До недавнего времени в российском обществе вообще не возникал вопрос об антисемитизме Путина. С самого прихода его к власти пикейные жилеты всяческих мастей уверяли почтеннейшую публику: «Уж что-что, а наш совсем не антисемит ─ и даже наоборот». В ход шли самые «железобетонные аргументы»: «да у него все друзья ─ евреи»; «в России во власти полно евреев»; «его в Израиле принимают как родного»; «да он посла Польши в гитлеровском Третьем рейхе назвал сволочью и антисемитской свиньей и, помимо всего прочего, подарил своей школьной учительнице немецкого языка Мине Моисеевне Юдицкой, которая репатриировалась в Израиль, квартиру в пригороде Хайфы».
Однако такие события последних месяцев как идиотское заявление министра иностранных дел Лаврова, что Гитлер был евреем или запуск процесса ликвидации израильского агентства «Сохнут» в России, заставляют усомниться в вышеприведённых аргументах. Попробуем понять, в чём причина подобной метаморфозы.
24 февраля 2022 года началась «специальная военная операция», которая, вопреки сценарию её зачинщика и идейного вдохновителя, пошла совсем не «в строгом соответствии с графиком» и не «по плану». О причинах данного пассажа читайте в очерке «Сто дней войны России и Украины» (Журнал «Чайка» от 10 июня 2022 года). Разбор, анализ и «головомойка» по поводу неудач российской армии ещё предстоят, но они не отменяют заковыристого вопроса: «А кто виноват?». И тут на помощь приходит ответ, сформулированный, правда, по другому поводу, престарелым комсомольским поэтом, человеком еврейского происхождения Александром Безыменским:
«Он сам горбат,
стихи его горбаты.
Кто виноват?
Евреи виноваты».
Следует заметить, что очередное появление «еврейской тематики» в российской политике возникло не само по себе, а имеет реальную подоплёку.
Россия, которая с 2016 года пыталась назначить себя ключевым игроком на Ближнем Востоке, в связи с неудачами на украинском театре военных действий была вынуждена отправить в Украину значительную часть своего воинского контингента из Сирии. Раздражённая ослаблением собственных позиций, Москва стала выражать недовольство ударами ВВС Израиля по объектам "Хизбаллы" и Корпуса стражей иранской революции, расположенных на сирийской территории. Например, замглавы МИД РФ потребовал от Израиля «уважать сирийскую территориальную целостность, а также не бомбить сирийские аэродромы».
Ещё большую обеспокоенность и раздражение российского руководства вызывают серьёзные успехи Израиля в добыче энергоресурсов. Еврейское государство за последние годы превратилось в одного из весомых экспортеров газа. Извлекаемые запасы месторождения «Тамар» в 2020 году составили 300 миллиардов кубометров ─ почти половина от годовой добычи газа в России. И всего год спустя в этом же районе Восточного Средиземноморья было открыто новое месторождение «Левиафан», по своим запасам превысившее Тамар в два раза.
В июле текущего года Израиль подписал соглашение об экспорте природного газа в Евросоюз, согласно которому газ с израильских месторождений будет поступать в Египет, там сжижаться, и уже оттуда транспортироваться к газохранилищам Европы. То есть, Евросоюз сделал очередной шаг по решению продекларированной задачи ─ сокращению зависимости от российских энергоресурсов.
И сделал это при помощи Израиля, чего в Москве совершенно не ожидали, поскольку там считают, что основные запасы газа именно у них, а у всех остальных ─ так, ничего серьезного, и можно диктовать всему миру свои условия.
В Евросоюзе сейчас прямо говорят, что, помимо газа, высокоразвитый израильский сельскохозяйственный сектор может сыграть важную роль в противодействии попыткам России превратить продовольствие в оружие, что, конечно же, не добавляет симпатии к еврейскому государству.
Политолог Аббас Галлямов считает, что «нынешний кризис в отношениях России с Израилем – это еще одно доказательство ослабления Путина в российской политике». Не секрет, что в среде российских силовиков антисемитизм – явление достаточно распространенное. До сих пор открыто проявлять его, однако, было не принято. Дело в том, что сам Путин – не антисемит, он вообще человек, к этническому фактору равнодушный. Зато вот к Израилю российский президент исторически относился очень хорошо. К тому же Израиль традиционно равнодушен к правозащитной риторике и никогда не пытался давить на Россию, используя обвинения в нарушении прав человека и подавлении демократических свобод. После нападения на Украину Израиль, например, не ввел против России никаких санкций, а еще отказался продавать Украине оружие, хотя та очень об этом просила. Месяц назад – после скандала, связанного с заявлением Лаврова о еврейских корнях Гитлера, – Путин счел возможным в разговоре с тогдашним премьер-министром Израиля Беннeтом даже извиниться – вещь, которой он до этого совершенно не злоупотреблял.
Тот факт, что, несмотря на слабость, которую Путин всегда испытывал к Израилю, Россия все-таки пошла на обострение отношений с ним, – при том, что объективно оно ей невыгодно, у нее и без того недоброжелателей хватает, – нельзя объяснить ничем иным, кроме роста влияния силовых ведомств. Для российских генералов их давняя ненависть к евреям оказалась важнее внешнеполитических интересов страны. МИД они контролируют уже полностью, да и Минюст, когда-то считавшийся либеральным ведомством, уже давно вотчина силовиков.
Похоже, у Путина уже не осталось сил спорить с руководителями своих силовых ведомств. Медленно, но верно они забирают контроль над российской политикой себе.
Журналист Анна Наринская в статье «Антисемит ли Путин», опубликованной в издании «The Moscow Times» отмечает:
«Российские евреи — классические носители того, что называется «двойной лояльностью». В советские времена их обвиняли в том, что вот «на вид они наши, советские люди и даже получают от власти дивиденды, но поскреби их — и сразу станет понятно, что их «еврейскость» (семейственность, чадолюбие, книжность) им важнее. А при случае они вообще даже могут свалить в свой Израиль».
Теперешний режим, одна из главных составляющих которого — требование полной предсказуемости населения, вполне может не захотеть мириться с такой неполной лояльностью. Образ еврея с вредоносной «фигой в кармане» вполне может оказаться в центре пропагандистских разработок.
И никакие личные друзья Путина этому не помешают.
Добавить комментарий