Это случилось 15 лет назад, но обсуждается до сих пор. Вряд ли я смогу рассказать вам разгадку этого детектива – ведь это подлинная история, а именно о жизни особенно трудно узнать правду. По крайней мере я сообщу вам, и кажется уже скоро, решение, которое вынесет суд. И тогда верить или нет этому решению – дело ваше.
6 декабря 2006 года в Кацрине - маленьком ухоженном городке на севере Израиля, была убита тринадцатилетняя девочка Таир Рада. Ее нашли мертвой в школьном туалете. На теле были множественные следы насилия и ножевые ранения. По подозрению в убийстве был задержан Роман Задоров – ему тогда было 29 лет. В то время русскоязычное население Израиля не делало акцент на том, что Роман - гражданин Украины.
Мы воспринимали его как «своего брата» репатрианта. Мы (вернее я, не знаю, как остальные) даже не сообразили, что Роман не репатриант – он не был евреем. Он приехал в Израиль по туристической визе и остался нелегально, как-то подрабатывал. Встретил Ольгу, приехавшую ранее из Мариуполя и уже успевшую получить профессию экономиста. Они поженились. Не знаю, как именно они зарегистрировали брак: в Израиле, где религия не отделена от государства, нельзя вступить в брак не в религиозной общине и не с единоверцем. Еврейка не может выйти замуж за нееврея (соответственно и еврей не может жениться на нееврейке), причем это правило соблюдается настолько строго, что раввинат требует от репатриантов документального подтверждения еврейства. Гражданского брака не существует, но брак, оформленный за границей, признается - так что выход есть.
После заключения брака с Ольгой Роман проходил ступенчатую процедуру получения израильского гражданства. Украина, в отличие от России, двойного гражданства не признает. До завершающего собеседования оставалось два месяца. Однако в этот период он был арестован. То есть с тех пор он живет без гражданства.
В той школе, где произошло убийство, Роман занимался ремонтом. У него были инструменты, среди них и нож. Нож – орудие убийства - не нашли. После задержания он был отпущен, но через неделю вновь задержан по подозрению в убийстве. Полиграф не дал четкого ответа. Мотив убийства не установлен. Специально подсаженному в камеру человеку («подсадной утке») Роман признался в убийстве, потом он реконструировал преступление на следственном эксперименте.
К суду долго готовились. В 2010 году Задоров был признан виновным и осуждён на пожизненное заключение. В 2014 и 2016 годах он подавал апелляции, которые были отклонены. Обвинительный приговор был подтвержден.
Дело об убийстве Рады Таир вызвало огромный резонанс в СМИ. Родители девочки выступали с заявлениями, что не верят в виновность Задорова и требовали пересмотра дела. Шмуэль Рада, отец девочки умер через девять лет после ее убийства, успев буквально за несколько часов до смерти на больничном амбулансе прибыть на торжественное открытие синагоги имени Таир. Это событие широко освещалось, я смотрела по телевизору. Мать Таир, Илана, продолжает говорить, что интуиция подсказывает ей, что расследование не доведено до конца. Журналисты утверждают, что измученная женщина призывает не верить государственной прокуратуре и полиции. Существует гипотеза, что прокуратура, полиция и судебные органы продолжают настаивать на виновности Задорова лишь потому, что не желают признавать своих ошибок в этом деле. Это серьезные заявления, мне неприятные - хочется верить в нашу судебную систему.
В 2016 году был создан телевизионный документальный фильм-расследование «Тень правды». В трех сериях рассказывается о нарушениях, допущенных, по мнению авторов фильма, в ходе расследования дела об убийстве Таир. Приводятся выдержки из интервью с адвокатами и криминалистами, указывавшими на "темные пятна" в деле Романа Задорова. В заключительной четвертой серии было показано интервью с неким А. (подлинная личность скрывалась, потом мы узнали его имя - Адир Хабани), жителем севера Израиля, который утверждал, что его бывшая подруга, А.К., является истинной убийцей Таир Рады. Государственная прокуратура прокомментировала эту серию, заявив, что изложенная в фильме версия, еще в 2012 году была внимательно изучена полицией Израиля, которая пришла к выводу о ее несостоятельности. Версия была отвергнута Верховным судом Израиля, так как А. имел "личные мотивы для клеветы на А.К". При этом в фильме говорится, что А. прошел три проверки на полиграфе и все три раза результаты свидетельствовали о том, что он говорит правду. Я не поняла, опровергла ли прокуратура факт полиграфа или его результаты.
Хотя авторами фильма являются, насколько известно, израильтяне нерусского происхождения, а демонстрировался фильм на экране израильского нерусского телевидения, многим из нас казалось, что высказанная в фильме точка зрения о невиновности Задорова призвана не только обелить предвзято осужденного невиновного, но и восстановить справедливость по отношению ко всем русским репатриантам. Чудилась нам в этом деле дискриминация: мол, повесили убийство на попавшегося под руку русского. Потом мы узнали, что А.К., чья личность долго скрывалась, тоже русского происхождения – Оля Кравченко. Но вместо того, чтобы укрепить ощущение дискриминации, этот факт его ослабил. Вообще надоело кричать «наших бьют». Просто в Кацрине примерно треть жителей русскоязычные, совсем не об их происхождении речь.
В 2018 году было обнаружено соответствие ДНК волоса, найденного на теле Таир Рада, генетическим данным Адира Хабани - раньше исследования именно такого вида соответствий (боюсь наврать в научном объяснении, так что не уточняю) были технически невозможны. Адир Хабани утверждает, что в день убийства на Кравченко был его свитер, то есть от этого его волос, от нее. А Кравченко утверждает, что Адир Хабани лжец и садист, который стремится оболгать и уничтожить ее.
В октябре 2019 года адвокаты Задорова подали официальное ходатайство о пересмотре его дела. Верховный суд Израиля обдумывал возможность пересмотра дела более полутора лет. Наконец в мае 2021 года суд принял решение о повторном рассмотрении. В августе 2021 года Задоров был освобожден из тюрьмы и до окончания судебного разбирательства помещен под домашний арест, во время которого он должен находиться в доме своей тещи в Кацрине. Нам показывали по телевидению, как к приезду Романа разукрасили дом шариками жена и двое сыновей. Первый мальчик родился примерно за месяц до ареста Романа, из-за всей этой истории нелегко ему приходится в школе, а второй еще маленький, он появился на свет благодаря тому, что жене давали «семейные свидания». Как объясняла Ольга, им почти на сутки предоставляли чистую комнату с туалетом и душем, даже телевизор и холодильник были. Женам запрещено приносить что-либо, но мужья могут покупать в тюремном магазине и угощать жен. Правда, во время пандемии свиданий почти совсем не было. Зато по телефону можно было говорить много. На тюрьму Задоров не жаловался, хотя она считается довольно суровой. Хочется свободы, а не улучшения условий.
Освобождение под домашний арест с электронным наблюдением задержалось – телевизионный комментатор караулил машину и сетовал в эфире, что она никак не подъезжает. Потом Ольга объяснила, что это было связано с отсутствием у Романа удостоверения личности. Это потому, что израильское удостоверение личности не выдается без гражданства, которого нет у Романа. При выходе под домашний арест Задоров получил временное удостоверение, которое нужно было внести в компьютерную систему, и затем сообщить на все пограничные пункты, что ему запрещен выезд из страны.
В ходе первого судебного разбирательства Задоров давал много лживых показаний. Сейчас он утверждает, что лгал на суде по просьбе защиты, "чтобы получить более легкое наказание". А признался в преступлении перед «подсадной уткой», потому что этот сосед по камере угрожал ему. Свою осведомленность в деталях преступления Задоров объясняет тем, что следователи ему их подсказывали. В ходе повторного разбирательства судьи подвергли критике ход следственного эксперимента. Например, показывая, как он вышел из туалетной кабинки, Задоров передал нож полицейскому, что, разумеется, не могло произойти после убийства. И стоять в момент убийства можно было как-то иначе и покинуть место преступления, как показал на повторном процессе адвокат Задорова, можно было не так, как утверждалось на первом суде.
Некоторые улики обвинения были на повторном процессе отвергнуты. Эксперт по отпечаткам подошв, свидетельствовавший в первом суде о том, что отпечатки подошв ботинок Задорова соответствуют рисунку пятен крови на брюках девочки, на повторном суде запутался и отказался от своих предположений. На ботинках Задорова, которые ранее считались отмытыми от крови, не обнаружено моющих средств. Уборщик, дававший на первом суде показания о вытертых им пятнах крови, признался, что он не помнит этого (он сильно постарел за эти годы), а защита доказала, что в этом месте вообще не убирали. Были обнаружены и следы другой обуви, чей владелец не был обнаружен, то есть убийцей мог быть и другой человек.
Другие косвенные улики можно было отвергнуть только благодаря научно-техническому развитию, произошедшему за эти годы. Так, например, случилось с выдвигавшейся обвинением идеей о пристрастии Задорова к просмотрам короткометражных фильмов, в которых показаны настоящие убийства. Об этом свидетельствовали найденные в его компьютере результаты поиска в интернете. Однако недавно – раньше не было аппаратуры, способной к точному обнаружению дат просмотра - выяснилось, что эти фильмы искал не Задоров, а, видимо, прежний владелец компьютера, купленного Задоровым «со вторых рук», - давно их смотрел, до Задорова.
И все-таки многое Задорову объяснить не удалось. Есть детали, которых следствие не обнародовало, непонятно, откуда он их узнал. Есть какие-то несуразицы, например, всегда его рубашки стирала теща, а в тот вечер он сам рубашку стирал. Есть несовпадения, которые Задоров объясняет тем, что был в шоке.
Трудное решение предстоит принять суду и, возможно, многим оно не покажется окончательными.
Но вообще какая все это трагедия! Ужасно жалко девочку. Да и человека жалко, если он невиновен – столько лет в тюрьме. Жена совсем извелась. Мальчиков жалко. Да и страшно, если убийца на свободе ходит. Или преступник именно тот, кто сидит?
Добавить комментарий