Лидия Гитина, Бостон
"Фанатик" ("The Believer"), США, 2001 г.
"Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна"
(М.Ломоносов)
"На заборе: "Бей евреев и велосипедистов!"
Прохожие : "А велосипедистов за что ?"
(Анекдот)
Между тем, это "за что?" - есть одно из МИРОВЫХ, ВСЕЛЕНСКОГО МАСШТАБА ТАИНСТВ, И "БЕЗДНЕ" ЭТОЙ, ТАЙНЕ - "НЕТ ДНА".
НЕТОЧНОЕ НАЗВАНИЕ?
Несколько лет назад, на кассете ещё, попался мне американский фильм "Тhe Believer" (в русском прокате "Фанатик"), и оба названия кажутся мне неточными- скорее- "Мятущийся"? Правда, тема картины так сложна, что авторов можно понять.
Сценарист и режиссёр фильма Генри Бин, в главной роли Райян Гослинг. Слоган - "Со свастикой на плече, с Торой в сердце". Главный приз 23 Московского фестиваля, другие награды.
Лента эта меня обожгла и не отпускает...
Отзывы в Интернете - от "Тошнит уже от таких картин" до близкого мне "в ритме пульсирующей вены", "Поразительный фильм с глубоким метафизическим содержанием", а о герое - "страстный, агрессивный, грубый, страдающий".
Сюжет основан на реальной истории - Даниел Баррос, один из основателей Американской нацистской партии, еврей, покончил с собой, когда газеты огласили этот факт. Уже первая сцена фильма шокирует.Злобный детина безжалостно избивает еврейского юношу, но при этом
кричит ему: "Встань! Встань и ударь меня, жид паршивый!" Позже мы узнаём, что бандит этот- и сам еврей...
Что же заставило его стать неонацистом, скинхедом ?
"У НАС ЕСТь СВОЙ УМ!"
Мы видим героя 12-летним учеником ешивы, где обсуждается жертвоприношение Aврaaма, и мальчик возмущается тем, что от отца требуют слепого повиновения.Он восстаёт проти Бога, который отнимает у человека свободу выбора. Он возненавидел тихую покорность Авраама, и переносит эту ненависть на всех евреев.
"СЛУЧАЙ-ПСЕВДОНИМ БОГА, КОГДА ОН НЕ ХОЧЕТ ПОДПИСАТьСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ"
(Анатоль Франс)
Вскоре после того, как увидела фильм, на русском ТВ случайно(?) попала на лекцию раввина Марка Голуба - с толкованием именно этого эпизода с жертвоприношением. Нам напомнили, что принесение людей в жертву было общепринятым ритуалом в те времена (о подробностях кровавых оргий инков и ацтеков лучше не вспоминать!) Т.е.- обе стороны действа не видели в нём трагедии, считали неизбежным, нормой.
Ребе Голуб объяснил, что главное в этой притче то, что Бог ОСТАНОВИЛ руку Авраама, занёсшую меч, и это было начало нового этапа человеческой истории!
Бог, по Библии, указал этим на ценность человеческой жизни, и именно в этом великий смысл одной из самых известных библейских сцен.
Мы видим, что и учитель ешивы пытался успокоить подростка, напомнив о замене человека агнцем, но юный бунтарь ничего не хотел слышать - "Авраам готов был убить, покоряясь чужой воле, а у нас есть свой ум!"
"Евреи -тряпки!" -говорит он позже. Даже существование Израиля не убеждает его - "Там ненастоящие евреи, истинные евреи- кочевники!"
В результате этой дикой смеси в голове и душе, герой фильма поклялся мстить евреям- "Это не мой народ!"
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК
Он становится неонацистом, он их "Первый ученик".
Однако душа его кровоточит. Надо видеть глаза Гослинга, когда старый человек, переживший Холокост, рассказывает о своём маленьком сыне, которого фашист буквально нанизал на штык... В душе "мстителя" просыпаются сомнения, сожаления...
Прекрасна сцена, где герой идёт за семьёй ортодоксов- зритель в ужасе ожидает очередной расправы.Но оказывается - он смотрит на малыша, представляя на его месте замученное еврейское дитя.
"ЕВХОДЕХЛИБ"
"Евходехлиб" (очевидно, это было "Я люблю тебя" на идиш, которого я не знала) - так с невыразимой нежностью говорила мне бабушка Сарра, когда я в 40-м гостила на Украине. Почему-то не спрашивала о переводе, хранила в душе как заклинание, которое согревает меня всю жизнь. Запах бабушкиного медового лейкеха живо чувствую и сейчас.
Бабушку, деда и их 22-летнюю дочку немцы убили в 41-м.
Через эти мои воспоминания-сколько тёплые, столько и горькие, я поняла, мне кажется, одну из причин возвращения "скинхеда-мстителя" к его еврейским корням.
"ГЛАВНЫЙ ЕВРЕЙ АМЕРИКАНСКОГО ДЖАЗА"
Чёрный музыкант Луи Армстронг всю жизнь носил Звезду Давида в память о приютившей его еврейской семье.Он навсегда сберёг в душе как нечто драгоценное, воспоминание о тёплых отношениях внутри этой семьи. "Я восхищаюсь еврейским народом", - писал он. Свою знаменитую песню"Let my people go!" Aрмстронг посвятил любимому приёмному отцу и спел её в синагоге на Хануку.
"СИОНИЗМ- ПРАВОЕ ДЕЛО"(Фрэнк Синатра)
"Господин Голос", Фрэнк Синатра, в память о своей еврейской няне, госпоже Голден, бережно хранил мезузу, подаренную ею, и всю жизнь был большим, щедрым другом Израиля. Видимо, много тепла, доброты получал маленький Фрэнк от няни Голден.
"Все мы из страны детства..." - наверняка, и в семье героя фильма были нежные слова, забота, медовые запахи, мудрость старших, их юмор, совместные праздники... И он сравнил этот светлый мир тепла, любви, стремления к познанию - и мир полного безмыслия, ненависти ради ненависти.
Сравнил - и ужаснулся своему жестокому заблуждению. И так же жестоко покарал себя -зная, что скинхеды заложили взрывчатку в синагогу, заставил молящихся уйти, но сам остался там, чтобы умереть... И никакого " Happy end"! Это ещё раз заставляет восхититься мужеством и талантом авторов, не побоявшихся закончить фильм сценой такой трагической- нo и глубоко символической гибели героя!
О СОЗДАТЕЛЯХ ФИЛЬМА
Сценарист и режиссёр Генри Бин (1945 г. рожд.) сказал о себе: "Я сам глубоко прочувствовал тему антисемитизма". В интернете о его национальности сказано кратко: "American" Райян Гослинг родился в 1980-м.- т.е. во время съёмок ему не было и 20-ти, что прибавило достоверности метаниям юного героя этой яркой, парадоксальной истории. Родители Гослинга -истовые мормоны.
За роль в "Ла-ла-ленд" - премия Золотой Глобус., Имеет 2 номинации на "Оскар", премию Нац.Совета кинокритиков США.
"НЕ ТАКИЕ"
Спорят: "Погромы, потому, что "не такие", или "не такие"- потому, что погромы?"
Если вдуматься, конечно - первое.Сначала появляется "не такой" народ, а уж потом его "за это"преследуют.
"И стал он поругаемым народом, имя которого означает хулу.О, что же случилось?" (Вас. Розанов)
Так что же случилось, и почему "не такой"?
Вспомним, что думали об этом его друзья и недруги.
"ОСЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ"
М.Горький:"В его руках, высоко поднятых над Вселенной, всегда сверкал факел...протеста против подлости и грубого насилия над личностью" Н.А.Бердяев:"Евреи объявляются расой низшей... при этом оказываются самой сильной, вечно побеждающей в свободной конкуренции".
Джон Адамс, 2-й президент США:"Евреи сделали для воспитания людей больше, чем любая другая нация":
А.В.Карташов, православный историк:"Еврейство есть великая мировая нация...достаточно одного факта дарования миру Библии".
М.Твен:"Вклад этого народа в список великих имён... выходит далеко за пределы его численности.
Всё смертно-но не еврей".
Вл.Соловьёв, философ: "Проходя через всю историю человечества, еврейство представляет собой как бы ось всемирной истории".
Джон Кеннеди: "Израиль-дитя надежды и мужества. Он несёт щит демократии и облагораживает меч свободы".
Однако отметим, что все эти философы, писатели, политические деятели, отдавая должное фактам, не объясняли причину этого явления. Даже великий Эйнштейн в эссе 1938г."Почему ненавидят евреев?"ограничился тем, что назвал антисемитизм "тенью моего народа", и даже определил это явление как "закон природы"
БЕСПРИСТРАСТНОЕ СВИДЕТЕЛьСТВО
Как ни странно, наиболее полно определил природу "еврейского феномена" Достоевский, прослывший отъявленным антисемитом, т.е. мнение его -более, чем объективное.
Он пишет:"Приписывать (это) одним лишь гонениям, чувству самосохранения - недостаточно...
И сильнейшие цивилизации не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут стоИт главной причиной некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чём, может быть, человечество ещё не в силах произнесть своего последнего слова".
Как видим, точного ответа и здесь нет. И не будет?
"Тайна сия велика есть..." Но я считаю oгромной заслугой, подвигом создателей ленты "Фанатик" то, что они талантливо, страстно, с болью - но и с гордостью-хотя бы попытались поднять, затронуть эти "вечные"вопросы.
"К ТЕМ, КТО РОДИЛСЯ ЕВРЕЕМ."
"Избранный народ"- так нас называют. Но что же делать нам со своей " избранностью"- без надежды на переизбрание? Страдающим и сострадающим - "Когда один еврей ранен, все евреи чувствуют боль"?
Однако есть мудрец, который открывает нам достойный выход из нашего"безвыходного" положения!
В 1990г. раввин Дж.Сакс стал первым евреем, приглашённым в Виндзорский замок, резиденцию
английских королей, и там он обратился "К тем, кто родился евреем". Он сказал:"Ты получаешь Королевский замок, состоящий из моральных ценностей. Он-твой. На тебе лежит ответственность
бережно относиться к этому дорогому наследию, а затем передать его следующим поколениям"
Выступая перед еврейской молодёжью из 20 стран (Лондон, 2017), ребе Сакс говорил: "У подножья горы Синай Бог открыл небольшому народу Тору, и это превратило его в самый стойкий, уникальный народ. Никто не имеет более сильного чувства общности, такого чувства социальной ответственности.Вы изменяете мир не идеей силы, но силой идеи.
Мы должны жить гордо как евреи, и быть благословеньем для других народов"
(Джонатан САКС -1948-2020- британский философ, пожизненный чл. Палаты лордов,
Главный раввин Великобритании в 1991-2013г.г., "Голос морали наших дней"- (Википедия),
"Свет нашей страны"- принц Уэльский, "Интеллектуальный гигант"-премьер-министр Тони Блэр).
Лидия Гитина, Бостон
Добавить комментарий