала
Ирина Чайковская
Начну с происшествия, случившегося много лет тому назад в Нью-Йорке, на 72 улице Бродвея. Мусор там обычно выносится в закрытых мешках, но часто выбрасывают также старые матрасы, поломанную мебель и другие предметы обихода.
Однажды проходившая по улице женщина заметила между мешков мусора картину в рамке. Она вытянула ее и увидела, что это очень красочный натюрморт, изображавший тропические фрукты. Картина ей понравилась, она взяла ее домой, повесила на стенке и похвасталась подруге своей находкой
- А на картине есть подпись? - спросила подруга.
– Да какая-то есть.
- Прочти ее.
И женщина прочла Руфино Тамайо. Это один из крупных представителей Мексиканского Ренессанса первой половины двадцатого века.
Оказалось, что картина была украдена у одного коллекционера, но воры, узнав, что Тамайо известный мексиканский художник, поняли, что картину продать будет трудно, и решили от нее отделаться.
С творчеством Руфино Тамайо я был знаком. В Нью-Йорке галерея «Перл» не раз устраивала выставки его работ и однажды я увидел там самого художника с его женой. Руфино Тамайо был индейцем племени Запотеков из города Оахака и коллекционировал мексиканскую керамику доколумбового периода его страны, главным образом, скульптуры людей и животных. Эту замечательную коллекцию он впоследствии завещал Мексике.
Кроме того, город Оахака стал известен тем, что там рос гриб, настойка из которого вызывала состояние приятных галлюцинаций, и множество молодых американцев в конце шестидесятых годов (время увлечения наркотиками) устремилось в Оахаку, чтобы испытать воздействие этого гриба. Иными словами, город был интересным, и мы с женой решили полететь туда на недельку.
Должен сразу сказать, что настойку из гриба мы не пили и вообще с питьем в Мексике надо быть очень осторожным, пить воду из-под крана нельзя, это вызовет сильнейшее расстройство желудка.
Существует поверье, что индейский вождь Монтезума проклял воду для европейских колонизаторов и эта желудочная болезнь носит название “Месть Монтезумы". Чистить зубы можно только “агва электрокуда”, то еcть водой, через которую пропущен электрический ток. А пить лучше всего кофе, кока-колу, пиво и ром.
Город Оахака расположен на холмах, на одном из которых находился и наш отель “Виктория”, вполне удобный и современный. Но я запомнил в особенности мексиканскую булочную рядом с ним. Хлеб продавался там из маисовой муки и, надо сказать, - вкуснейший и арматный. В булочной в больших закромах лежали булочки всех видов и размеров, а также деревянные щипцы. Вы брали корзинку, из закромов клали туда щипцами булочки и платили за них у кассы. Мексиканские булочки из маисовой муки не хуже, на мой вкус, французских ''багетов".
Первая наша экскурсия была, конечно, в музей Руфино Тамайо. Не буду описывать достоинства мексиканской керамики, но поражает в ней то, что индейцы, отреэанные от всех других цивилизаций мира, смогли создать свое искусство, художественные достоинства которого не уступят европейскому искусству. Вообще вопрос, что считать соврменным примитивным искусством, не так уж прост. Другая достопримечательность города - дерево, стоя подле которого ты испытываешь прилив сил.
Мы с женой пытались убедите себя, что именно такой прилив сил мы ощутили, стоя под деревом, но этого, конечно, не было. Около дерева находился колодец, и местные жители пили оттуда воду и поили ослика для придачи ему сил.
Третья экскурсия была у отвесной скалы, на которой изображены были пляшущие фигуры, довольно уродливого вида. На самом же деле, как пояснил нам гид, там изображены были уроды, родившиесся в результате слишком близкого смешения крови. Надо сказать, что все малочисленные племена хорошо знают по опыту, что происходит при слишком близком родстве, и строго за этим следят.
Пляшущие фигуры надо поэтому считать своего рода медицинской иллюстрацией.
Вечером этого же дня мы услыхали на дальних холмах оружейную стрельбу. Мы думали, что это манервы, но нам объяснили, что некоторые группы индейцев все еще воюют с бледнолицыми. Однако, мы потом узнали, что Оахака - один из центров торговли наркотиками, причем не пресловутым грибом, а каннассисом, известной как марихуана. Стрельба была, скорее всего, между войсками и торговцами этой травкой.
Утром последнего дня, перед отлетом домой, мы пошли на местный базар и купили два хороших коврика, которые храню до сих пор. Человек, продавший их нам, несколько раз перекрестился, это была первая хорошая для него продажа.
А вечером прошла какая-то бурная демонстрация, кажется, коммунистическая. На следующее утро мы улетели домой.
Добавить комментарий