«Разоблаченная ложь есть столь же
важное приобретение для блага человечества,
как и ясно выраженная истина»
Л. Н. ТОЛСТОЙ
«Об истине, жизни, поведении»
Буквально на днях, включив телевизор, стал свидетелем, как соловьевская компашка, имея в своем составе польского пропагандиста, вдруг начала необузданную полемику по поводу кровавого навета и погрома евреев в польском городе, который еще не смог оправиться от войны с фашизмом.
Впервые о кровавом навете, обвинявшем евреев в том, что они при отправлении своих религиозных ритуалов убивают христианских младенцев и пьют их кровь, мы узнали из школьного учебника истории, где, по тем временам, достаточно подробно излагалось так назывемое «дело Бейлиса». Два года (1911 – 1913) длился беспрецедентный процесс, инспирированный царским правительством, над приказчиком киевского кирпичного завода Менделем Бейлисом, который обвинялся в убийстве путем выпускания крови 13 – летнего учащегося Киевско-Софийского духовного училища Андрея Ющинского.
И хотя впоследствии было доказано, что истиными убийцами мальчика были скупщица краденого Вера Чеберяк и подельники из её притона, процесс сопровождался разгулом антисемитской истерии. Вместе с тем в среде интеллигенции росло протестное движение российской и мировой общественности. В ходе судебного процесса среди обличителей лжи и фальсификаций особо выделялся известный русский писатель, общественный деятель и правозащитник, В. Г. Короленко, который написал десятки статей в защиту Бейлиса. Интересно отметить, что суд присяжных, состоящий в основном из местных крестьян, Бейлиса оправдал.
В те годы нам представлялось, что это печальное событие в истории российского еврейства было явлением исключительным даже в мировом масштабе. Но все оказалось совсем не так: юдофобский кровавый навет, достигший наивысшего накала в годы средневековья, продолжает свое позорное существование и в XXI веке.
Главным мотивом гонений на евреев всегда была попытка обратить их в свою веру, а заодно и поживиться собственностью еврейских семей, которые, как правило, предпочитали судьбу изгоев, сохранив при этом верность своему народу. Когда заходит речь об истории преследования евреев в европейских странах, память невольно обращает нас к Испании 1492 года. Но мало кому известно, что первое изгнание евреев в масштабах целого государства произошло значительно раньше, в 1290 году, в Англии.
А еще раньше, за 35 лет до изгнания именно в Англии впервые официально прозвучало чудовищное обвинение евреев в ритуальных убийствах, когда 19 евреев города Линкольн были без суда казнены по ложному обвинению в распятии мальчика по имени Хью. Так как тело мальчика нашли в колодце, принадлежащем еврею Копину, этот еврей был казнен по указу короля Англии Генриха III. Приказ об изгнании всего еврейского населения Англии был подписан 9 ава (по еврейскому календарю), в тот самый печальный для евреев день поста в память о разрушении обоих Храмов. На протяжении почти четырех веков, вплоть до 1670 года, евреям не разрешалось возвращаться в Англию.
Вместе с тем даже многовековое отсутствие в стране евреев не избавило англичан от антисемитизма. Евреев продолжали обвинять в ритуальных убийствах, а великий Шекспир в своей пьесе «Венецианский купец» создал омерзительный* образ еврея – ростовщика Шейлока, собирающего долги человеческой плотью. Трудно себе представить, что этот средневековый юдофобский шедевр великого классика до сих пор не сходит с театральных подмостков некоторых цивилизованных стран, не исключая и Англию.
В 1462 году в городе Ринн (Австрия), по версии властей, мальчик по имени Андреас Окснер был куплен еврейскими торговцами, а затем жестоко убит в близлежащем лесу, а его кровь собрана в специально приготовленные сосуды. Впоследствии эта история была возведена в местный культ и родилась легенда, что деньги, переданные за мальчика его крёстному отцу, превратились в листья и что на его могиле зацвела лилия. И этот мистический культ длился много лет, пока епископ Инсбрука уже в наши дни (в 1994 году) его официально не запретил.
В 1475 году в городе Тренто (Италия) отец двухлетнего мальчика Симона донес, что его сына похитили и убили местные евреи. Пятнадцать евреев были обвинены в этом преступлении, приговорены к смерти и сожжены, а убиенный Симон был возведен в ранг святых папой Сикстом V в 1588 году. И лишь в 1965 году культ его был отменен как клеветнический и противоречащий позиции католической церкви в отношении кровавого навета.
В 1491 году в Испании была обвинена группа евреев в убийстве четырехлетнего мальчика Кристофера из Толедо. По этому делу были казнены восемь евреев. Все это было инсценировано испанской инквизицией как повод для изгнания евреев из Испании. Папой Пием VII в 1805 году Кристофер был канонизирован. И хотя позже канонизация мальчика была отменена, этот случай и по сей день охотно продолжают использовать, как аргумент в пользу правдивости обвинений.
В 1529 году в городе Базин (Венгрия) девятилетний мальчик умер от потери крови. Тринадцать евреев заставили признаться в этом преступлении, и все они были публично сожжены. Истина вскрылась позже, когда этого ребенка обнаружили живым и невредимым в Вене. Его похитил обвинитель, граф Вольф из Базина, отделавшийся таким путем от своих еврейских кредиторов.
В 1690 году в Речи Посполитой (ныне – Польша) русская православная церковь возвела в ранг святых шестилетнего мальчика Гавриила из деревни Зверки. В соответствии с составленным его житием, мальчика похитили из дома в период еврейского праздника Песах, когда родителей не было дома. Еврей из Белостока по фамилии Шутко был обвинен в том, что привез ребенка в Белосток, где его кололи острыми предметами и собирали кровь в течение девяти дней. Затем тело ребенка отвезли в Зверки и там бросили в поле. В 1820 году ребенка канонизировали. В наше время его мощи продолжают являтся предметом поклонения паломников.
27 июля 1997 года, в День всех святых, белорусское телевидение показало фильм, утверждающий правдивость этой ужасной фальшивки. Возрождение культа кровавого навета в Белоруссии было квалифицировано в международном отчете по правам человека и религиозных свобод как опасное проявление антисемитизма.
И уж совсем недавно, всего 9 лет тому назад, 23 августа 2012 года на сайте Интернета PablicPost под кричащим заголовком «Кому мешает кровь христианских младенцев» размещена фотография, на которой Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл восседает в центре между двумя главными раввинами России Адольфом Шаевичем и Берл Лазаром. В тексте под фотографией размещена информация федерального телеканала о прошедшем визите патриарха Кирилла в Польшу к мощам «зверски замученного иудеями» младенца. Телеканал «Россия» рассказал о визите главы РПЦ в Никольский кафедральный собор в городе Белостоке: «Кирилл поклонился святым мощам мученика младенца Гавриила. (...) Святой младенец Гавриил родился в 1684 году в семье крестьянина в Белостокском уезде Гродненской губернии. По существующей легенде, в 1690 году Гавриил был выкраден из дома иудеем и вывезен в Белосток, где был зверски замучен».
Спустя несколько часов после этой публикации редакция сайта программы «Вести» убрала из текста упоминание об «иудее», но у блогеров сохранился скриншот первоначального варианта новости. Защитник и глашатай православных деяний патриарха Кирилла, протодиакон РПЦ Андрей Кураев**, бывший профессор Московской духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, используя весь свой талант словоблудия, заявил: «...На мой взгляд, телекомпания ВГТРК поступила правильно. Они воспроизвели тот культурный факт, который есть. Культурный факт не означает факт исторический. В данном случае культурным фактом, влияющим на историю, является то, что в житии мученика Гавриила именно так эта история и дается».
Еще в 1975 году православный священник еврейского происхождения Александр Мень в интервью самиздатскому журналу «Евреи в СССР» предположил, что святой Гавриил Белостокский будет все-таки деканонизирован. Кураев назвал это предположение уважаемого православного священника отца Меня, его личными «чесалками», а, возмутившегося по этому же поводу главного раввина России Берл Лазара осадил оскарбительным заявлением, что «...никакой деканонизации Гавриила Белостокского не будет, а Берл Лазар немножко забывает, что он не в Америке, а в России».
Настораживает еще и другой факт: находясь в Белостоке, патриарху Кириллу даже в голову не пришло вспомнить и поклониться невинным жертвам погрома, учинённого 10 июля 1941 года в Едвабне, под Белостоком, когда разбушевавшаяся безо всякого повода толпа поляков, уничтожила почти всех евреев, которые, кстати сказать, составляли подавляющее большинство жителей этого местечка. Со слов очевидца известно, что участники того кровавого шабаша сначала убивали евреев поодиночке – палками, камнями, мучили, отрубали головы, оскверняли труппы. Около полутора тысяч оставшихся в живых были загнаны в овин и сожжены. Но Патриарха всея Руси сомнительные мощи отрока Гавриила волнуют больше, чем тысячи растерзанных евреев только в одном местечке Едвабне.
С 1823 по 1835 годы длился имперский суд России в городе Велиж(ныне Смоленская область), в котором рассматривалось дело по обвинению 40 евреев города в ритуальном убийстве трехлетнего мальчика Федора Иванова. Обвиняемые были оправданы и отпущены на свободу после девяти лет заключения, четверо из них за это время погибли.
В 1840 году антисемиты-христиане внедрили кровавый навет в мусульманский мир, в результате чего члены еврейской общины Дамаска были обвинены в убийстве католического монаха отца Томаса и его слуги. Это «Дамасское дело» стало поворотным пунктом в еврейской истории, потому что впервые евреи разных стран, включая лидеров общин Англии, Франции, Австрии, Германии и США, объединились, чтобы выразить свой протест против антисемитизма. При поддержке английской королевы Виктории, сэр Мозес Монтефиоре и француз Кремье поехали в Египет и добились освобождения арестованных, за исключением двух человек, которые скончались, не выдержав пыток.
Следует отметить, что только основоположник и ведущий наставник немецкого реформированного иудаизма Авраам Гейгер противился оказанию помощи евреям Дамаска. Именно этот «наставник» тогда изрек фразу, ставшую позором для всего еврейства: «Для меня важнее, чтобы евреи могли работать на благо Пруссии как фармацевты и адвокаты, чем спасение евреев Азии и Африки, хотя по-человечески я им сочуствую».
В том же году евреи острова Родос, находившегося под властью Османской империи, были обвинены в убийстве греческого христианского мальчика. Клеветническое обвинение проходило при поддержке местного губернатора и европейских консулов на Родосе. Несколько евреев было арестовано и замучено, а вся еврейская часть острова была на 12 дней изолирована, хотя судом все они были оправданы.
В 1852 –1853 г.г. в Саратове евреи Юшкевичер, Шлиферман и Юрлов были обвинены в ритуальном убийстве двух мальчиков – Феофана Шерстобитова и Михаила Маслова, 10 и 11 лет соответственно. Обвиняемые евреи были сосланы на каторжные работы на рудники, сроком на 20 лет, хотя обвинения в ритуальных убийствах с них были сняты.
В 1878 году в Грузии в окружном суде Кутаиси проходил судебный процесс, из-за которого эта история стала известна как «Кутаисское дело». В ритуальном убийстве девочки Сарры Модебадзе обвинялись 9 евреев из села, расположенного недалеко от города Сачхере. Все обвиняемые евреи были оправданы.
В 1882 году в деревне Тисаэслар (Венгрия) были обвинены евреи в ритальном убийстве четырнадцатилетней христианской девочки Эстер Солимоси. И хотя все обвиняемые были оправданы, этот случай послужил одной из основных причин роста антисемитизма в стране.
В 1910 году в городе Шираз (Иран) еврей был обвинен в ритуальном убийстве мусульманской девочки. Обвинение не было доказано, но явилось причиной погрома, в результате которого погибло 12 и было ранено около 50 невинных жертв.
Особняком в череде историй кровавого навета стоит погром евреев в городе Кельце (Польша) в первом послевоенном 1946 году. Только закончилась ужасная война, унесшая миллионы жизней, и, казалось, юдофобскому разгулу пришел конец, но, увы, это только казалось. В Кельце до начала Второй мировой войны проживало около 20 тысяч евреев, что составляло треть населения города. После окончания войны там осталось всего около 200 выживших после Холокоста евреев, в большинстве – бывших узников концлагерей. Все они жили компактно в здании на улице Планты, 7, где располагался еврейский комитет и организация «Сионистская молодежь».
Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика. Он исчез 1 июня 1946 года и возвратился домой через два дня, рассказав, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить. Позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан в деревню, где его научили, что он должен рассказывать о своем исчезновении.
4 июля 1946 года в 10 часов утра в городе Кельце начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе и в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были такие: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!». В полдень в здание вошла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом, которая разоружила готовых к сопротивлению евреев. Как позже выяснилось, Блахут был единственным представителем милиции среди прибывшей группы людей. Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу!» Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать евреев поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями. В ходе погрома было убито 47 евреев, среди них дети и беременные женщины, было очень большое количество раненых.
Верховный суд Польши приговорил девять участников погрома к смертной казни. Президент ПНР Болеслав Берут не воспользовался своим правом помилования, и осужденные на смерть были расстреляны.
Погром в Кельце вызвал массовую эмиграцию евреев из Польши. После погрома в течение июля эмигрировало 19 тысяч евреев, в августе - еще 35 тысяч.
В 1996 году (50 – ю годовщину погрома) мэр Кельце принес извинения от имени горожан, а в 60 – ю годовщину церемония памяти о погибших евреях проходила с участием Президента и министров. Польский президент Лех Качинский назвал погром в Кельце «позором для поляков и ужасной трагедией евреев».
По иному было в России. В начале января 2005 года 20 депутатов Госдумы опубликовали в газете «Русь православная» открытое письмо генеральному прокурору с требованием о запрете в стране всех еврейских религиозных и национальных объединений. Аргументация авторов письма, под которым стояло 500 подписей (письмо стало известно как «Письмо 500»), была следующей: «эти еврейские организации являются экстремистскими, антихристианскими и негуманными, практикующими даже ритуальные убийства». В дальнейшем письмо было депутатами отозвано, но, получив известность, оно было дополнено многочисленными подписями пожелавших присоединиться к обращению. Как говорится, «в сухом остатке» это письмо было названо сначала «письмом 5000», а позднее «письмом 15000».
В завершение весьма уместно привести высказывание известного писателя и публициста, раввина Йосефа Телушкина об отношении моего народа к т. н. кровавому навету, взятые из его книги «Еврейский мир»:
«Ирония судьбы в том, что навет направлен против народа, который первым в истории поставил человеческие жертвоприношения вне закона (Брейшит, 22 и Дварим, 18:10) и был единственным народом древнего Ближнего Востока, который запретил употребление какой бы то ни было крови (Ваикра, 3:17, 7:26, 17:10 – 14; Дварим, 12:16, 12:23 – 25)».
-----------
* «...у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Из заметок Пушкина 1835-36 гг. (прим. ред.)
** 29 декабря 2020 года Епархиальный церковный суд Москвы принял решение о лишении сана Кураева, которое вступит в силу в случае его окончательного утверждения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (прим. ред.)
Добавить комментарий