Действующие лица:
Две пожилые сестры, Первая и Вторая.
Большая комната, обставленная старой дорогой мебелью: шкаф, стол, диван, зеркало в старинной раме. Левее центра сцены - рояль. В глубине сцены – мольберт. За ним большое окно. Справа от центра – два кресла. В них расположились две седовласые дамы. Одна, что поменьше ростом, вяжет. Другая, откинувшись на спинку кресла, дремлет. Первая напевает «Элегию» Жюля Массне. Вторая, не окрывая глаз, начинает подпевать.
Первая (работая спицами) – Ну, вот, дня через три закончу.
Вторая – А что ты вяжешь?
Первая – Я же тебе говорила – чехольчик.
Вторая – А-а, да-да. А для чего?
Первая – Пока не знаю.
Продолжат петь. Вторая открывает глаза. Смотрит на вязание Первой.
Вторая – Красиво.
Первая – Тебе, правда, нравится? Я подарю его тебе, когда закончу.
Вторая – Спасибо.
Первая – Тебе пора принять лекарство.
Вторая – Ещё рано. Мне так тепло сейчас. (Кутается в плед)
Первая – Я тоже люблю, когда тепло, когда камин... Помнишь:
«Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьётся огонёк.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылёк.
Видений пёстрых вереница
Влечёт, усталый теша взгляд.
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
.... Хорошо, правда?
Вторая – ...Я не поклонница Фета.
Первая – Во всяком случае, это лучше, чем пишут сейчас.
Вторая – Да, конечно.
Первая (откладывая вязанье) – Всё. На сегодня хватит.
Вторая – Что ты теперь будешь делать?
Первая – Не знаю.
(Пауза)
Первая – Почитай мне что-нибудь из Томаса Чаттертона.
Вторая – Не хочется.
(Пауза)
Первая – Пойду, поработаю.
(Подходит к мольберту. Берёт кисти, палитру, делает несколько мазков)
Первая – Хочу сегодня закончить. По-моему, на этот раз может получиться.
Вторая – Никогда так не говори, пока не закончишь.
Первая – Ой, я не суеверна.
Вторая ( смеясь) – Ну да, конечно, «ты не суеверна»!..
(Пауза)
Первая ( чуть отойдя от мольберта и глядя на полотно) – Нужен твой совет. Я думала добавить ещё несколько деталей... для конкретики... и для атмосферы... Но боюсь испортить. По-моему, можно так оставить...
Вторая – Покажи.
(Первая поворачивает мольберт)
Вторая – Хорошо. Ничего не добавляй.
Первая (просияв) Ой, как я рада! Честно говоря, я очень боялась, что тебе не понравится.
Вторая – Надо, чтобы ещё кто-нибудь посмотрел.
Первая – Кажется, сегодня обещал зайти Рубб.
Вторая – Кто?
Первая – Рубб, это богатый ценитель современной живописи. Он хотел зайти в два.
Вторая – Сейчас уже половина третьего.
Первая – Значит, он должен сейчас зайти.
(Она подходит к окну. Смотрит. Отходит)
Первая – По-моему, постучали, слышишь?
Вторая – Нет. Тебе показаплось.
Первая – Да, показалось.
(Пауза)
Первая – Скажи мне что-нибудь.
Вторая – Что?
Первая – Не знаю.
Вторая – И я не знаю.
(Первая подходит к роялю, тихо касается клавиш)
Вторая – Подвинь меня.
(Первая пододвигает Вторую с креслом к роялю. Вторая начинает играть. Первая слушает чудесные звуки, мастерски извлекаемые из инструмента. Вторая неожиданно прерывает игру и опускает руки)
Первая – Браво! Браво!
Вторая – Тише...
Первая – Что такое?
Вторая – Слышишь?
Первая – Что?
Вторая – Где-то аплодируют... Да-да, аплодируют! Неужели не слышишь?
Первая (притворяясь, будто слышит) – Правда, аплодируют...
Вторая – Это на улице? Посмотри-ка...
Первая – Наверное на улице.
(Подходит к окну)
Первая – Нет. Улица пуста.
Вторая – А за дверью?
Первая (открывая дверь) – Никого.
Вторая – Значит, показалось.
Первая – Показалось.
Вторая – Отвези меня обратно, на моё место.
(Первая отвозит Вторую на старое место. Пауза)
Вторая – Мне грустно. Поговори со мной о чём-нибудь.
Первая (с готовностью) – О чём?
(Пауза)
Вторая – Нет, не надо. Всё уже сказано.
Первая (с готовностью соглашается) – Да-да, всё уже сказано... Знаешь, я думаю переставить этот столик вон туда. А на него мы поставим цветок, который на окне...
Вторая – Пожалуй.
(Первая переставляет столик и цветок)
Первая – Ну, как тебе?
Вторая – Неплохо. Для разнообразия.
Первая – И цветок хорошо смотрится здесь. Кстати, я вчера написала стихотворение в прозе о цветах.
Вторая – Да? Это интересно.
Первая – Прочитать?
Вторая – Обязательно.
Первая – «Девушка и ромашка»....
«В поле жила ромашка. Она была очень хороша собой: юная, желтоглазая, в белом платьице. Она была похожа на балерину, чудом замершую в пируэте. Соседний одуванчик любовался ею, а мак распускал перед ней свои красные лепестки и уже готов был сделать ей предложение, как вдруг пробегавшая по полю девушка сорвала ромашку и стала гадать на ней «любит – не любит». Девушке повезло: последний лепесток оказался на слове «любит». «Он любит! – засмеялась счастливая девушка и вприпрыжку побежала дальше. А сорванная ромашка лежала на траве совершенно голая. Поникла её жёлтая головка, сломан и помят стебелёк. Вокруг неё валялись жалкие лепестки, дрожавшие от ветра. Ромашке было холодно и стыдно. Очень стыдно... Через некоторое время все забыли о ней. Только старый одуванчик иногда вздыхал, вспомниая, как она была красива. Но и он вскоре забыл о ней: слишком много всяких дел и забот... А полевой мак женился, да, на следующий же день. На анютиной глазке. Она, конечно, не так празднична, какой была ромашка, но в ней тоже что-то есть. Во всяком случае, у неё очень красивые глаза. И... на ней никто не будет гадать «любит – не любит». Вы, наверное, хотите знать, что потом произошло с той девушкой? То же, что и с ромашкой».
Вторая – Умница. Прелестно.
(Первая смущена столь высокой оценкой своего творчества)
Первая – Тебе действительно нравится?
Вторая – Зачем же мне лицемерить? Написано очень хорошо. Со вкусом. Хороший ритм. Чувство меры. Умно, образно, поэтично.
Первая (почему-то шёпотом) – Спасибо!
Вторая – Надо бы послать в какой-нибудь журнал.
Первая (с надеждой) – Думаешь, могут взять?
Вторая – А почему нет?
Первая – Ну, могут сказать «Зачем это нам сейчас, в такое трудное время... Читателю нужно теперь совсем другое...» Мне так уже ответили однажды, помнишь?
Вторая – Это было много лет назад... Впрочем... Кто знает... Во всяком случае, сохрани это.
Первая – Хорошо. Тебе пора принять лекарство.
Вторая – На этот раз ты права.
(Первая достаёт бутылочку, рюмочку, в которую капает несколько капель, доливает воду, подаёт Второй. Та берёт рюмочку. Рука чуть дрожит. Поднося рюмку ко рту, немного расплёскивает жидкость. Выпивает.)
Вторая – Я тут пролила чуть-чуть. Вытри, пожалуйста.
(Первая ищет, чем бы вытереть пролитую жидкость, ничего под рукой не находит, берёт листы со своими стихами, промокает мокрое место и затем выбрасывает смятую мокрую бумагу в корзину для мусора).
Первая – Ну вот. Пока всё. Можно, я прилягу? Что-то ноги болят. Ты не возражаешь?
Вторая – О чём ты спрашиваешь! Конечно, ложись. И вообще: ты должна беречь себя. Будешь писать картины, стихи... Может быть, когда-нибудь всё это пригодится... кому-нибудь...
Первая – Да-да, ты права, конечно.
Проходя мимо мольберта, она останавливается, снимает картину, бросает её за шкаф и уходит. Вторая одна. Она с трудом подтягивает своё кресло к роялю и тихонько играет «Элегию» Массне:
О, где же вы, дни любви,
сладкие сны,
юные грезы весны?…
Где шум лесов,
пенье птиц,
где цвет полей ,
где серп луны,
блеск зарниц?
O, doux printemps d‘autre fois,
vertes saisons,
Vous avez fui pour toujours!
Je ne vois plus le ciel bleu;
Je n‘entends plus
les chants joyeux des oiseaux!
Добавить комментарий