Каждый нормальный человек понимает, что русская культура не ответственна за подлость, агрессию, войну и террор. Наоборот, именно культура пытается их предотвратить и помочь народу выжить в тяжелых, чреватых безнадегой ситуациях. Нам кажется, что именно отсутствие должного внимания к культуре, к литературе и другим гуманитарным предметам в российских школах и университетах, и привели к «озверению» и впадению в «шовинистический угар» большой части населения. А то, что на почве ненависти к агрессии России народы вокруг нее сбрасывают памятники «русским», – легко понять. Так было и в годы русской революции, и не столь давно в Америке... Памятники отвечают за тех, кто по-настоящему должен нести ответственность, - российскую власть. Но это дело времени.
Редакция
...Верх над конечным возьмёт бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!...
Алексей К. Толстой
Этой и без того страшной для Украины весной ее города как будто соревнуются друг с другом в невиданном доселе виде спорта: сносе памятников Пушкину. Последний город в этом списке (если не ошибаюсь, седьмой по счету), — Николаев. Там смотрящий на море Пушкин таинственно исчез с постамента в ночь на 21 мая. Городской голова утром заверил жителей, что это сделано по приказу мэрии, дабы уберечь ценное произведение искусства от возможного вандализма. Мэр, выступивший в роли «господин совравши», по простоте своей не въехал, что вранье его предполагает ирреальную ситуацию: коммунальщиков, вкалывающих в ночную смену на ниве охраны культурных ценностей города.
На самом-то деле, городничий постыдился признаться жителям Николаева, что городские власти взяли на себя вину молодцов-западэнцев из теробороны (украинское ополчение), объезжающих города и веси отчизны со столь уникальной культурной миссией.
За неделю до этого в Чернигове объединёнными усилиями бригады теробороны и местных активистов демонтирован памятник Пушкину, установленный в далеком 1900-ом в сквере, тогда же недальновидно названным Пушкинским. Средства (1000 рублей) на памятник были собраны к столетию со дня рождения первого поэта Российской Империи черниговскими любителями литературы, что сегодня не помешало сбросить их кумира на задний двор местного исторического музея. Участвовавший в повале памятника местный активист простодушно признался журналистам, что хотя "Пушкин сам не бомбил Чернигов (и на том спасибо — СТ), но он – маркер, скрепа русского мира и, типа, тоже должен ответить за базар.
А между тем, представитель местной интеллигенции, директор того самого исторического музея, на заднем дворе которого в диковинной компании Зои Космодемьянской и других "декоммунизированных" элементов советской эпохи, томится Пушкин, куда как превзошел своего подчиненного. В защите кафкианщины, имеющей место на черниговщине, он пошел еще дальше. Тут уже чистый Зощенко начинается:
"Бюсту Пушкина не место в Чернигове, потому что Пушкин является определенным маркером того (дался им этот маркер, аки «бронированная камера» — СТ), что Московия называет "великой российской культурой". Но хочу отметить, что к слову "культура" есть антоним – слово "варварство". И вот то, что сейчас делает Московия – это варварство. А это значит, что никакой культуры у них нет".
Директору-администратору этого музея с «чеховской» фамилией, Сергею Лаевскому, и полчищам других имбецилов, полагающих, что война — весомая причина сбивать памятники Пушкину и не шутя, с монолитной серьезностью, подвергать «обнуленке» русскую культуру, ответил другой Сергей, Сергей Лозница, не хуже первого понимающий уровень варварства затеянной Россией войны. И ответил не где-нибудь, а на Каннском кинофестивале, где ему вручили вчера национальную французскую премию за вклад в искусство кино. Вот короткий отрывок из нее:
«...Они ведут войну на своем, особенном, фронте – не на том, где решается судьба Европы, современной цивилизации и, возможно, всего человечества, а на том, где государственное строительство подменяется войной культур, где знание собственной истории заменяется мифотворчеством, где свобода слова и свобода самовыражения объявляются вражеской пропагандой.»
Великая речь великого киевского режиссера-документалиста Сергея Лозницы заслуживает того, чтобы ее не мешали с цитатами из «простых людей». Простых, до идиотизма.
К этому чрезвычайно распространённому по всему миру типу homo sapiens относится и министр культуры Украины Александр Ткаченко, заявивший на презентации документального фильма, кстати, того самого Сергея Лозницы, о Бабьем Яре, что там лежат жертвы двух тоталитарных режимов. Не будем уточнять, какие две силы на самом деле принимали активное участие в обустройстве Бабьего Яра. Таковое уточнение почитается ныне абсолютно некошерным даже среди евреев, чьих отцов, дедов и прадедов сводили к зловещему урочищу в северо-западной части Киева каких-то 80 лет назад.
На посошок будет справедливо заметить, что в нонешнее время поросились безумными замечаниями об «отмене русской культуры», и, бери дальше, всего «русского мира», отнюдь не только так называемые простые люди.
«Сейчас не время для российского балета, не говоря уже о хоре Александрова. Сейчас не сезон для Чехова и даже Пушкина. Русская культура должна исчезнуть из общественного пространства», - заявил министр культуры Польши Пётр Глиньский.
Шизоидные обидки на Пушкина с Чеховым из уст начальника польской культуры не должны удивлять никого, кто знает, что отмашку на перевод ненависти ко всему русскому в разряд привычной рутины дал бос Петруши Глиньского Премьер-Министр Польши Матеуш Моравецкий, сказавший недавно:
«Так стало, уважаемые господа, что в контексте того страшного события, которым является война на Украине, Польша устанавливает здесь стандарты определенного рода. То, что ранее называлось русофобией, сегодня уже является мейнстримом».
Но на этом действующий глава исполнительной власти Польши не остановился и призвал окончательно и бесповоротно покончить с «раковой опухолью на теле человечества — русским миром». Покончить в целом, так сказать, а в не каких-то мелких раздражающих частностях, вроде Пушкина с Чайковским. Да, вы не ослышались, с Чайковским, на чей Щелкунчик борцы и борцуньи с «раковой опухолью русской культуры» со всей объединенной Европы не устают водить своих детей и внуков во время рождественских каникул.
"Польская радиостанции TokFM сообщила, что республиканские учреждения культуры приняли солидарное решение о запрете показывать в театрах и филармониях произведения великих русских композиторов, в частности, Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича, а также спектакли по мотивам произведений Антона Чехова. «Список будет дополнен и расширен», — уточняет радио".
В этот вязкий коллективный морок вступили и обычно независимые и здравомыслящие японцы:
«Сейчас в Японии вообще бросаются в глаза отмены связанных с Россией культурных событий — в первую очередь достается Петру Ильичу Чайковскому. Вернее, его увертюре "1812 год", посвященной победе русского оружия над Наполеоном. Зал "Бивако" в префектуре Сига выбросил это произведение из своей концертной программы в мае. Дирижер и художественный руководитель зала Рюскэ Нумадзири пояснил, что сейчас не время исполнять произведение о военной победе России.»
Есть во всем этом массовом умопомрачении одна пикантная деталь. Вернее – две. Пушкина, сказавшего о себе — «а я, повеса вечно праздный, потомок негров безобразный» — не спасает от нападок толерантного Запада, пусть и через прадеда, но вполне очевидно явленная белозубым оскалом, приплюснутым носом и толстыми губами принадлежность к сакральной на Западе негроидной расе. Чайковского — на том же Западе, и тоже не спасает — сакральная «гомосексуальная ориентация», как бы ни омерзительно нам было распределять общемировых гениев по непотребным реестрам, изобретенным непугаными либеральными идиотами. Так вот, инфо для размышления: принадлежность к «русскому миру», то есть, русскость, и Пушкина и Чайковского, свела на нет их остальные, непререкаемо священные для Запада качества.
На фоне параноидально-обсессивной борьбы с Пушкиным тех, кого Господь не сподобил национальными гениями такого калибра, необыкновенно соблазнительно закончить чем-то из «самого». Что называется «из Пушкина нам что-нибудь!». Ну, к примеру, процитировать из нечеловечески прекрасного по уровню версификационного мастерства «Погасло дневное светило...», которое «общероссийской скрепе», дружно поносимой ныне просвещённой Европой, удалось накропать будучи двадцати одного года отроду.
Да, соблазнительно, но на этом пути опасность подстерегает любого, кто «любит Пушкина, как люблю его я». Каждая строчка любого творения Пушкина моцартовски совершенна и настолько предельно гармонизирована, что увлечься в процессе цитирования — легко, а вот остановиться - трудно.
Поэтому мы пойдем другим путем.
На фоне нападок на русскую культуру в Европе и попытках ее бойкота, небезынтересно взглянуть на уникальный документ: цитату из книги «Die sowjetische Besatzung in Österreich 1945-1955 und ihre politische Mission» (Советская оккупация в Австрии 1945-1955 гг. и ее политическая миссия) историка Вольфганга Мюллера (Wolfgang Mueller).
«Для возрождения культурной активности населения, учреждения оккупационной власти пригласили местных деятелей культуры, художников и учёных для обсуждения совместной работы. 23.04.1945 обратился компетентный политический офицер майор Мирон Левитас к собравшимся в Доме Советов венским деятелям культуры: "Венская культурная жизнь должна возобновиться и стать такой же, как до 1938 года.[...] Необходимо приложить все силы, чтобы это было так, и культурная жизнь заиграла, как прежде." Советская сторона не требует реставрации Штендештаата (Ständestaates), но только подчёркивает "нереволюционную" советскую волю в отношении Австрии и пробуждает быструю, насколько возможно, нормализацию культурной жизни. ...Советский указ об открытии театров, ночных клубов, концертных залов и кино прошёл в Вене через несколько дней после начала оккупации, ещё до 18 апреля. По советскому указу Государственная опера начала репетиции к началу спектаклей. Советское желание было донесено до Венского филармонического оркестра - как можно быстрее начать выступления под руководством своего известного дирижёра Клеменса Краусса, чья роль в национал-социалистической культурной жизни не являлась помехой для советской стороны. Немного позже новый руководитель Городского театра Рауль Аслан получил указание от майора Левитаса на открытие своего театра. 27-го апреля после 2-х генеральных репетиций состоялся первый филармонический концерт после окончания войны. ...С лета начали работу многие венские кабаре.»
Эта статья на немецком хранится в архиве Игорь Лапидуса — внука дважды упоминающегося в ней Мирона Исааковича Левитаса. А перевела отрывок из статьи с немецкого — дочь Игоря, то есть, внучка Мирона. Вот такое во всех трех поколениях замечательное семейство.
Выводы каждый волен делать сам, но непременно держа в голове 27 млн. жизней, отданных советскими гражданами для победы в той страшной войне. Единственное, чего не стоит делать, это подозревать автора этих строк в попытке апологетики ненавистного автору свирепого сталинского режима. Тем не менее, поразительные для самого автора факты по немедленному после советской оккупации возрождению культурной жизни Австрии остаются фактами. И они делают нынешние попытки бойкота русской культуры в просвещенной и жутко толерантной Европе особенно смехотворными и жалкими.
Постскриптум:
У Набокова есть поразительное эссе «Правда и правдоподобие». Главный его герой — Пушкин. Там есть такие строчки:
«Вот, он этот невысокий, живой человек, маленькая смуглая рука которого написала первые и самые прекрасные строки нашей поэзии».
В какое неописуемое изумление, переходящее в столь же неописуемую ярость, пришел бы Владимир Владимирович, доведись ему увидеть украинский камнепад из памятников боготворимому им Пушкину, и поддержку этой гнусной затеи со стороны европейских правителей.
Если вернуться к «маленькой смуглой руке», то нельзя не признать, что все они, и вандалы-исполнители и их защитники, в основном используют свою правую руку, чтобы: держать ложку/вилку, подписывать безумные приказы, наподобие тех, что враз отменяют важнейшую и неотъемлемую часть мировой культуры, давно принадлежащей всему человечеству, ну, и, разумеется, для того, чтобы.... подтираться. И потому с окончанием своего физического существования они уйдут в небытие.
Но вот при жизни им, этим убогим временщикам, хорошо бы понять, что того, кто давно прописан в вечности, нельзя ни унизить, ни предать забвению, ни отторгнуть от народа, его породившего. А запретом его книг и забвением его памяти можно лишь обокрасть себя и своих собственных детей, разумеющих по-русски, лишая их высшего наслаждения, доступного любому дитяти — слушать и читать сказки Пушкина.
Комментарии
Интересно, а от действий российских войск в Мариуполе, в Харько-
ве ни один памятник Пушкину не пострадал?
Кстати, а как вы, Тучинская относитесь к тому что в Бородянке Киевской области российские войска расстреляли памятник Тарасу Шевченко? Тоже негодуете?
https://www.ukrinform.ru/rubric-regions/3450147-okkupanty-rasstrelali-pa...
И ещё такой вопрос: сейчас вот многие стенают насчёт русской культуры. А почему не было стенаний, когда в путинской РФ в нулевые и десятые нишу культуры заняли хамские песни группы Ленинград, да садистские фильмы и сериалы типа Антикиллер, Литейный, Карпов, когда федеральные каналы можно сказать рекламировали хамство, матерщину, насилие. Почему тогда никто не спрашивал, а где же великая русская культура? А сегодня поколение, воспитанное на этом на всём творит то, что мы видим сегодня. А вы тут про Пушкина, да про Чайковского
Отвечаю, неутомимый вы наш
Отвечаю, неутомимый вы наш.Тучинская плохо относится к глумлению над памятниками писателям, любым, даже сугубо местного значения. Перечисленные Вами сериалы, г-ин Рязанов, не только никогда не видела, но и названий не знаю. Песни Шнура люблю. Три его песни. В Питере - пить, Дорожная, и На лабутенах. Талант, талант...Да, именно, Пушкин и Чайковский, наилюбезнейший Роман Рязанов. У тех, кто не смотрит подлых (в смысле - пошло-бездарных) сериалов остается время на Пушкина. Культурки, значит недостает Вам /в России, драгоценнейший. А как Вам вот эта прелестная новость с Незалежной:
На этой неделе Директор Украинского института книги Александра Коваль заявила, что из публичных библиотек необходимо изъять более 100 млн экземпляров русских книг. Будучи спрошенной, предусматривает ли этот процесс изъятие из библиотек российской классики, патриотически настроенная, и как видно, назло языку страны-агрессора, не вполне грамотно, чтоб не сказать, косноязычно, на нем изъясняющаяся, Александра Коваль сказала нечто поразительное, для дамы, пусть даже полуграмотной, но работающей на "ниве культуры": «Все мы читали эти книги, в мои школьные годы была сплошная русская классика, которая считалась вершиной мировой письменности. За счет того, что мы достаточно средне знали мировую классику, многие остались с убеждением, что это действительно та литература, без которой невозможно развить интеллект и эстетические ощущения, быть образованным человеком. На самом деле это не так. Именно такие русские поэты и писатели, как Александр Пушкин и Федор Достоевский, заложили основы «русского мира» и «русского мессианства. Это действительно очень вредная литература, она может действительно влиять на взгляды людей. Поэтому мое личное мнение, что эти книги также должны быть изъяты из публичных и школьных библиотек.»«Речь идет не только об изъятии этих книг. Речь идет о том, что эти книги могут пойти на макулатуру. И, соответственно, поскольку с бумагой есть вопросы, на них могут даже наши издатели печатать украинские книги», — прокомментировал слова книжной начальницы Министр Культуры Украины Ткаченко.
Проняло Вас, г-ин Рязанов, как русского человека? Главные культурные начальники Незалежной полагают Пушкина и Достоевского - вредными для своего народа, и пускают их на макулатуру, чтобы печатать "полезных" украинских письменников. Культурой на Украине ведают даже не Швондеры, а Шариковы. Ну, это же в натуре повторение булгаковского сюжетца:
- Послушайте, что же вы делаете с этими убитыми котами? - На польты пойдут, из них белок будут делать на рабочий кредит" - сказал Шариков. 100 млн. "убитых котов" - о таком никто и мечтать никто не мог. Что рядом с этим «451 градус по Фаренгейту» с селекцией и уничтожением книг?
Найдется ли на Украине хотя бы небольшая группа маргиналов, а ла бредбериевский Монтэг, которые заучивают тексты книг, уготованных для уничтожения, чтобы спасти их для потомков?
Кажется, я ответила на все Ваши вопросы, любознательный Вы наш. Ах, Бродского на вас на всех нет, с его "На отделение Украины !"
Русский мир и русская культура
Эти два понятия нельзя сравнивать и даже говоря о них вместе сегодня. Русский мир сегодня звучит так же как Третий Рейх. Господин Соловьев и другие специалисты агитпропа русского мира аплодируют статье госпожи Тучинской, ее острому языку в лучших традициях советских газет руководимых и направляемых ЦК КПСС по использованию вроде бы правильных но немного передернутых понятий, выдернутых цитат, добавленных мелких уточнений (господин совравши), притягивания за уши и цитирование Набокова и Бродского для усиления сказанного и т.д.
Печатать это в Чайке кажется неуместным даже с учетом редакционного предисловия. Стыдно редакции и г-же Тучинской (А может нет?).
ответ на кляузу ябедника GB
Ваш комментарий, г-ин ГБ - ни что иное, как - донос. Ну, хорошо, смягчим до кляузы. Начальству (в данном случае - Редакции Чайки) дают знать, что она не проявила достаточной политической бдительности, допустив на страницы своего издания мысли некоей Тучинской, вызывающе несовпадающие с мнением самого ябедника.
Хочу напомнить г-ну ГБ, самым непотребным образом ставящего Русский Мир на одну доску с Третьим Рейхом, что определение феномена фашизма (не путать с нацизмом, идеологией Рейха), не зависит от лево-правого спектра взглядов. Фашизм - это применение насильственных методов, чтобы заставить людей думать, говорить, и действовать в желаемом направлении. Упрекать Редакцию в опубликовании текста, где на примере реальных фактов высмеивается "борьба с Пушкиным" - в этом есть явный запашок фашизма. Все должны думать КАК Я. (как ЕС, как Дем. Партия и т.д.). Не говоря о том, что и стилистика Вашей кляузы - удручающе советская, в духе "Введения Единомыслия на Руси" Козьмы Пруткова. Стиль сей унылой ябеды неопровержимо свидетельствует, что на Вашей прикроватной тумбочке Пушкин, Тютчев, Гоголь с Толстым, Набоков с Лесковыми и прочая, и прочая, и не ночевали.
Ну, а разглядеть попытку провокации в цитировании русских гениев, Булгакова, Набокова, Бродского, мог только бывший совначпупс. И хорошо, если его когда-то "продвигали по профсоюзной линии", а не по партийной. Так то, дорогой ГБ.
А возражать надо по существу. Опровергнуть хоть один факт из написанного мною - слабо? А Соловьеву, как и любому другому знающему русской грамоте человеку, могло понравиться, спору не выйдет. Потому, что написано с независимых позиций и изложено "на ятъ".
Мне сложно что-то добавить к вашему сумбурному ответу
Но нравится Вам, Тучинская, или нет но процесс отказа, скажем так, угнетённого империей народа от имперской культуры есть процесс естественный и закономерный, пусть и болезненный прежде всего для носителей той самой имперской культуры.
Жаботинский которого вы, Тучинская, любите цитировать убил в себе не только, русского интеллигента, но и талантливого русского писателя во имя еврейской национальной идеи Он говорил:
" Я, знающий половину произведений Пушкина наизусть готов в любой момент отдать современную русскую поэзию за семь букв из еврейского квадратного алфавита"
Цит по И.Недава Владимир Жаботинский Ростов- на- Дону Феникс С. 135
А собственно памятники Пушкину во всех уголках бывшей советской империи - это заложники советской культурной экспансии. По мере того как народы бывшего СССР будут преодолевать советское имперское наследие эти памятники будут разрушать ещё и ещё. Англичане были умнее совков, когда не ставили в Индии, в Ирландии, в Нигерии на площадях городов стандартизированные памятники Шекспиру или Киплингу тем паче. Видимо, англичане понимали, что "туземцы" рано или поздно станут независимыми и снесут эти памятники. Так что памятник Пушкину, к примеру в Мукачево, это всё тот же отштампованный пропагандой образ поэта, против которого восставал ещё А.Синявский в своих "Прогулках с Пушкиным" Русская культура немногое потеряет если эти образы исчезнут.
К тому же культура Тучинская, питается трагедиями, неслучайно слово " трагедия" пришло к нам из древнегреческого театра. Все самые великие произведения русской литературы ХХ века - романы Солженицына, Гроссмана, Астафьева. посвящены трагедиям ХХ века - коллективизации, репрессиям 30-х, войне СССР с Германией. Такая трагедия как путинская " спецоперация" неизбежно породит новые талантливые произведения новых талантливых писателей. Так что в сущности русская культура сколько же потеряла от запретов, столько же и приобретёт в будущем, как бы цинично это ни прозвучало.
К тому же русская культура сохранится каким бы ни был исход " спецоперации", а вот украинская культура, украинское слово при полной оккупации страны путинскими войсками окажется на грани исчезновения. Не стоит забывать об этом!
Так что сегодня основная проблема это не памятники Пушкину и не запрет Чайковского в Японии. Главная проблема - остановить войну И если запрет Чайковского, разрушение памятника Пушкину заставит кого-то задуматься из русских людей, то, что ж, пусть запрещают и разрушают! ( Хотя не скрою возможен и вариант обратный, когда запреты только озлобят русских и сплотят их вокруг власти, поэтому действительно с запретами нужно быть осторожнее)
Культура - не кунсткамера и не египетская гробница, где навечно забальзамированы Пушкин и Чайковский. Если сегодняшние запреты помогут нам очиститься, то мы очистимся и пойдём дальше, мы, русские люди, создадим ещё и краше и лучше!
Я согласна, что главная
Я согласна, что главная проблема сегодня - это остановить войну. Но почему Вы не заметили совершенно сенсационного сообщения о грядущем варварском уничтожении 100 млн. русских книг? Я проверила по разным источникам. Это не фейк.
А почему вас так волнует уничтожение книг, когда гибнут люди?
Думаю всё вы прекрасно понимаете, что если бы Путин не напал бы на Украину, положение русской культуры, русской литературы там бы не было таким фатальным. Но вы занимаетесь самолюбованием, вам хочется привлечь к себе внимание. Вот потому вы и пишите свои статьи, разжигая ненависть к Украине. А разжигать ненависть во время войны к одной из сторон конфликта - это значит отдалять окончание войны.
А что до уничтожения книг так говорят, в так называемых ДНР и ЛНР уничтожают украинские книги. Но вы же это не замечаете! И большевицкая комиссия библиотечная во главе с Крупской в своё время отобрала для уничтожения множество книг, не соответствующих большевицкой идеологии. Но это не мешает сепаратистам ДНР иметь библиотеку в Донецке имени Крупской
Клеветникам Украины
Защищать память Пушкина в разговоре об Украине, уклоняясь от упоминания "Клеветникам России" - это уходить от разговора по существу, говорить на уровне штампов, т.е. вольная или невольная демагогия. А когда эта защита исходит от литературного эрудита, то это просто непростительно.
Кстати, специально для эрудита: АСП практически не известен за пределами Русского рейха и бывших владений Российской империи. Это не Толстой, Достоевский или Чехов.
Тимофею от эрудита:
Пушкин и вправду не входит в эту триаду. Ни один перевод не передает гармоничекой прелести его стиха. Ахматова говорила, что, мол, нас с Пушкиным переводить трудно, практически, невозможно. Мы слишком совершенны для этого. В переводе остается лишь некая банальность.
«Пушкина переводить нельзя. Его поэзия как древнее заклинание, передающееся от отца к сыну, от сына к внуку, от внука к правнуку. В заклинании ни одного слова тронуть нельзя – ни заменить, ни изменить, ни подправить, ни переставить, - тотчас же магия исчезает. Исчезает та магическая радиоактивность, та эмоциональная сущность, которая дает жизнь. Остается смысл слова, но магия исчезает. И с этим спорить нельзя».
А украинцам не надо перевода. С чем же они останутся, отбрасывая Пушкина? Вот что буквально сегодня сказал по этому поводу соратник П.М. Венгрии Жолд Байер:
"Если уберем русскую культуру из украинской культуры, то, что останется, будет плачевно мелким и глупым".
Да, Пушкин и Жуковский патриотически радовались подавлению польского восстания, и это чувство нашло отражение в гениальном "Клеветникам России". А судить поэта первой половины 19-го века по этическим меркам и оценкам социума 21-го века- это детски наивно, чтоб не сказать- неумно. Тщательнее надо, Тимофей. Да, и с Третьим Рейхом - это подлость. "Русский мир" победил Третий Рейх страшной ценой 27 млн. жизней своих граждан.
Русский мир победил?
Тщательнее надо, эрудит, обдумывать свои слова.
Во-перцых, если имелось в виду, что СССР победил, то это правда только по советским (сталинским) историческим штампам. Ах, да, ещё есть бывший министр культуры, фейковый доктор ист. наук со своим военно-историческим об-вом. Но от фактов не уйдёшь - Германия проиграла не СССР, а антигитлеровской коалиции. Без ленд-лиза СССР не мог бы мечтать не только о победе, но и о собственном существовании. (Как и я, конечно).
Во-вторых, "Русский мир" просто не участвовал во Второй Мировой войне. И 27 миллионов - это вовсе не часть этого пресловутого "Русского мира". Более того, абсолютное большинство погибших русских не были частью "Русского мира". Да и среди живых сыскать их было бы трудновато. Если это образование где-то и существовало, то только вне СССР.
Другое дело - в конце войны, и особенно после войны. Потом было затишье лет на 20-30, и, наконец, в 70-х началось. Но по-настоящему "Русский мир" заиграл мускулатурой, напился крови только в 2014. Ну а в 2022 он и превратился в "Русский рейх".
Но вспомним Джульетту, оставим терминологию. Центральная идея в Вашем тексте - это не оценивать тексты, созданные в одной эпохе по меркам другой. Вот это и был бы разговор по существу: что это стихотворение устарело, и из-за него сердиться на АСП нельзя.
Замечательно. К сожалению, "Клеветникам России" как раз и не устарело. Ведь его содержание, если опустить все бессмысленные оскорбления чужаков, сводится ко вполне современному девизу "если надо - повторим". А со всеми эпитетами типа "Кичливый лях", "верный росс", "наглая воля" оно просто не способно быть не то что гениальным, но даже просто хорошим.
Но одно или несколько неважных стихов не делают погоды. АСП - очень хороший, просто гениальный поэт. Для тех, кто владеет языком. К сожалению, в Украине сейчас намного актуальней раздобыть еды, добежать до бомбоубежища и самому, и детям, и родителям, чем читать и ценить стихи, и АСП в том числе.
Мне тоже следовало тщательней обдумать, о чём пишу. Спасибо эрудиту за совет. "Верные россы" уничтожают людей, а я - про памятники...
Не нужно особой эрудиции,
Не нужно особой эрудиции, чтобы знать следующее. Гордиться своей причастностью к огромной, тупой, злобной силе, которой все боятся, недостойно цивилизованного европейца. Такие и в России бывали в прошлые эпохи, включая первую половину ХIХ века, хотя никогда погоды там не делали. Вот как откликнулся поэт Петр Вяземский, друг-приятель Пушкина, на его стих "Клеветникам России". Написано 191 год назад, а читается куда как современно:
"Курам на смех быть вне себя от изумления, видя, что льву удалось, наконец, наложить лапу на мышь. В поляках было геройство отбиваться от нас так долго, но мы ДОЛЖНЫ были окончательно перемочь их: следовательно, нравственная победа все на их стороне… Пушкин в стихах “Клеветникам России” кажет европейцам шиш из кармана. Он знает, что они не прочтут стихов его, следовательно, и отвечать не будут на “вопросы”, на которые отвечать было бы очень легко, даже самому Пушкину. За что возрождающейся Европе любить нас? Вносим ли мы хоть грош в казну общего просвещения? Мы тормоз в движениях народов к постепенному усовершенствованию нравственному и политическому. Мы вне возрождающейся Европы, а между тем тяготеем на ней. “Народные витии”, если удалось бы им как-нибудь проведать о стихах Пушкина и о возвышенности таланта его, могли бы отвечать ему коротко и ясно: мы ненавидим или, лучше сказать, презираем вас, потому что в России поэту, как вы, не стыдно писать и печатать стихи подобные вашим."
Вряд ли кто в русской культуре современнее и изысканнее, чем нобелевский лауреат Иосиф Бродский, а послушать, что он пишет на независимость Украины, и слышится та же имперская фанаберия, которая двa века назад вызывала отвращение у Вяземского. Стоит ли удивляться, что токсичность "русского мира" перенеслась и на эту культуру, и с нею больше не хотят иметь дела: косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Привести знаменитое
Привести знаменитое ругательное, и как Вы верно заметили, великолепное письмо Вяземского к Пушкину более, чем уместно в контексте этого разговора. Но Вас может ужасно разочаровать письмо Пушкина Вяземскому на ту же тему от 1 июня 1831-го года:
“Ты читал известие о последнем сражении 14 мая. Не знаю, почему не упомянуто в нем некоторые подробности, которые знаю из частных писем и кажется от верных людей: Кржнецкий находился в этом сражении. Офицеры наши видели, как он прискакал на своей белой лошади, пересел на другую бурую и стал командовать — видели, как он, раненный в плечо, уронил палаш и сам свалился с лошади, как вся его свита кинулась к нему, и посадила опять его на лошадь. Тогда он запел “Еще Польска не сгинела”.... Все это хорошо в поэтическом отношении. Но все-таки их надобно задушить, и наша медленность мучительна”.
Не спешите упрекать Пушкина. Там есть исторические детали, связанные с тем, что Россия одна встала ЗА интересы Польши, бывшей на стороне Наполеона, против всей Европы после победы над Наполеоном,. И поэтому восстание польское рассматривалось в России как подлое предательство.
Есть еще одна сторона - иррациональная. Толстой, для которого слова "патриот" и "негодяй" были синонимами, седобородым старцем, известным человечеству своим крайним пацифизмом, записал в своем дневнике 31-го декабря 1904 года: “Сдача Порт-Артура огорчила меня, мне больно. Это патриотизм”.
Но знаете, что самое главное: Разборки Пушкина с Вяземским, и Александра Тургенева с Жуковским, не нарушили их душевной близости и дружбы. Тут нам всем надо у них учиться.
А возвращаясь к теме крушения памятников Пушкину на Украине, остаюсь при мнении, что на это способны только гунны и варвары, чуждые мировой культуре. И мало того, что не ведающие кто есть Вяземский с Жуковским, но никогда (после школы) не прочитавшие ни строчки и своих местных письменников. Какой уж тут Пушкин.
Оригинальная оценка.
"Там есть исторические детали, связанные с тем, что Россия одна встала ЗА интересы Польши". Наверно, речь идёт о Венском Конгрессе.
Таким образом, интересы Польши - полностью оказаться под пяткой русского царя, а не частично. Какое совпадение, что интересы ПОльши совпали с интересами России!
И как замечательно, что История - Ваш конёк.
Варвары и гунны это те кто разрушает города, а не те кто
сносит однотипные не представляющие, как правило историко-культурной ценности памятники. Памятники Пушкину по всему бывшему СССР это зачастую только признаки, своеобразные пограничные столбы, советской, я подчёркиваю не столько русской, сколько именно советской культурной, а точнее идеологической, экспансии.
Потому что, думаю, в царской России никому не пришло бы в голову ставить памятник Пушкину где-нибудь в Гомеле или в Ровно, где и Пушкин никогда не был, и о Пушкине никто не слышал. Эти памятники Пушкину в СССР также бездарно клепали, как и памятники Ленину. Поставить памятник Пушкину в СССР, назвать улицу в его честь в любом городе это просто для советской власти был способ идеологической стандартизации жизни населения. Поэтому я лично ничего страшного не вижу в том если на Украине снесут несколько таких памятников.
А вот то как поступили российские военные с Мариуполем, с Волновахой - это действительно достойно гуннов и варваров! Но почему-то вы не осуждаете такие вещи!
И в том как вы называете украинских писателей " местные письменники" в этом явно сквозит злоба и ненависть к украинцам. Дарэчы на беларускай мове "писатель" таксама будзе "пісьменнік" Дык што?
Вы упрекаете украинцев в том, что они мало после школы читали Пушкина? А много ли россиян, русских людей знают о том, кто такой И.Франко или Я.Купала или А.Навои или, Шолом-Алейхем? И что они написали?
Всё дело в том, что власть как царская, так и в меньшей степени советская, культивировала в русском народе великодержавное презрение к культурам соседних народов. А сегодня соседние народы платят русскому тем же самым.
В чеховском рассказе "Учитель
В чеховском рассказе "Учитель словесности" герои обсуждают тему сочинения "Пушкин как психолог", и поручик Гернет говорит, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника. Заметим: в Москве, не в Петербурге, не во всех губернских городах, не говоря об уездных. Эти памятники размножились по всему Советскому Союзу начиная с юбилейного 1937 года, памятного и во многих других отношениях. Пушкин на постаменте был символом "мира державного", имперского, с которым поэт был связан не ребячески, а вполне тесно.
У пост-советской России были возможности вдохнуть новую жизнь в эти старые символы, сделав "русский мир" притягательным для соседей. Но воспользоваться ими она не могла в силу своей природы. Наблюдения де Кюстина двухвековой давности нисколько не потеряли актуальности. Отсталость, хамство, стремление всех покорять, учить, и вести за собой - остались те же самые. Вот теперь Путин и Лавров заклинают цивилизованный мир не помогать Украине прямо-таки пушкинскими строками: "Оставьте: это спор славян между собою; вам непонятна, вам чужда сия семейная вражда", и т.п. A поэт Бродский убеждает украинцев декламировать на смертном одре "строчки из Александра, а не брехню Тараса."
У нас тут в Вашингтоне стоит памятник Тарасу Шевченко, на постаменте которого выбиты его строки (в буквальном переводе на русский): "Когда ж Украина Вашингтона дождется с верными и справедливыми законами? Дождемся ж мы когда-нибудь!" Сравним эту мысль, не потерявшую своей актуальности, с призывами его современника Пушкина задушить борющихся за свою свободу поляков, да поскорее, и трудно упрекать украинцев в желании поскорее избавиться от его статуй, наряду со всей прочей атрибутикой токсичного русского мира. Вот когда, в неведомо каких столетиях, Россия дождется своего Вашингтона с верными и справедливыми законами, к этому вопросу можно будет вернуться.
Хм... Надо полагать Украина
Хм... Надо полагать Украина уже дождалась своего Вашингтона. Ну, того самого, который на Портале 95 пенисом по клавишам фоно стучал с коллегами по comedy club цеху. Дивное зрелище.
Бродский написал подлые стихи на отделение Украины. Спору не выйдет. Но памятники Пушкину уничтожают.... Я уже столько раз об этом писала. Да Вы и сами прекрасно понимаете, почему они это делают. Не читая Пушкина, но животом понимая, что это неотчуждаемая от Россия слава ее и национальная гордость. И что у них гения такого масштаба нет, как бы Вы не расписывали талант их лучшего поэта. Но что у украинцев прекрасно без прикрас, это фолк. Я в одну из поездок в Питер, диск такой купила. И слушаю до сих пор. А "Учитель словесности" только что перечитывала. Такое совпадение. И "с миром державным я был лишь ребячески связан", ловко у Вас вышло ввернуть.
Добавить комментарий