До встречи Нового Года оставалось всего несколько дней. Весёлая пушистая ёлка красовалась в углу гостиной прямо напротив камина. Языки пламени забавно плясали на разноцветных ёлочных шарах и блестящих гирляндах.
Невольно на память приходили Новогодние праздники в московскую бытность, в далёкие детские годы. Стоя у окна и любуясь замысловатыми снежинками, плавно опускающимися на запорошенные снегом ветви деревьев, Антон погрузился в ностальгические воспоминания.
Медленно перелистывая страницу за страницей своего детства, вспоминал, как наряжал ёлку с родителями, как томился в ожидании Деда Мороза и новогодних подарков. Внезапно картинки детства сменили мысли о предстоящем празднике, о приезде детей и внуков.
Как дорожил он этими праздниками, как долго они с женой готовились к ним, как были счастливы, когда за Новогодним столом собиралась вся семья и дом наполнялся смехом, весельем, звонкими детскими голосами. Тщательно продумывая и составляя программу на каждый день и каждый час, старались ничего не упустить. Спланировали лыжную прогулку, пикник на снегу под ёлкой, катание на коньках и даже верховую езду.
Но у жизни были свои планы, своя программа… Чудовищная головная боль смешала мысли, Антон еле удержался на ногах, хорошо, что жена оказалась рядом, подхватила, усадила в кресло. Хотел дойти до кровати, но ноги не слушались, всё тело казалось чужим и не покорным, отяжелевший язык путался во рту.
Жена бросилась к телефону вызвать скорую, но Антон стал нервничать, топать ногами, стучать кулаком по окну произнося невнятное «Нет». С трудом уложив мужа спать, Ольга углубилась в Медицинскую энциклопедию, мрачные слова прыгали перед глазами, подтверждая её догадку, все симптомы и признаки болезни были на лицо. Понимала, что требуется срочная госпитализация, но решила не идти против воли мужа и подождать до утра.
А под утро началась рвота, лицо исказила чудовищная гримаса, полностью пропала речь, парализованная рука безжизненно болталась вдоль длинного тела. Так без стука и разрешения в их дом ворвалась беда и в одночасье здоровый шестидесятилетний мужчина превратился в беспомощного инвалида.
Скорая доставила Антона в ближайший госпиталь, врачи работали оперативно, и вскоре тесты выявили инсульт -кровоизлияние в мозг, когда стенки сосудов, не выдерживая высокого давления, рвутся и кровь выбрасывается в ткань.
Состояние Антона было критическое, повреждена обширная зона мозга, полностью парализована часть тела, нарушены все функции организма. Несколько недель его жизнь висела на волоске, и ничто не давало шанса на выживание, ни многочисленные операции, ни интенсивное лечение. Драгоценное время, когда была необходима незамедлительная помощь, было упущено безвозвратно.
Антон находился в коме довольно долго, а когда пришёл в себя, всё равно продолжал оставаться в реанимации, поскольку тело его не подавало каких -либо признаков жизни и все необходимые функции организма выполняли подключенные к сети аппараты. Спустя некоторое время Антона перевели в Реабилитацию, где ему предстояло заново научиться глотать, ходить, говорить, предстояло начать свою жизнь сначала.
Семья Антона верила в успех, и как только врач объявил день выписки, начались поиски специалистов по реабилитации. Найти русскоговорящего лицензированного логопеда, принимающего страховки, было труднее всего, да к тому же время тогда было сложное.
Волна коронавируса накрыла все города и страны. Пик пандемии полностью изменил уклад нашей жизни, позакрывал большинство медицинских офисов, наложил запрет на непосредственный контакт с больными.
А дистанционные учебные и медицинские программы едва начинали разрабатываться и внедрялись в непривычную нам жизнь очень и очень медленно.
Дети Антона нашли мою страницу «Doctorspeech.com”онлайн и сразу же позвонили, спросив, возможна ли ежедневная Zoom Speech Therapy на русском языке. Понимая, что ему требуется интенсивная терапия и русскоговорящий логопед, поскольку речь после инсульта восстанавливается только на родном, первичном языке, умоляли начать лечение безотлагательно.
ZOOM THERAPY- поистине величайшее достижение техники, позволило нам в тот же день, буквально через несколько часов после наших переговоров, приступить к работе.
И каждый из нас находился перед компьютером в своём доме, в своей привычной обстановке, что было крайне важно для не подлежащего транспортировке больного. Начало занятий всегда бывает трудным для пациентов, но насколько сложным оно оказалось для Антона, описать просто невозможно. Ведь болезнь отняла у него всё; возможность понимать, говорить, ходить и даже питаться естественным путём. Теперь она диктовала нам свои условия: когда учиться, а когда отдыхать. Головные боли не оставляли Антона в покое, усталость наступала так быстро, что на полуслове он закрывал глаза и погружался в сон, вернуть его в рабочее состояние удавалось с неимоверным трудом. Глубокая депрессия перекрывала желание обрести утерянную речь и вернуться в прежнюю жизнь, он только молил бога, чтобы его поскорее оставили в покое.
Но семья не сдавалась; жена, дети, внуки тормошили его, будили, требовали ответа на вопросы, хотя понять его было абсолютно невозможно, во рту была настоящая каша.
Язык двигался с трудом, губы утратили свою подвижность, хриплый прерывающийся голос был едва слышен. Речевой аппарат Антона был критически слаб и бессилен и совсем не готов к речи. Поэтому прежде всего предстояло укрепить мышечную систему, заставить язык и губы двигаться для воспроизведения звуков речи.Массаж языка, артикуляционные, голосовые и глотательные упражнения проводили все члены семьи.
У каждого был свой участок работы, и каждый из них делал всё возможное и невозможное, чтобы вытянуть отца из лап тяжёлой болезни, вернуть его к жизни. День был разбит поминутно: Physical therapist учил ходить и сохранять баланс, Occupational therapist разрабатывал парализованную руку, учил одеваться, держать ложку, самостоятельно принимать пищу, учил писать. А восстановлением речи, памяти, интеллекта занималась я- Speech therapist.
Дни летели своим чередом и с каждым днём Антон всё больше втягивался в работу, меньше уставал, старался как можно эффективнее использовать время наших занятий. Медленно, но шаг за шагом его речь становилась более разборчивой, голос окреп и достиг необходимой громкости, увеличивался словарный запас. Постепенно к нему возвращалось понимание разговорной речи и прочитанного текста, возвращалась утерянная память. На моих глазах человек возрождался, менялся до неузнаваемости, уходил из той случайной чужой жизни, уходил всё дальше и дальше от болезни.
А ещё через некоторое время он мог говорить на любые темы, обсуждать политические новости, незабываемые фильмы, вспоминать любимых актёров. Антон был человеком высокого интеллекта, интересным эрудированным собеседником с прекрасным чувством юмора. Временами он поднимал вопросы, на которые найти ответ было отнюдь не просто. Любил рассказывать о своей научной работе, несмотря на вынужденные остановки, когда не мог подобрать нужное слово, хотя оно “сидело на кончике языка”. Тогда нервничал, терял нить, и снова и снова начинал свой рассказ сначала.
Расстраивался сильно, хотя понимал, что шлейф речевых проблем ещё будет тянуться за ним какое-то время, понимал, что нам ещё со многим предстоит справиться. Шли дни, недели, месяцы…Шесть долгих месяцев ежедневных изнурительных занятий без праздников и выходных. И только короткая ночь давала ему передышку, прогоняла усталость. А наутро опять занятия, упражнения, домашние задания, опять семинары разговорной речи. Шесть месяцев агрессивной реабилитации помогли справиться с депрессией и безразличием, вернули желание жить и работать, писать научные статьи, общаться с коллегами. Вернули мечту отправиться в кругосветное путешествие, вернули Антона в прежнюю жизнь.
Он победил болезнь, победил не только благодаря усилиям специалистов, но и своей силе воли, стараниям и поддержке семьи. Они верили в успех, и эта вера помогала им пройти через все испытания и тревоги, помогала бороться с болезнью вопреки безнадёжному прогнозу.
Беда не обошла его дом стороной, но добрые и надёжные отношения в семье сотворили чудеса. Сегодня мы расстались с Антоном, потому что ему нужен длительный отдых. Но пройдёт совсем немного времени и мы снова сядем за парту, вернёмся к нашим занятиям. И снова будет усталость, и снова будут взлёты и падения, но всё равно, невзирая на трудности и усталость, Антон дойдёт до конца.
Добавить комментарий