23-го августа 2021 года в столице Украины открылся и с огромным успехом прошёл учредительный саммит так называемой “Крымской платформы”.
Что же такое этот стартовавший в канун 30-летия независимости Украины международный форум? “Крымская платформа” – это инициированная Офисом Президента Владимира Зеленского и Министерством иностранных дел Украины постоянно действующая международная переговорная площадка для обсуждения путей деоккупации Крыма. Время действия “платформы” – до полного прекращения оккупации Крымского полуострова и его реинтеграции в состав Украины.
Вопреки немалому закулисному противодействию России форум получился весьма представительным – официальные посланники 47 стран, а это почти 25 процентов всего мирового сообщества, приняли участие в саммите. Состав участников впечатляет: все члены НАТО, все члены ЕС и большая семёрка. На уровне высшего руководства, кроме Владимира Зеленского, президенты трёх балтийских стран, Польши, Венгрии, Молдовы, Словении и Финляндии; премьер-министры Словакии, Грузии, Хорватии, Румынии и Швеции, главы МИД Турции, Австрии, Ирландии, Люксембурга, Болгарии, Черногории, Северной Македонии, Президент Европейского Союза Шарль Мишель, послы Японии, Канады, Греции, Австралии, Новой Зеландии, Кипра, Мальты, Исландии. Конечно, саммит был бы ещё более резонансным, если бы ведущие государства мира были представлены на нём своими первыми лицами. Тогда и другие страны потянулись бы за задающими тон в мировой политике лидерами.
Сказалась проводимая администрацией Байдена политика умиротворения агрессора, её нежелание поднимать градус напряжённости в отношениях с нынешним российским руководством. Такой же была и позиция уходящего германского канцлера – свой прощальный визит в Киев Ангела Меркель завершила аккурат 22-го августа, за день до начала “Крымской платформы”. США на саммите представляла министр энергетики Дженнифер Грэнхолм, Германию – Петер Альтмайер, министр энергетики и экономики. Не было на саммите и представителя Азербайджана, территориальную целостность которого Украина всегда и последовательно поддерживала. Как, впрочем, и Азербайджан, который в памятном 2014 году проголосовал за принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 68/262, подтверждающей суверенитет и территориальную целостность Украины в её международно признанных границах. (Против резолюции 68/262 из постсоветских стран, кроме России, проголосовали Армения и Беларусь).
Первоначально саммит планировался к проведению в мае 2021 – к годовщине депортации крымскотатарского народа, одного из самых зловещих преступлений сталинской эпохи. Позднее, учитывая влияние коронавирусной пандемии и необходимости сосредочиться на более тщательной подготовке к форуму, саммит решили провести 23 августа, за день до празднования 30-летия независимости Украины.
В чём важность и необходимость появления “Крымской платформы”? Проблемы временно оккупированных районов Луганской и Донецкой областей Украины постоянно обуждаются в рамках так называемых Минского и Нормандского форматов. В случае же аннексированного Крыма отсутствовал какой-либо международный механизм, который бы актуализировал проблему оккупированного полуострова, формулировал и осуществлял стратегию его деокуппации, механизм, дающий возможность держать вопрос Крыма в пристальном фокусе внимания мировой общественности. (Формат “Женева плюс”, предложенный в 2016 году Петром Порошенко, не был реализован). Правильность выбранной украинским руководством концепции доказывает то, как со временем сместились на периферию обсуждаемых тем международной политики и Приднестровье, и последствия августа 2008 года, когда российские войска вторглись на территорию Грузии. Здесь же стоит отметить и действенность проводившихся в течение 30 лет руководством Азербайджана информационных мероприятий по освещению проблемы Нагорного Карабаха – во многом благодаря им карабахский вопрос не был забыт и не ушёл из мировой повестки дня.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сформулировал пять приоритетных направлений работы “Крымской платформы”:
- Вопросы безопасности, включая вопросы свободы мореплавания
- Обеспечение эффективности санкционных ограничений, введённых против государства-агрессора
- Защита прав человека и международного гуманитарного права
- Защита образовательных, культурных и религиозных прав
- Преодоление негативных экономических и экологических последствий временной оккупации Крымского полуострова
Особое внимание было также уделено вопросу политзаключённых в оккупированном Крыму.
Что войдёт в инструментарий, в список мероприятий “Крымской платформы”? Их неполный перечень включает конференции и круглые столы, работы экспертных сообществ из стран-участников, которые будут представлять правительствам и общественному мнению своих государств исследования и доклады по ситуации в Крыму. На государственном уровне – это среди прочего, “создание сети постоянной оперативной коммуникации между представителями министерств иностранных дел государств - участников Платформы.” Будут также созданы контактные подразделения по вопросам Крыма. В центре украинской столицы откроется офис постоянного представительства “Крымской платформы” – отсюда будут координироваться её дальнейшие действия. “Крымская платформа”, по образному выражению Владимира Зеленском, станет “колоколом”. Думается, что именно так - колоколом, который будет доносить до мира правду о Крыме, который не даст ему забыть о растоптанном и оплёванном международном праве. И, конечно, первостепенная задача состоит в том, чтобы “Крымская платформа” в перспективе стала долгосрочным, набирающим мировое влияние и признание форумом.
Какова позиция России по отношению к саммиту? Она изменилась со временем - от заявленной в декабре 2020 года Марией Захаровой готовности участвовать в нём, при условии “...если на этой площадке планируется обсуждать восстановление водоснабжения Крыма и подачи электроэнергии, снятие Киевом торговой и транспортной блокады полуострова, то мы не против такого сотрудничества” (странная и совершенно не адекватная позиция – ожидание от жертвы агрессии помощи, содействия государству-агрессору в отторжении и освоении аннексированных украинских земель) - до прямых угроз странам-участникам. В марте 2021 та же Мария Захарова: “…будем рассматривать участие любых стран и организаций в таких действиях, включая инициативу "Крымская платформа", как недружественный в отношении России шаг, как прямое посягательство на ее территориальную целостность”. Многократно официальные российские представители заявляли и продолжают заявлять, что вопрос с Крымом закрыт раз и навсегда, именно этим доказывая ровно обратное – разве нуждается по-настоящему закрытый в мировой политике вопрос в таких бесконечных мантрах?! Всё ещё только начинается.
В отдельных публикациях, посвящённых состоявшемуся 23-его августа в Киеве событию, прозвучало мнение, что территории нельзя вернуть конференциями, подписанием документов и другими мирными инициативами. Ошибаются те, кто так считает. Очень хорошо сказала об этом в интервью Радио «Свобода» Президент Эстонии Керсти Кальюлайд:
“...Мы (страны Балтии) ждали 50 лет. 50 лет мы не признавали оккупацию. И в случае с Крымом нам необходимо такое же стратегическое терпение. “Крымская платформа” подтвердила, что огромное количество стран имеют политическую волю для такого стратегического терпения.”
Этот исторический поворот, возвращение Украины к своим международно признанным границам неизбежно произойдут. Логика истории, выстраданный человечеством после двух страшных мировых войн порядок не примет изменения государственных границ силой, не примет сталкивания мира к хаосу, к уподоблению отношений между странами бандитскому беспределу. Наступит и время, когда к обновлённой России придёт осознание, что уважение украинской свободы, субъектности, суверенности - есть залог её собственной свободы и процветания.
Комментарии
Статья написана остро и
Статья написана остро и профессионально. Чувствуется, что автору, как и многим иммигрантам, небезразлична судьба Украины.
Хочется больше материала от
Хочется больше материала от этого автора. Я и многие мои знакомые будем с нетерпением ждать новых публикаций от Самсона Кацмана.
Добавить комментарий