Памяти погибших кораблей. Часть 19. Пассажирский паром «Донья Пас»

Опубликовано: 21 июля 2021 г.
Рубрики:

На Филиппинах издавна существует традиция: под Рождество огромное число жителей страны срывается с насиженных мест и устремляется в свою столицу Манилу – к родственникам, друзьям и просто развлечься в большом и шумном городе. Ну а поскольку Филиппины – это архипелаг, основной вид транспорта для доставки жителей – это паромы. 

Один из таких паромов под названием «Донья Пас» вышел из порта Таклобан в 6 часов 30 минут утра 20 декабря 1987, чтобы на следующее утро прибыть в Манилу.

Судно было построено в Японии в 1963 году, то есть к описываемому событию ему было уже четверть века – весьма почтенный возраст для парохода любого назначения. Согласно документации, паром мог принять на борт 608 пассажиров. Но в этом рейсе по официальным данным на борту парома было 1583 человека: 1525 пассажиров и 58 членов экипажа, однако анонимные источники компании Sulpicio Lines, которой принадлежал паром, сообщали, что на рейс тайком продавались дополнительные билеты по сниженной цене и многие пассажиры не входили в официальный список. К этому добавлялось то, что часть пассажиров провозила с собой детей без оформления билетов. Паром был перегружен, многие пассажиры обитали в переполненных каютах и сидели по три-четыре человека на одной матросской койке. Кто-то занимал место в коридорах, а многие и вовсе располагались на палубе вповалку.

Погода стояла ясная, хотя было довольно сильное волнение. Вечером судно вошло в пролив Таблас. Где-то после 22 часов местного времени большинство пассажиров спало. А в 22 часа 30 минут произошло столкновение с танкером «Вектор», который следовал в порт Масбат. От удара танкер получил значительную трещину в борту и раскололся пополам. 8800 баррелей бензина и сырой нефти, а также спирт, находившиеся в трюмах танкера, тут же воспламенились, превратив оба судна в пылающие факелы на воде. 

«Я подошел к окну, чтобы посмотреть, что случилось, и увидел, что море охвачено огнем, – рассказывал Пакито Осабель, выживший пассажир «Доньи Пас». – Пожар распространялся быстро, языки пламени были повсюду. Ни матросы, ни офицеры судна никак не реагировали на происходящее. Все требовали спасательных жилетов и шлюпки, но их не было. Шкафчики, в которых хранились жилеты, оказались заперты, а ключей не могли найти. Шлюпки сбрасывали в воду просто так, без всякой подготовки. Царили паника, бардак, хаос».

Страшно даже представить, что началось сразу же после столкновения танкера и «Доньи Пас». Моментально погас свет, в кромешной тьме люди ринулись к выходу, который искали на ощупь. Огонь, перекинувшийся с «Вектора» на паром, только усугублял ситуацию. В давке погибло не менее тысячи, а то и полутора тысяч человек.

Однако, выбежав на палубу, люди увидели, что из бортовой пробоины «Вектора» в море выливается нефть, которая, образовав на поверхности воды толстый слой пленки, воспламенилась и горит. Таким образом, пассажиры «Доньи Пас» оказались перед дилеммой: либо сгореть на борту парома, охваченного пламенем, либо прыгать в горящую воду. И все же невыносимый жар пламени заставлял людей нырять в огонь.

Те, кто остался на борту, с надеждой и отчаянием вглядывались вдаль, надеясь увидеть на горизонте спасательные суда, которые вырвут их из пасти смерти или попытаются погасить пламя на борту парома. А из коридоров доносились истошные крики пассажиров, которым толпа переломала ноги и руки, сделав их неспособными к самостоятельному передвижению. Люди сгорали заживо или задыхались в парах ядовитого дыма. 

«Донья Пас» затонула через два часа после столкновения, танкер «Вектор» — через четыре часа. По неведомым причинам ни с одного корабля, терпящего бедствие, не был получен сигнал SOS, так что власти узнали о трагедии только спустя восемь часов. Возможно, радиостанции вышли из строя при ударе и взрыве, либо они и раньше не работали. 

Спасательные работы продолжались несколько дней, и они подтвердили наихудшие предположения. Удалось спасти лишь 24 пассажиров, из которых зарегистрировано было лишь пять, а остальные были «зайцами». На следующий день после катастрофы спасшиеся пассажиры рассказывали журналистам, следователям и официальным представителям филиппинских властей, что на своем пути «Донья Пас» сделала все запланированные остановки (всего их было четыре), и везде на борт парома загружались все новые пассажиры. 28 декабря 1987 г. депутат Палаты представителей Филиппин Рауль Даза заявил, что по меньшей мере 2000 человек на борту «Донья Пас» не были в официальных списках. В январе 1999 г. комиссия по расследованию сделала заявление, основанное на судебных разбирательствах, что на борту парома был 4341 пассажир. За вычетом 24 выживших и с учётом 58 членов экипажа это составило 4375 погибших. Вместе с 11 погибшими членами команды танкера «Вектор» окончательное число жертв трагедии 4386 человек.

Из команды «Доньи Пас» не спасся никто. Большая часть выживших получила ожоги от горевшего топлива. Тела тысяч пассажиров так и не были найдены. Триста трупов выбросило на берег в течение нескольких последующих дней. Все они, по сообщениям филиппинских властей, были объедены акулами.

Президент Филиппин Корасон Акино назвала произошедшее «национальной трагедией». Папа Римский Иоанн Павел II, премьер-министр Японии Нобору Такэсита и королева Великобритании Елизавета II выступили с официальными соболезнованиями.

Компания «Sulpicio Lines» сообщила, что пострадавшим будет выплачено по 20 тысяч филиппинских песо (примерно 470 долларов). Но и эти ничтожные суммы были выплачены только в 2017 году.

По материалам первоначального расследования, проведенного службой береговой охраны Филиппин, главной причиной трагедии стало халатное отношение команд обоих судов к своим служебным обязанностям. Ни на «Векторе», ни на «Донье Пас» никто не следил за курсом, навигационные приборы отсутствовали, а «Вектор» вообще не имел лицензии на морские перевозки и фактически ходил нелегально. На борту не было опытного вперёдсмотрящего. Непосредственно перед столкновением на капитанском мостике парома «Доньи Пас» находился всего один человек, причем довольно низкой квалификации, а остальные офицеры были в кубрике, смотрели телевизор и пили пиво. После столкновения всех охватила паника, командой не было предпринято никаких действий по тушению пожара и борьбе за спасение судна и пассажиров. 

В 2019 году затонувшие судна были обнаружены и исследованы экспедицией, базировавшейся на научно-исследовательском судне «Петрел» (экспедиция, финансируемая фондом Пола Аллена, которая на протяжении ряда лет занималась поиском и исследованием кораблей, затонувших в ходе Второй Мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий). Оба затонувших корабля находятся на глубине в 500 метров и лежат на дне на ровных килях, на расстоянии около 2200 метров друг от друга.

Долгое время причины столкновения судов в проливе Таблас оставались неизвестными и по этому поводу велись многочисленные дискуссии. И к сегодняшнему дню не до конца понятно, как паром и танкер могли столкнуться в широком проливе при ясной погоде. Но если точные причины катастрофы неизвестны, то косвенные причины установлены давно.

Во-первых, как мы уже говорили, танкер «Вектор» не имел лицензии и не имел права вообще выходить в море. 

Во-вторых, при столкновении и последующем пожаре на судне началась паника и давка. Пожар на судне и горящая вода закрывали все пути к спасению, и большое количество людей погибло в огне как на пароме, так и в море — вследствие разлива нефтепродуктов с танкера «Вектор». Вода буквально горела и не оставляла никаких шансов на спасение. Кроме того, воды в проливе кишели акулами, что также рождало страх в людях и лишь отчаяние заставляло их покидать судно.

В-третьих, на пароме были спасательные жилеты, однако они все хранились под замком, и даже, если бы кто-то из членов команды открыл склад с жилетами, их вряд ли хватило бы на всех. Но жилеты, как и люди, нуждающиеся в них, ушли на дно.

И наконец, команда парома «Донья Пас» не предпринимала никаких попыток к организации спасения людей, эти люди не были готовы к возникновению чрезвычайной ситуации. Профессионализм команды парома до сих пор вызывает вопросы.

До сих пор неизвестно, почему ни на пароме, ни на танкере никто не подал сигнал SOS, никто не позвал на помощь, так что власти, как мы уже упомянули, узнали о происшедшем только утром, когда спасать уже было практически некого.

Абсолютно пренебрежительное отношение к безопасности судов и непрофессионализм экипажей, возможность получить дополнительную выгоду и экономия на всем — все это стало причинами страшного кораблекрушения, во время которого погибло втрое больше людей, чем на «Титанике». Кстати, погибший паром «Донья Пас» до сих пор называют азиатским «Титаником».

Надо отметить, что родственники жертв все еще продолжают судебные тяжбы против оператора Sulpicio Lines и владельца танкера «Вектор» Cal-Tex Philippines, Inc., обвиняя их в преступной халатности. Однако даже спустя тридцать с лишним лет после катастрофы никаких успехов в этом деле не было достигнуто и никто не понес наказания за случившуюся трагедию.

Вот такая история. Человечество продолжает наступать на одни и те же грабли, не желая понимать, что море не прощает расхлябанности, непрофессионализма, благодушия и недобросовестности, и сколько раз люди будут забывать эту истину, столько раз море будет наказывать их самым жестоким образом, отнимая у них самое дорогое – жизнь.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки