В продолжение темы*
...Я уже более года жил в Америке, когда на меня произвели шоковое впечатление две трагические новости: первая – арест и ссылка в Горький Андрея Дмитриевича Сахарова (22 января 1980 года), и вторая – смерть Владимира Семёновича Высоцкого (25 июля 1980 года). Я тогда вёл в Нью-Йорке ежевечерние передачи радиостанции «Горизонт» на русском языке и почти в каждую передачу включал песни Высоцкого, отдавая дань его уникальному поэтическому и актёрскому таланту. Отдать хоть в какой-то степени дань великому человеку и гражданину Андрею Дмитриевичу Сахарову мне посчастливилось только через много лет, когда его уже не было в живых.
Американская журналистка Шерри Джонс написала сценарий полнометражного документального фильма “In the Shadow of Sakharov” («В тени Сахарова»). Она же, Шерри Джонс, стала продюсером полуторачасовой картины, показанной в серии “Frontline” американского общественного телевидения PBS.
Когда фильм был уже готов, Шерри Джонс решила создать его русскоязычную версию для показа в СССР. Эта версия получила название «Гражданин Андрей Сахаров». Я был приглашён, чтобы озвучить закадровый текст от автора. В последние годы существования СССР и сразу после распада страны многие американские компании стремились попасть на рынки России и других республик Союза. Они готовили рекламные фильмы о своей продукции и своих услугах на русском языке. Живущим в Америке переводчикам с английского на русский и актёрам, грамотно читающим тексты, было много работы. Несколько нью-йоркских компаний, специализирующихся на переводах, знали меня и часто предлагали двойную работу переводчика и диктора. Специфика требовала не только точного перевода порой сложного технического текста, но полного совпадения по отрезкам времени для каждого изображения. А когда в кадре был говорящий человек, то нужно было текст на русском языке произносить синхронно с английской речью (по-английски это называется “lip syncing”). Поскольку по первому образованию я был актёром, такая работа для меня была нетрудной, и заказчики это ценили. Но в работе над фильмом «Гражданин Андрей Сахаров» режиссёр просил меня найти верный тон, достаточно нейтральный, отстранённый, повествовательный. Это уже была настоящая акёрская работа. Но главное, мне нравился сам фильм. Многое из того, о чём там шла речь, я хорошо знал. Самым трудным для меня было оставаться нейтральным, не выдавать никаких эмоций, волнений, хотя происходившее на экране не могло оставить равнодушным.
Автор картины Шерри Джонс рассказывала, что решила сделать документальный фильм в день, когда узнала о смерти Андрея Дмитриевича. Она захотела рассказать американцам о Сахарове – блестящем учёном-физике, создателе водородной бомбы, ставшем ещё более блестящим правозащитником и получившем за это Нобелевскую премию мира. Через три года после возвращения из горьковской ссылки в Москву Сахаров написал проект новой конституции СССР, в которую включил пункты о праве граждан страны на жизнь, свободу и счастье. Сахаровские формулировки были близки формулировкам Томаса Джефферсона, автора Декларации независимости США. Через несколько дней после написания Конституции, Сахаров перенёс инфаркт и скончался. Были и остаются некоторые подозрения, что Андрей Дмитриевич был отравлен. Он умер в возрасте 68 лет.
До работы над фильмом о Сахарове Шерри Джонс дважды побывала в Москве, работая по заданию телекомпании PBS над документальными картинами «Назад в СССР» ("Back in the USSR", 1987) и «Внутри горбачёвского СССР» ("Inside Gorbachev's USSR", 1989). А в период работы над фильмом о Сахарове Шерри Джонс подучила русский язык и провела в Москве несколько месяцев в 1990-1991 годах, собирая архивные видеоматериалы и беря интервью у членов семьи Андрея Дмитриевича, у его друзей, у диссидентов и даже у бывших сотрудников КГБ. По словам Шерри Джонс, Министерство атомной энергетики СССР согласилось передать ей для копирования 45-минутную видеозапись с Сахаровым, но потребовало за это 1 миллион 250 тысяч долларов. После того как журналистка поинтересовалась, из каких расчётов возникла эта сумма, ей ответили, что из цен на рекламу в вечернее время на американском телевидении. Тогда Шерри Джонс объяснила, что она независимый продюсер документальных фильмов для некоммерческого общественного телевидения, и предложила за плёнку 2 тысячи долларов. Советское Министерство по атомной энергетике тут же согласилось на эту сумму.
Главная идея, проводимая автором фильма: Сахаров был инстинктивным демократом в стране, не имевшей опыта демократии.
Шерри Джонс очень хотела, чтобы её фильм увидели зрители в СССР и потому сделала русскоязычный вариант. Ни она сама, ни её зрители по обе стороны океана, ни я, участвовавший в работе над фильмом, не могли себе представить, что демократия, о которой мечтал для своей страны Андрей Дмитриевич Сахаров, так и останется мечтой даже после распада Советского Союза и отмены диктатуры КПСС, что инакомыслящих будут по-прежнему арестовывать, оппозиционеров травить и убивать, народ запугивать, а дураки и плохие дороги так и останутся главными особенностями этого государства.
У меня сохранилась не очень качественная копия первых 29 минут фильма, которую я передаю редакции журнала «Чайка» для ознакомления и иллюстрации рассказанного мною в этой статье.
----------
* См. опубликованные в журнале ЧАЙКА статьи Генриха Голина «Человек-легенда. К 100-летию со дня рождения А. Д. Сахарова» и Владимира Альбрехта «Об Андрее Дмитриевиче Сахарове».
Комментарии
Гражданин Андрей Сахаров
А где же фильм целиком?
Добавить комментарий