Конечно, те, у кого в школе по истории была пятёрка, скажут, что крепостное право было отменено в России ещё в 1861 году манифестом государя императора Александра Второго. А большевики-коммунисты его восстановили. Опять же по истории знаем, что были колхозы, трудодни и у колхозников отбирали паспорта. В нынешней России крепостной строй изменился по форме, но не по сути.
Был когда-то кинофильм под названием «Крепостная актриса». Там барин-самодур держал при себе театр из крепостных. Сегодняшняя Россия – всё тот же театр, в котором барин-самодур держит актрис и актёров в крепостных. Мол, мы тебя кормим, мы тебя и танцуем. Государственные театры потому и называются государственными, что деньги им даёт правительство. Если режиссёр отличается свободомыслием, пытается работать по совести и не считает себя крепостным, то государство с помощью разных приёмов делает такого режиссёра безработным. Актёры ещё более зависимы от барина.
Поэтому я не могу осуждать их за конформизм, за молчание. Я вообще не уверен, что молчание – знак согласия. Молчание можно толковать и как знак несогласия. Молчание народа в заключительной сцене Пушкинской трагедии «Борис Годунов» зловещее. В таком молчании кроется внутреннее сопротивление. Крепостные молчат, потому что зависимы. Кинофильм «Крепостная актриса» был поставлен по оперетте Николая Стрельникова «Холопка».
Но на мой слух есть разница между понятиями «крепостной» и «холоп». Крепостные вызывают у меня сочувствие. Холопы – презрение. Холоп – это раб, не только приспособившийся к рабству, но и радующийся умению извлечь из своего рабства выгоду. Я сочувствую российским режиссёрам, которые вынуждены молчать и этим как бы подыгрывают властям, чтобы не потерять свой театр, не оставить актёров без работы, без средств к существованию.
Театр держится не на звёздах, а на так называемом «середняке». Эти «середняки» не скопили денег за счёт зарплаты, не купили недвижимость в Европе и не смогут, уехав, зарабатывать своей профессией за границей. Им некуда бежать. Они крепостные. Они молчат. А холопы лезут на сцену, кричат, поют барину осанну, призывают других быть «патриотами» и отдавать жизнь за хозяина. Это те самые холопы, которые пишут доносы на «врагов народа», называемых ныне «иноагентиами». Холопы...
У Соломона Михоэлса, руководившего Московским государственным еврейским театром, был один актёр-прилипала, который на каждом углу кричал о гениальности своего действительно гениального режиссёра и актёра, первым бежал исполнять его просьбу. Но когда по приказу Сталина Михоэлс был убит, а затем объявлен врагом народа, тот актёр ходил по коридорам киностудии «Мосфильм» в драном пальто и кричал: «Посмотрите, в чём оставил меня враг народа Михоэлс!» И, знаете, этот холоп получал-таки малюсенькие рольки, которыми кормился, в то время как другие актёры закрывшегося еврейского театра голодали. Голодали, молчали, боялись, но не подличали.
Будет ли в России отменено крепостничество? Вряд ли. Уж очень удобна такая система управления народом. А холопство? К сожалению, оно неискоренимо, особенно там, где свободы никогда не было.
Добавить комментарий