Когда «железному Винни», как любовно называли в Англии своего лидера Уинстона Черчилля, доложили о страшной морской трагедии, он был потрясен. Произошедшее выглядело настолько чудовищно, что он пробормотал, жуя сигару: "Англичане в последние дни получили слишком много ужасных новостей, а эта их добьет..." Недолго думая, премьер-министр отдал категоричный приказ: всё засекретить!
Около его стола стоял корреспондент газеты «Таймс» и почти умоляюще смотрел на Черчилля.
— Но ведь что-то об этом нужно написать? — сказал он тихо. — Народ ведь имеет право знать...
— Народ? — заорал Черчилль. Он покраснел, на лбу выступили крупные капли пота. — О да, народ имеет право... Напишите вот что. «В ходе эвакуации британских войск из Франции, подписавшей позорный мир с Германией, был потерян только один корабль — «Ланкастрия». Остальные благополучно добрались до родных берегов».
Такое сообщение и было опубликовано в газете «Таймс» 26 июля 1940 г, через 40 дней после того, как произошла одна из крупнейших трагедий в истории флота. Это случилось 17 июня 1940 г – был потоплен британский лайнер «Ланкастрия», который унес больше жизней, чем при гибели «Титаника» и «Лузитании» вместе взятых (см. журналы «Чайка» 3 мая 2019 г и 17 ноября 2020 г).
До сих пор западная историография предпочитает умалчивать об этой страшной истории. Разумеется, такое шило в мешке утаить не удалось. 25 июля американские газеты вышли с аршинными заголовками: "Крупнейшая в мире морская катастрофа". Под этими заголовками взахлеб и с яркими подробностями (зачастую - вымышленными) говорилось о том, что германская авиация месяц назад утопила английский транспорт, на котором погибло невообразимое количество людей.
Поняв, что тайное стало явным, британские пропагандистские службы пошли по другому пути и начали изо всех сил преуменьшать число жертв. Вскоре было издано правительственное коммюнике, в котором говорилось, что на "Ланкастрии" погибло примерно три тысячи человек. Этой цифры официальный Лондон придерживается до сих пор, хотя независимые исследователи уверены, что она занижена более чем вдвое. Скорее всего, в нее включены только военнослужащие и моряки "Ланкастрии", без учета гражданских беженцев.
Ну а теперь все по порядку. Судно было построено в Глазго на верфи компании Уильям Бердмор в 1920 году и получило первоначально имя «Тиррения». Однако пассажирам это название показалось труднопроизносимым, и его переименовали в «Ланкастрию», что было явно не по душе бывалым морякам, поскольку, по их понятиям, менять имя корабля – плохая примета. Этот роскошный, комфортабельный лайнер мог принять на борт 2200 пассажиров. 19 июня 1922 года корабль совершил свой первый рейс по маршруту Глазго-Квебек- Монреаль.
Вплоть до 1932 года «Ланкастрия» работала на регулярной линии Ливерпуль - Нью-Йорк, затем использовалась как круизное судно, ходившее по Средиземному моррю и вдоль побережья Северной Европы.
Начало Второй мировой войны застало лайнер на Багамских островах. По решению правительства Великобритании корабль был реквизирован для военных нужд. Ненужные детали с него удалили, добавив пушки и перекрасив в серый цвет под броненосец. В первые месяцы войны «Ланкастрия» перевозила людей и грузы между Канадой и Великобританией. В апреле 1940 года лайнер участвовал в операции «Алфавит» по эвакуации войск союзников из Норвегии. На обратном пути «Ланкастрия» подверглась бомбардировке, однако ей удалось избежать серьезных повреждений. Это вселило в командование уверенность в надежности корабля под ударами неприятеля.
Поздно вечером 16 июня 1940 года лайнер прибыл во французский порт Сан-Назер и встал на якорь примерно в 8 километрах от города. К тому времени во Франции проживало много англичан, стремившихся ее покинуть, чтобы не оказаться под немецкой оккупацией. К тому же, в стране еще оставались десятки тысяч британских солдат и офицеров из так называемых "экспедиционных сил", избежавших окружения под Дюнкерком. Всех их надо было вывезти в кратчайшие сроки, поэтому капитаны транспортных судов, в том числе капитан "Ланкастрии" Рудольф Шарп, получили чрезвычайный приказ: брать на борт максимально возможное число людей, не считаясь ни с какими нормами безопасности.
Рано утром на «Ланкастрию» поднялись представители флота с целью оценить грузовые возможности корабля. Капитан Рудольф Шарп заявил, что уже везет 2653 человек из Норвегии, поэтому может взять на борт еще максимум 3 тысячи пассажиров. Но начальство категорически потребовало забрать из Франции столько людей, сколько возможно «без учета ограничений международного права». В течение нескольких часов эсминцы, буксиры и рыбацкие лодки переправляли на «Ланкастрию» пилотов Королевских воздушных сил, саперов, британских дипломатов и других гражданских лиц без всякого подсчета, включая французских и бельгийских беженцев. К полудню лайнер оказался забит под завязку. Люди заняли все доступные места, включая грузовые трюмы. Сколько фактически людей оказалось на борту судна – никто не знал. Один из участвовавших в операции офицеров называл цифру 7,2 тысяч человек. Капитан Шарп оценивал количество людей в 5,5 тысяч. Определенно известно, что на борту «Ланкастрии» находилось 4500 солдат и 200 человек экипажа и неустановленное количество гражданских лиц в сумме, по некоторым оценкам, от семи до девяти тысяч человек.
Посадка пассажиров была уже закончена, «Ланкастрия» вышла на внешний рейд, но капитан приказал повременить с отправлением, ожидая эскортных эсминцев. И это была роковая ошибка. Через два часа на горизонте появились не британские эсминцы, а 10 германских «Юнкерсов», которые спокойно, как на учениях, начали прицельную бомбардировку беззащитного парохода. Четыре бомбы достигли своей цели. Две разворотили левый борт, одна разбила топливные цистерны, из-за чего в море вылилось 1000 тонн мазута, а еще одна угодила точно в дымовую трубу и взорвалась в топке котельного отделения. От этого взрыва корабль мгновенно лишился хода. Огромные пробоины в борту не оставляли "Ланкастрии" никаких шансов. Вскоре лайнер лег на бок и через 22 минуты ушел под воду.
На лайнере было 16 шлюпок и 2,5 тысячи спасательных жилетов. Однако из-за повреждения корпуса многие лодки не могли быть спущены на воду. В первую шлюпку посадили женщин и детей. При погрузке она перевернулась, поэтому пришлось снимать с палубы вторую. Прыгавшие за борт мужчины погибали при ударе о корпус судна или ломали шеи о спасательные жилеты при попадании в воду. Другие погибли от отравления мазутом, от переохлаждения и из-за нехватки спасательных жилетов, не говоря уже о том, что фашистские асы расстреливали барахтавшихся в море людей из пулемета.
Чуть позже выживших забрали пришедшие в район бедствия британские и американские корабли. Спасти удалось 2477 человек. Среди выживших был капитан Шарп, но он ненадолго пережил свое судно: став капитаном другого лайнера, через год он погиб вместе с этим кораблем после атаки немецкой подлодки у побережья Западной Африки. В дальнейшем на берег выбросило прибоем 1816 тел погибших, но все понимали, что реальное количество жертв было намного выше.
Никакая информация о случившемся не должна была просочиться в британские СМИ. Со всех спасенных взяли подписки о неразглашении, а родственникам погибших военнослужащих официально сообщили, что их мужья, сыновья, отцы и братья геройски погибли в боях на континенте. При этом, чтобы не возникало подозрений, даты гибели указывались разные.
Выжившие и родственники погибших задаются вопросом, почему лежащие на дне обломки «Ланкастрии» не объявлены военным мемориалом. Министерство обороны Великобритании отклонило несколько запросов, а в 2015 году неожиданно заявило, что вся имеющаяся информация о «Ланкастрии» была обнародована много лет назад.
Те счастливчики, кому удалось спастись, основали после войны Ассоциацию переживших трагедию «Ланкастрии». В нее вступили также родственники погибших, моряки, участвовавшие в спасательных работах, и жители Сен-Назера, приютившие раненых. Силами ассоциации в лондонской церкви св. Екатерины были позднее установлены памятный витраж и мемориальная доска. Ежегодно в последнее воскресенье июня там проходит траурная служба по погибшим.
В летописях каждой нации есть свои черные страницы, отличающиеся друг от друга масштабностью трагедии, силой своего эмоционального воздействия, давностью данного события и т. д. Для царской России это была Цусима, для Советского Союза 22 июня 1941 г, для США – Пирл-Харбор, для фашистской Германии – Сталинград и т. д. Для Великобритании гибель «Ланкастрии» была одной из тех самых черных страниц, поскольку никогда за всю Вторую мировую войну одновременно не погибало такое количество англичан. Не случайно часть документов, связанных с потоплением «Ланкастрии», Министерство обороны Великобритании засекретило на… 100 лет, до 2040 года. Ну что же, недаром именно в Англии родилось выражение «скелет в шкафу» - британским правителям не привыкать прятать в шкафах свои жуткие тайны…
Комментарии
Капитан Шарп
Рудольф Шарп, капитан Ланкастрии погиб 12 сентября 1942 года, запершись в своей каюте вместе с лайнером Лакония, торпедированным немецкой подлодкой.
Конечно, напрашивается мысль, что хотя уже и прошло больше двух лет после гибели Ланкастрии, но он всё ещё чувствовал и свою вину в той катастрофы.
Кстати, возможно, попытки спасения пассажиров Лаконии представляют интерес для любого кто столь внимателен к скелетам в шкафу Британского правительства.
Добавить комментарий