«Несчастна та страна, которая нуждается в героях»
Бертольд Брехт, немецкий прозаик, поэт, драматург
«…Мы дожили до такого времени, когда героизм само стремление жить по совести»
Феликс Кузнецов, критик, литературовед
Долгие годы службы в военно-морском флоте сделали для меня привычными длительные разлуки с семьей. Тем не менее, я всегда чувствовал себя виноватым перед Ириной, моей единственной дочерью, которая действительно была обделена моим вниманием, хотя отношения наши складывались наилучшим образом: мы очень тепло относились друг к другу и заметно оба тяжело переносили разлуку. Дочь хорошо училась в школе, но мне всегда казалось, что я недостаточно влияю на культурное и духовное развитие, полноценное и разностороннее восприятие житейских обстоятельств.
Ровно 50 лет тому назад это и послужило причиной моего решения весь свой очередной отпуск 1971 года, который удачно совпадал с зимними каникулами в школе, посвятить дочери и провести его в Москве. Моим планам, как это редко бывало, суждено было осуществиться. Мы прекрасно провели время: слушали оперы в Большом театре и Дворце съездов, посмотрели несколько в то время нашумевших спектаклей, побывали в концертных залах и музеях.
Но особенно нас потряс спектакль в Театре «На Таганке» по пьесе Бертольда Брехта «Жизнь Галилея». И сам спектакль, и его выдающийся режиссер Юрий Петрович Любимов не могли оставить зрителя равнодушными. Квинтэссенцией спектакля была сцена, когда главный герой драмы, великий итальянский ученый-астроном Галилео Галилей, которого блистательно играл актер Борис Хмельницкий, возвращается домой после инквизиционного судилища, где его заставили отречься от своих идей устройства Вселенной. В ответ на упреки своего ученика и его искренние сожаления, что они потеряли ученого, а страна – своего героя, Галилей выходит на авансцену и патетически провозглашает: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях!» В этой позе, с протянутой в зрительный зал рукой, актер застыл.
В зале наступила абсолютная тишина, которую через несколько минут прервал шквал аплодисментов и возгласы «Браво!» Я обратил внимание, что рядом с нами стояла известная в те годы эстрадная певица Гелена Великанова и, смущенно улыбаясь, вытирала слезы.
Под впечатлением от спектакля мы с дочерью еще долго обсуждали философскую суть авторского лозунга о героизме, который по тем временам резко диссонировал с изобилием пропагандистских слоганов, безмерно культивировавшихся тоталитарным коммунистическим режимом. С тех пор осмысление изречения Брехта о месте героического начала в нашей жизни стало для меня четкой нравственной категорией, навсегда определившей героизм как производную понятия совести.
Впервые вопрос об исторической природе героизма был поставлен итальянским философом XVIII века Дж.Вико, считавшим героизм характерной чертой лишь определенного периода в развитии человечества, так называемого «века героев», предшествующего «веку людей». Связывая героизм с условиями жизни античного общества, Вико отрицал возможность героизма в последующий, «разумный», период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие и у немецкого философа Гегеля, который отличительным признаком «героического века» считал его становление в период, предшествующий развитому государственно-правому строю. Однако история показала, что и становление такого государства в борьбе с феодализмом продолжало порождать своих героев.
Очень точно описал российское общество М.Ю. Лермонтов в предисловии к «Герою нашего времени». Портрет «героя нашего времени» (Печорина, – М.М.) - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
И вот, спустя более 150 лет, один из самых известных современных русских писателей Владимир Маканин (ушел из жизни 1 января 2017 года) в своем романе «Андеграунд, или Герой нашего времени», продолжил традицию героев эпохи, созданных Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, Достоевским. Андеграунд – это мир неохватной «общаги» под названием Россия, в ней не выживают пламенные пассионарии-идеалисты, но способны существовать такие борцы, как Петрович, – главный герой романа. Стихийный философ, почти бомж, он, несмотря ни на что, живет легко, ни о ком не заботясь, плывет по течению жизни, веря в удачу. Но, избегая печалей, невольно лишает себя и радостей.
Становится очевидным, что бесспорным мировым авангардом в создании «страны героев» был почивший в бозе Советский Союз – тоталитарное государство, детище коммунистов-ленинцев, от пороков которого его преемница Россия не может избавиться по сей день. Государство беспросветной бедности, погрязшее в коррупции, лицемерии и лжи, пытается создать видимость иллюзорного благополучия на фоне узаконенного правового беспредела, продолжающего с «совковых» времен культивировать в обществе чувство непреодолимого страха. По Брехту, именно такая страна нуждается в героях, а следовательно, она неблагополучна, поскольку в нормальной жизни от людей не требуются героические усилия. А обычный, налаженный социально-государственный порядок, в рамках которого и находят свое разрешение возникающие проблемы, в такой стране не работает.
Нет ничего удивительного, что еще задолго до войны Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года была учреждена самая высокая и самая почетная государственная награда советского периода, хотя и далеко не самая редкая, - звание Героя Советского Союза. За все годы Советской власти их насчитывалось 12777 человек, это куда больше, чем кавалеров всех степеней, любого «полководческого» ордена времен Второй мировой войны, и больше, чем кавалеров последнего по порядку учреждения советского ордена «За личное мужество». После окончания войны в ряде социалистических стран – сателлитов СССР – по аналогии со званием Героя Советского Союза - были учреждены национальные высшие степени отличия: «Герой МНР». «Герой ЧССР», «Герой НРБ», «Герой КНДР». Уже после развала СССР было учреждено звание «Герой Украины», а вслед за ним в прессе прошла информация об учреждении подобного звания в Казахстане - и президент Назарбаев стал первым его обладателем.
Вместе с тем, в эпоху сталинской тирании звание Героя Советского Союза никоим образом не становилось защитой для его обладателя. В самом начале войны один из первых Героев Советского Союза генерал армии Д.Г. Павлов, командующий Западным (Белорусским) военным округов, был расстрелян по приказу Сталина. По его же инициативе, такая же участь постигла легендарного командующего корпусом, дважды Героя Советского Союза Я.В. Смушкевича, Героев Советского Союза Г.М. Штерна и П.В. Рычагова. Уже после войны, в начале 50-х годов, в сталинских застенках погибли Герой Советского Союза генерал-полковник В.Н. Гордов и лишенный в первые годы войны геройского звания и звания маршала Советского Союза Г.И. Кулик. Дважды Герой Советского Союза Главный маршал авиации А.И. Новиков был несправедливо разжалован и провел 7 лет в тюрьме, вплоть до смерти «любимого вождя».
Первым Героем Советского Союза в сухопутных войсках стал командир 1-й Московской мотострелковой дивизии полковник Я.Г. Крейзер (Указ от 15 июля 1941 года) за организацию обороны на реке Березине. Яков Григорьевич Крейзер, дослужившись до воинского звания генерала армии, был также первым евреем, удостоенным звания Героя Советского Союза.
Сразу по окончании войны, в средине 1945 года, обозреватель единственной в военное время еврейской газеты «Эйнигкайт» («Единение») Мирра Железнова (литературный псевдоним Мирьям Айзенштадт) получила по запросу народного артиста СССР Соломона Михоэлса и разрешению генерал-полковника начальника кадров 7-го наградного отдела Главного управления данные о количестве в стране евреев – Героев Советского Союза. Эти данные о 135 евреях-Героях Советского Союза она опубликовала в своей газете. Ни Сталин, ни его юдофобское окружение не смогли этого простить журналистке, и в апреле 1950 года она была арестована, а спустя полгода казнена в подвалах Лефортова. Эта публикация была одним из главных предъявленных ей обвинений.
Не обходилось и без курьезов. Я хорошо помню, как осенью 1941 года вся страна на фоне побед под Москвой восхищалась подвигом 28 героев легендарной 316-й стрелковой дивизии (переименована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию) генерала Ивана Васильевича Панфилова. Как писала тогда газета «Красная звезда», эта горстка бойцов на подступах к Москве вступила в бой с 54 немецкими танками и ценой своих жизней не пропустила врага к столице. Руководил ими политрук Клочков, которому принадлежал впоследствии растиражированный призыв к бойцам: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». К сожалению, уже после войны эта история, как выяснилось, сочиненная корреспондентом «Красной звезды» А. Кривицким и комиссаром панфиловской дивизии Егоровым, оказалась привычным пропагандистским трюком. Из 28 погибших героев пятеро обнаружились живыми и здоровыми, а один из них, тоже получивший Звезду Героя Советского Союза, был разоблачен как дезертир, состоявший на службе у фашистов.
Указом Н. Хрущева от 8 июня 1960 года звание Героя Советского Союза было присвоено испанцу Рамону Меркадеру, сразу по его прибытии в СССР из мексиканской тюрьмы после 20-летнего срока заключения за совершенное им в 1940 году, по приказу Сталина, убийство Льва Троцкого. Убили бывшего Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РСФСР и члена Политбюро ЦК ВКП(б) не за борьбу против коммунизма, а за то, что он был соперником Сталина в битве за власть. Р. Меркадеру звание Героя присвоили секретным Указом, заменив его фамилию на чужую. И лишь спустя 20 лет он смог получить свою «Золотую Звезду», чтобы вскоре умереть в СССР и под псевдонимом быть похороненным в Москве.
В начале 60-х Н.Хрущев удивил всю страну и весь мир, сделав Героями Советского Союза кубинского лидера Фиделя Кастро и президента Египта Гамаля Абдель Насера, ранее воевавшего на стороне фашистской Германии в армии генерал-фельдмаршала Роммеля. Именно тогда по этому поводу пел Владимир Высоцкий: «Отберите орден у Насера, не подходит к ордену Насер». А в народе появилась даже частушка:
«Живет в песках и жрет от пуза
Полуфашист, полуэсер,
Герой Советского Союза,
Гамаль Абдель на-всех-Насер».
Насер умер в 1970 году, а его преемник вскоре фактически разорвал союзнические отношения с Москвой.
Несколько позже Героем становится глава правительства Алжира Ахмед Бен Белла, через год свергнутый своим же народом, и лидер коммунистов ГДР, Вальтер Ульбрихт.
За все годы относительно мирной жизни советской страны звания Героя СССР получали в среднем 33 человека в год. А вот за постсоветские годы существования мирной «демократической» России, только по данным открытых источников, было выдано более 1000 звезд Героев России. То есть приблизительно 70 раз в год в России совершался очередной беспримерный подвиг, причем, как правило, страна не знала ни этих героев, ни их свершений. Большинство Героев России ныне строго засекречены. Вот что по этому вопросу ответили корреспонденту журнала «Огонек» в Управлении Президента РФ по государственным наградам: «Понимаете, сейчас звание Героя присваивается в большинстве случаев за Чечню и документы на представление к наградам проходят по спискам военных, ФСБ или МВД. Конечно, есть и всем известные герои, но их немного».
Не менее интересен и факт, совсем недавно происшедший на заседании Совета по правам человека (СПЧ), на котором присутствовал Путин. В своем выступлении известный режиссер Александр Сокуров сказал Путину о необходимости пересмотреть решение о присвоении звания Героя России Ахмату Кадырову, бывшему главе Чечни, погибшему в 2004 году от террористического акта на стадионе в Грозном, и его сыну Рамзану. «Как может быть, что погибшие солдаты Псковской дивизии носят то же звание, что и воевавшие с ними Кадыровы? И как понять, что они, воевавшие с Россией, эти воинские награды принимают?» - сказал Сокуров. Кадыров, в свою очередь, предложил привлечь режиссера к ответственности за национализм и попытки внести раздор в общество. На это Сокуров ответил, что «националистом» можно назвать любого человека, который думает о себе, своей семье, народе и культуре. И еще, добавил режиссер, - «это достойный, приличный термин».
Все это способствовало тому, что культурная и бизнес-элита нынешней России создала свою собственную, платную систему награждений с использованием исторического опыта России XIX века, когда любой желающий мог внести в казну 20-30 тысяч рублей и купить себе орден «Святой Анны» или «Анны на шее». Этот процесс поставлен на поток: клуб лучших менеджеров России имени Петра Великого за 20 тысяч долларов продает орден «Почетный знак Петра Великого» и награждает золотой медалью Петра Великого «За трудовую доблесть».
И тем не менее, мир продолжает узнавать правду о настоящих героях, например, о людях, спасавших евреев в годы Холокоста. В 90-е годы мир узнал о подвиге англичанина Николаса Уинтона, который в годы войны спас от неминуемой гибели 669 еврейских детей из Чехии. Последовал торжественный приезд сэра Уинтона в Прагу, где президент страны Вацлав Гавел наградил его высшей чешской государственной наградой – орденом Белого Льва, а Елизавета II вручила сэру Николасу Уинтону рыцарский титул. Правительство Великобритании присвоило ему звание Героя Холокоста, а на пражском вокзале “Praha hlavni nadrazi” ему открыли памятник – прообразом девочки, стоящей рядом со своим спасителем, стала внучка реально спасенного Уинтоном ребенка.
Мы хорошо осведомлены о восстании в Варшавском гетто; совсем недавно подробно узнали о восстании осенью 1943 года узников фашистского концлагеря Собибор, которое вошло в историю как одна из героических страниц Сопротивления в годы Второй мировой войны. Очень важно заметить, что это был единственный случай, когда восстание в фашистских застенках завершилось победой и руководил им советский офицер, лейтенант Александр Аронович Печерский*.
Стоит ли удивляться, что в стране, на оккупированной территории которой в военные годы гитлеровцы с помощью местных коллаборационистов успешно решали «еврейский вопрос», где были уничтожены миллионы евреев, нынешняя молодежь даже толком не знает значения этого страшного слова – Холокост. Да и как им это знать, если во всем мире 27 января ежегодно официально отмечается Международный день памяти жертв Холокоста, а Россия остается одной из немногих стран, где этот памятный день до сих пор официально не признан. Похоже, это даже мало волнует кремлевского Главного раввина Берла Лазара и его многочисленную свиту «профессиональных евреев».
Сто раз прав российский музыкальный критик Артемий Троицкий, которому принадлежит праведная мысль: «Если главным героем страны является садист, тиран и изверг рода человеческого Иосиф Сталин, как такая страна может быть счастливой? Она запрограммирована на несчастье». И по сей день Россия находится под пагубным влиянием этого «героя», который все еще продолжает растлевать неокрепшие человеческие души. Сегодня пример этого - неоднократные покушения на жизнь выдающегося российского борца с коррупцией Алексея Навального, который по воле российского президента, Главного государственного вора России, безвинно заточен в колонию и лишен медицинской посмощи.
--------
* Александр Печерский, несомненный герой, так и не получил звания Героя Советского Союза (прим. ред.)
Добавить комментарий